Кредитно- денежная и валютная политика Центрального Банка России в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

Работа содержит 1 файл

курсавик.docx

— 80.00 Кб (Скачать)

В целях повышения эффективности  денежно-кредитной политики за счет усиления воздействия операций Банка  России на краткосрочные ставки денежного  рынка были приняты решения о  переходе в ноябре 2010 г. к эмиссии  трехмесячных облигаций Банка России с периодичностью размещения раз  в два месяца и о прекращении  с 15 декабря 2010 г. выполнения Банком России функций маркетмейкера по своим  облигациям на вторичном рынке (прил. 10).

Нормативы обязательных резервов, установленные Банком России, в 2010 г. составляли 2,5% по всем категориям резервируемых  обязательств.

Благодаря значительному  объему свободных средств в банковской системе спрос кредитных организаций  на операции рефинансирования оставался  относительно низким.

Общий объем предоставленных  кредитным организациям кредитов без  обеспечения за 2010 г. составил 131,7 млрд. руб. против 3,4 трлн. руб. за предыдущий год. В рамках проводимой работы по постепенному свертыванию использования  антикризисных инструментов Совет  директоров Банка России 30 июня 2010 г. принял решение о приостановлении  с 1 октября 2010 г. проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2011 г. – на все сроки. Операции «валютный своп» в 2010 г. не проводились [6].

 

 

3.3. Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  и валютной политики на 2011-2013 г.г.

 

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия  мирового финансово-экономического кризиса  и выйти на траекторию устойчивого  роста. В целях повышения эффективности  денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону  свободного курсообразования, не препятствуя  динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных  макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие  на внутреннем валютном рынке с целью  сглаживания чрезмерных колебаний  рублевой стоимости бивалютной корзины.

Преодоление острой фазы кризиса  и восстановление роста экономики  определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных  мер. Основную роль в денежно-кредитном  регулировании будут играть стандартные  инструменты.

Финансово-экономический  кризис ярко продемонстрировал, насколько  сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние  практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта  его преодоления Банк России намерен  содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая  требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных  организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в  банковском секторе. Усиление конкуренции  потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене [22].

С целью повышения эффективности  своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет  учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу  тенденций в динамике денежных и  кредитных показателей, чтобы своевременные  действия в области денежно-кредитной  политики и банковского регулирования  и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов  в финансовом секторе экономики  и, таким образом, содействовать  не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического  равновесия.

В целях обеспечения доверия  к проводимой денежно-кредитной  политике Банк России будет расширять  практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий  принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования  и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики  Российской Федерации и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов  Правительство Российской Федерации  и Банк России определили задачу снизить  инфляцию в 2011 г. до 6-7%, в 2012 г. – до 5-6%, в 2013 г. – до 4,5-5,5%. Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,5% в 2011 г., 4,5-5,5% в 2012 г.э и 4-5% в 2013 г.[6].

Расчеты по денежной программе  на 2011-2013 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей  платежного баланса и параметров проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» [22].

В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 г. экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2011-2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 г. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения.

Банк России разработал три  варианта денежной программы в зависимости  от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011-2013 годов. При этом второй вариант  базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта  федерального бюджета на 2011 год и  плановый период 2012-2013 годов. Темпы  прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости  достижения целевых показателей  по инфляции и соответствующие оценкам  динамики экономического роста и  валютного курса, в зависимости  от варианта программы могут составить  в 2011 году 8-19%, в 2012 году – 11-16%, в 2013 году – 9-13% [6].

При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012-2013 годах – за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

Прогноз показателей денежной программы на 2011-2013 годы представлен в прил. 11.

Курсовая политика в 2011-2013 годах будет направлена на удержание  в приемлемых границах волатильности  российской национальной валюты. При  этом Банк России видит своей задачей  последовательное сокращение прямого  вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики  к работе в условиях плавающего валютного  курса [6].

На стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование  механизма плавающего интервала  допустимых значений стоимости бивалютной корзины с автоматической корректировкой границ в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций. Для обеспечения  сглаживания изменений курса, не обусловленных фундаментальными факторами, Банк России сохранит возможность проводить  операции по покупке/продаже иностранной  валюты как на границах, так и  внутри плавающего операционного интервала. Вместе с тем Банк России не будет  задавать каких-либо фиксированных  количественных ограничений на уровень  курса национальной валюты.

Указанный подход позволит сдерживать чрезмерно резкие колебания  валютного курса, создающие риски  для стабильности российской финансовой системы, и вместе с тем не будет препятствовать формированию рыночных тенденций курсовой динамики, обусловленных фундаментальными изменениями состояния мировой экономики, обеспечивая условия для адаптации участников рынка к плавающему валютному курсу. Эластичность границ и ширина операционного коридора будут постепенно меняться в рамках решения задачи повышения гибкости курсообразования [6].

С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит  осуществлять меры по сокращению использования  антикризисных инструментов и возвращению  к традиционным механизмам регулирования  ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости  Банк России будет иметь возможность  возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.

При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных  тенденций Банк России будет концентрироваться  на регулировании краткосрочной  банковской ликвидности. При этом банковскому  сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

В целях повышения эффективности  инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для  кредитных организаций, включая  возможность расширения перечня  активов, используемых в качестве обеспечения  по указанным операциям, в том  числе за счет золота.

Банк России продолжит  использование обязательных резервных  требований в качестве инструмента  регулирования ликвидности банковского  сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований.

Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение  коридора процентных ставок, внедрение  системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

Принимая решения о  выборе инструментов денежно-кредитной  политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и  задач, поставленных на среднесрочную  перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного  снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок  для перераспределения активов  кредитных организаций в пользу реального сектора экономики [22].

В 2011-2013 годах Банком России будут осуществляться мероприятия по совершенствованию платежной системы Российской Федерации, направленные на укрепление финансовой системы и поддержание макроэкономической стабильности [6].

Банк России продолжит  участвовать в разработке законодательства о национальной платежной системе  и обеспечит формирование нормативной  базы Банка России, необходимой для  его реализации.

С целью максимального  удовлетворения потребностей участников расчетов, повышения эффективности  национальной платежной системы  и сближения с международными финансовыми стандартами Банк России примет участие в формировании национального  стандарта финансовых сообщений (на основе методологии международного стандарта ISO 20022).

В целях совершенствования  порядка осуществления безналичных  расчетов в Российской Федерации  с учетом потребностей кредитных  организаций Банком России будет  проводиться работа по расширению использования  прямого дебета2в расчетах между кредитными организациями и их клиентами, а также между кредитными организациями.

Банк России будет совершенствовать правовое регулирование розничных  платежных услуг, оказываемых кредитными организациями с использованием инновационных платежных инструментов. Особое внимание будет уделяться  расширению доступности данных услуг  посредством привлечения кредитными организациями операторов связи  и банковских платежных агентов.

Банк России будет проводить  работу по созданию условий для расширения применения платежных карт и иных платежных инструментов для оплаты государственных и муниципальных  услуг.

План важнейших мероприятий  Банка России на 2011 год по совершенствованию  банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России представлен в прил. 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании проделанной  работы можно отметить следующее:

- Банк России – юридическое  лицо, имеет печать с изображением  Государственного герба Российской  Федерации и со своим наименованием.  Цели деятельности: защита и обеспечение  устойчивости рубля; развитие  и укрепление банковской системы  России; обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  системы. Уставный капитал ЦБ  РФ является федеральной собственностью  и этого капитала равняется  3 млрд. руб. 

- самой главной функцией  Центрального банка РФ является  разработка и осуществление единой  государственной денежно-кредитной  политики, проект основных направлений  которой Банк России должен  представить к рассмотрению Государственной  Думе не позднее 26 августа и  не позднее 1 декабря.

Информация о работе Кредитно- денежная и валютная политика Центрального Банка России в условиях кризиса