Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 09:42, реферат
Перестро́йка — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1986 по 1991 годы1.
Введение (с.3-4)
Цели экономической политики государства и возможности кооперации. (с.4-9)
«Новые» кооперативы и их роль в трансформации социально-экономических отношений.
2. Потребительская кооперация. (с.9-13)
Территориальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности.
3. Сельскохозяйственная кооперация. (с.13-20)
Территориальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности. Крупномасштабный аграрный кризис.
4. Роль и значение кооперации в экономике и социальных отношениях (с.20-21)
Заключение (с.21-23)
Список литературы (с.24)
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
На тему №107:
Кооперация в условиях «перестройки» (1985–1991)
Выполнила: студентка 2 курса ФМЭиТ 21 группы Цыбульская М.С.
Москва,2011
Содержание
Введение (с.3-4)
«Новые» кооперативы и их роль в
трансформации социально-
2. Потребительская кооперация. (с.9-13)
Территориальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности.
3. Сельскохозяйственная кооперация. (с.13-20)
Территориальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности. Крупномасштабный аграрный кризис.
4. Роль и значение кооперации
в экономике и социальных
Заключение (с.21-23)
Список литературы (с.24)
Введение
Начну с вопроса: что есть «перестройка» и кооперация?
Перестро́йка — общее название нового курса
советского партийного руководс
Кооперация (лат. cooperatio — сотрудничество) — 1) форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда; 2) система кооперативов и их объединений, целью которой является содействие членам кооперации в сфере производства, торговли и финансов2.
Прежде чем перейти
непосредственно к самой
К
середине 80-х годов все проблемы существовавшей
в СССР плановой экономики обострились. Существ
13 января 1987 г. № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран;
5 февраля 1987 г. постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления»;
26 мая 1988 г. Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей.
Т.е.
необходимо было искать новые и
возрождать старые, забытые формы собственности
и предпринимательства.
Первой формой, представляющей собой
развитие свободного
предпринимательства в стране, той сферой,
в которой опробовались
негосударственные формы и методы хозяйствования,
стало в годы перестройки
кооперативное движение. На этапе его
становления в 1987-1988 гг. вокруг
кооперации развертывались острые дискуссии,
высказывались различные, часто взаимоисключающие
точки зрения.
Но тем не менее, в конце 80-х годов производственные кооперативы стали основной организационно-правовой формой легализованной предпринимательской деятельности в СССР.
1. Цели экономической политики государства и возможности кооперации. «Новые» кооперативы и их роль в трансформации социально-экономических отношений.
Властью была предпринята
запоздалая попытка возродить кооперацию.
М.С. Горбачев так говорил об этом: «Кооперативное
движение…надо возродить…с учетом новых
условий и новых потребностей. Воссоздать
не в старых, зачастую весьма простых её
формах, а кооперацию современную, высококультурную
широко интегрированную как внутри, так
и с государственными предприятиями и
организациями. Нам нужна кооперация высокоэффективная,
хорошо технически оснащенная, способная
производить продукцию и услуги высшего
качества, конкурировать с отечественными
и зарубежными производителями». Но, на
мой взгляд, Михаил Сергеевич был слегка
наивным политиком. Позже поясню.
Как был создан «Закон о кооперации»?
В монолитной тоталитарной
хозяйственной системе появилась кооперация,
этот призрак рынка?
Есть такой детский розыгрыш.
Сговариваются вместе громко крикнуть
«раз, два, три». Все промолчали,
а один крикнет. Он и станет виноватым.
Где-то на третьем году перестройки большие
дети в правительстве договорились крикнуть
про экономическую реформу. Было обещано
много хороших законов. И о предприятии,
и о собственности, и о земле, и о внешней
торговле. Но об этом промолчали. Только
раздался одинокий выкрик «Кооперация»!
Получилось так потому, что все остальные
законы правительство поручило готовить
самому себе, а закон о кооперации готовили
другие.
Все экономические союзные
законы до и после закона о кооперации
готовились правительственным аппаратом
и выражали его интересы. Роль кооперации
аппарат видел в том, что она будет на подхвате
у государственных предприятий, поможет
вытягивать у населения деньги и остатки
трудовых ресурсов – словом будет «замазывать
щели» в системе. Этот закон представлялся
малозначительным, и его доверили составить
группе ученых, во главе с академиком В.
