Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 16:12, контрольная работа
Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найдётся. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Деньги «родила» торговля, а поскольку торговля - одно из самых древних занятий человечества, то в старину уходят корни и денежной системы, хотя устройство её (как и вид самих денег) многократно меняется на протяжении истёкших тысячелетий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕГ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ
НА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ………………………………….6
2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ……………………20
3. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ, СПОСОБЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………54
Следует отметить, что неоправданный рост денежной массы, как и ухудшение ее структуры, неминуемо ведут к росту цен. Ограничение денежной массы осуществляется посредством недопущения расширения кредита. Между тем в Беларуси банковская кредитная экспансия возведена в ранг достижений. Об этом Национальный банк рапортует в своих официальных отчетах, не акцентируя внимания на тот факт, что львиная доля прироста кредитных вложений представляет собой простое замещение утраченного предприятиями собственного капитала, инфляционные кредитные инъекции в неэффективные, официально или реально убыточные и неплатежеспособные предприятия. Номинальный рост рублевой денежной массы ведет к некоторому, однако весьма ограниченному повышению коэффициента монетизации, что увеличивает реальную платежеспособность экономики. К повышению этого коэффициента ведет рост депозитов, отвлечение денег на рынок ценных бумаг. В низкоинфляционных экономиках этот коэффициент колеблется в диапазоне 50-80%. У нас он составляет лишь 9%.
Инвалюта, если она используется в виде резерва Национального банка, не оказывает прямого влияния на внутреннюю денежную массу. Однако, Национальный банк не должен ее размещать в коммерческие банки страны, так как это позволяет им расширять кредитную эмиссию.
Использование на внутреннем рынке иностранной валюты – так называемая долларизация – также содержит в себе негативные риски для денежного обращения, но является симптомом проблемы, а не ее причиной. В связи с укреплением белорусского рубля, в последнее время в стране наблюдается устойчивая тенденция дедолларизации экономики. Только за последние три года доля рублевой денежной массы в широкой денежной массе возросла более чем на 13 п.п. и составляет сегодня более 60%.
Помимо
этого, необходимо обеспечивать также
должное регулирование
Разрушение оборотного капитала вследствие инфляции и мер административного контроля повлекло за собой использование неденежных расчетов. С этим тесно связан рост задолженности предприятий друг к другу. По существу происходит вынужденное расширение небанковских кредитов. Рост задолженности имеет тот же инфляционный эффект, что и чрезмерное банковское кредитование.
Скорость обращения денежной массы отражает эффективность денег в качестве средства сбережения и сохранения стоимости, зависит от структуры денежной массы. Доли долгосрочных депозитов, определяемой во многом процентной политикой. Скорость рассчитывается делением номинального ВВП на номинальную рублевую денежную массу. В Беларуси она составила в 2006 г. почти 12 оборотов. В реальности эта скорость немного ниже, так как в делителе не находят отражение небанковские платежные средства, о которых говорилось выше.
Таким образом, любое нарушение пропорций в денежной сфере в той или иной степени влияет на общую экономическую конъюнктуру и прежде всего, выражается в изменении уровня цен.
Устойчивость денежного обращения, в конечном счете, проявляется в относительной стабильности покупательной способности денег, выражающейся в постоянстве или росте количества товаров, приходящихся на денежную единицу. Необходимыми условиями стабильности покупательной способности денег являются:
-поддержание
экономически обоснованного
-обеспечение
эластичности денежного
-стабильность курса национальной валюты.
Одним из решающих условий устойчивости денежной единицы является правильное определение оптимальной денежной массы в обращении, т.е. обеспечение соответствия предложения денег потребностям общественного хозяйства в деньгах (спросу на деньги). Количество денег, необходимых для обращения, определяется общим законом денежного обращения, который действует в любых типах денежных систем и требует обязательного сбалансирования товарной и денежной масс.
Устойчивость денежного обращения зависит от соответствия предложения денег экономически обоснованному спросу на них. В конечном счете спрос на деньги зависит от уровня производства и цен, в том числе от цены на ссудный капитал – ссудного процента. Денежное предложение формируется за счет эмиссии денег, которая определяется размерами государственного долга, объемами кредитования общественного хозяйства, золотовалютными резервами государства (следует иметь в виду, что предложение денег зависит не только от величины денежной массы, но и от скорости денежного обращения).
Поскольку равновесие между спросом на деньги и их предложением в современных условиях не обеспечивается автоматически, они могут отклоняться друг от друга в ту или иную сторону под воздействием различного рода факторов. Данные отклонения могут регулироваться, во-первых, стихийно, через механизм ценообразования на рынке ссудных капиталов.
Так, увеличение спроса на деньги, в конечном счете, вызывает повышение ставки ссудного процента до величины, обеспечивающей новый уровень равновесия, и наоборот, уменьшение спроса на деньги обусловливает понижение равновесной ставки ссудного процента. Соответственно уменьшение денежного предложения приводит обратный процесс. Во-вторых, несовпадение спроса на деньги и их предложения может регулироваться посредством денежно-кредитной политики государства, которая влияет на конъюнктуру рынка ссудных капиталов главным образом путем изменения денежного предложения.
Однако
устойчивость денежного обращения,
как известно, связана не только
со сбалансированностью финансово-
Хотя спрос и предложение тесно связаны между собой, они выступают как самостоятельные элементы рыночных отношений, обладают относительной независимостью развития. Предложение может некоторое время возрастать без увеличения спроса, а развитие спроса опережать предложение или не совпадать с ним по направлению. В конечном счете, эти процессы могут сами по себе вызвать диспропорцию между спросом и предложением.
Система
пропорций общественного
Поддержание устойчивости национальной валюты является в современных условиях одной из важнейших экономических задач государства. Объектом государственного регулирования выступают главным образом денежные отношения, процессы, протекающие в денежно-кредитной сфере, так как возникающие здесь дисбалансы дают первичный толчок развития инфляции, а зачастую являются и основными ее причинами.
Поскольку
любое нарушение
Бюджетно - финансовое регулирование осуществляется посредством изменения величины и структуры государственных расходов, а так же налогообложения хозяйствующих субъектов и физических лиц. Следует отметить, что применение фискальных мер управления