Тихоновым. Напротив, составители этого
закона считали его частью будущего пакета
законов о радикальной экономической
реформе, где кооперации отведена роль
одного из секторов в будущей многоукладной
рыночной экономике. Они составили закон
таким образом, что кооперация действительно
могла осуществиться.
Проект закона был утвержден
тогдашним Верховным Советом, также как
любой другой закон, который
был бы подан ему на утверждение. Раз подан,
значит надо, и депутаты утвердили
его, не ведая, что творят. Больше аппарат
не повторял такой ошибки и
никому, кроме себя, не доверил готовить
тексты
законов. Когда с ростом демократизации
дело дошло до альтернативных
проектов, новый союзный Верховный
Совет, в сущности своей такой же
аппаратный, как и старый, исправно
голосовал за правительственные варианты,
так что почти ни одного годного закона
больше принято не было. Так благодаря
оплошностям правительства и Верховного
Совета закон о кооперации был принят
в работоспособной форме. Внутрь тоталитарной,
командно-карательной, административной
бюрократической системы был введен экономический
троянский конь3.
После принятия новых постановлений и законов - «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», «О кооперации в СССР» - которые, как я уже говорила, разрешили кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей, надежды на то, что кооперативы быстро ликвидируют товарный дефицит, приведут к улучшению качества обслуживания, оказались неоправданными. Большинство кооперативов занялись откровенной спекуляцией, либо финансовыми операциями по обналичиванию денег.
«Новые кооперативы» носили частнопредпринимательский характер и имели нелепые разновидности. Приведу ещё одну цитату: «…была принята попытка возродить промысловую кооперацию в новой форме кооперативов в сферах производства и услуг. Созданные на основе Закона «О кооперации в СССР» 1988 г. кооперативы первыми в стране сделали резкий рывок в сторону предпринимательской деятельности и создали негосударственный сектор экономики в промышленности, строительстве, торговле, общественном питании, бытовом и коммунальном обслуживании. Практика применения Закона о кооперации в данных видах деятельности выявила их частнопредпринимательский характер.
Закон не устанавливал соотношение членов кооператива и наемных работников. В результате были созданы кооперативы, в которых количество наемных работников в десятки, и даже сотни, раз превышало число их членов – фактических и юридических хозяев. Эти кооперативы не соответствовали принятой в международном кооперативном движении модели как организации, в которую люди объединяются для совместного труда, владения имуществом и управления делами кооператива. Вызывало раздражение у работников – не членов кооператива то, что они были отстранены от участия в его управлении, в отличие от государственных предприятий тех лет. К тому же при дефиците сырьевых ресурсов и других товаром и отсутствии легального рынка с его конкуренцией кооперативы, скупавшие все и вся для своей деятельности в рознице, не вызывали симпатий у населения. Плюс нелепая форма кооперативов при государственных предприятиях, созданных на базе его имущества, составлявшего гос собственность.<…>
Очевидно, что многие кооперативы тех лет ими даже и не были по существу. Но, несмотря на незначительные недостатки, нельзя не признать, что кооперативы в сферах производства и услуг в конце 80-х все-таки сделали первый рывок к частному бизнесу и рыночной экономике»4.
К началу 1991 г. в стране было
зарегистрировано около 300 тыс. новых кооперативов,
в которых было занято 6,1 млн. чел, в том
числе 1,9 млн. совместителей. Ими было оказано
услуг и реализовано продукции на 67 млрд.
руб против 40 в 1990 г.
В 1988 г. основой кооперативного движения
являлись следующие виды кооперативов:
по производству товаров народного потребления,
общественного питания, торгово-закупочные,
бытового обслуживания, заготовок и переработки
вторсырья. Их доля в общем объеме реализованной
продукции достигала 70 %. В 1990 г. этого же
показателя достигли: строительные, научно-технические,
по производству товаров народного потребления,
выпуску продукции производственно-технического
назначения. Однако следует признать,
что в целом на долю кооперации приходилось
всего лишь 3 % общественного производства
мебели, 3,6 % обуви, 4% трикотажных и 6,5 % швейных
изделий.
К началу 1991 г. больше 80 % всех действующих
кооперативов было создано при госпредприятиях,
у которых они арендовали около 60 % основных
фондов и приобретали более 60 % сырья и
материалов. Около 70 % продукции, работы
и услуг кооперативов реализовывалось
госпредприятиями.
Вклад кооперативов в развитие народного хозяйства страны в %.
1988 |
1989 |
1990 | |
Удельный вес численности |
1,0 |
3,5 |
4,4 |
Доля выручки от реализации в объеме ВНП |
0,7 |
4,8 |
6,1 |
Доля производимых кооперативами ТНП в объеме их производства |
0,4 |
1,9 |
3,0 |
Доля реализованных бытовых услуг в объеме их реализации |
4,6 |
15,4 |
17,7 |
Доля кооперативов в объеме розничного товарооборота |
0,6 |
1,1 |
1,3 |
Доля произведенных |
0,4 |
9,1 |
17,4 |
Новая кооперация столкнулась
с рядом организационных трудностей. Так,
например, на регистрацию кооперативов
и открытие своего расчетного счета уходило
от 2 до 4 месяцев, хозяйственные и административные
органы были не подготовлены или не заинтересованы
в этом вопросе, не был отработан порядок
материально-технического снабжения новых
кооперативов, отсутствовала оптовая
торговля средствами производства.
В вопросе обеспечения кооперативов трудовыми
ресурсами не было ясности. Первоначально
предполагалось, что работники будут заняты
в кооперативах на правах вторичной занятости,
но затем разрешили полностью переходить
в кооперативы. Начался перелив работников
из государственных предприятий в кооперацию,
где как правило заработки были выше. Появилась
необходимость установления соотношения
между членами кооперативов и привлеченными
в него работниками, дабы избежать эксплуатации.
Преимущественно развивалась городская
новая кооперация, на селе создание новых
кооперативов не приобрело широких масштабов.
В то же время появилась еще одна проблема
– предотвращения подчинения кооперации
ведомственным интересам, обеспечения
реальной самостоятельности кооперативов
в отделении их производственной структуры,
в планировании производства, ценообразовании
и т.д.5
Сердцевиной Закона о кооперации явилось правовое признание кооперативного сектора экономики равноправным партнером государственного сектора. Закон предусматривал создание благоприятных условий прежде всего для "новых кооперативов"; но в нем не были забыты также "старые" виды - колхозы и потребительская кооперация.
Уже в 1986 году, "новые кооперативы" стали учреждаться и в системе потребительской кооперации.
2. Потребительская кооперация. Территориальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности.
Потребительские кооперативы - это любые кооперативы, которые непосредственно удовлетворяют в основном личные потребности своих членов-потребителей в продуктах питания, одежде, обуви, предметах домашнего обихода, а также в условиях социального, культурного, бытового и иного характера.
Ядро потребительской кооперации составляют потребительские общества, которые занимаются преимущественно продажей товаров народного потребления своим членам и отчасти остальному населению. Эти общества приобретают товары крупными партиями (оптом) и продают их в розницу через свои магазины. Членами потребительских обществ могут быть рабочие и крестьяне, учителя и врачи, ремесленники и кустари, домохозяйки, пенсионеры, учащиеся - практически представители любых слоев. В сельскохозяйственных кооперативах представлены крупные, средние и мелкие крестьянские хозяйства. Сами эти кооперативы обычно небольшие. Членство в кооперативе - строго добровольное.
Потребительские кооперативы, как правило, доходов не получают. Поэтому имущественная база потребительских, кооперативов формируется за счет взносов их членов (возможно, в сочетании с кредитом, который, однако, погашается; опять-таки из средств членов кооператива). Вполне допустима и финансовая помощь в оплате кредита членам кооператива со стороны организаций, в которых они работают, или со стороны государства (для малообеспеченных граждан). В любом случае, однако, источник финансирования является внешним по отношению к деятельности кооператива.
В потребительских кооперативах, как правило, принято различать три категории взносов: вступительные, паевые и специальные.
Вступительный взнос, как явствует из его наименования уплачивается после приема в члены кооператива и предназначен для компенсации организационных расходов, связанных с созданием и деятельностью кооператива как юридического лица. В случае последующего выхода из кооператива этот взнос возврату не подлежит.
По данным Центросоюза
Союза Советских
Информация о работе Кооперация в условиях «перестройки» (1985–1991)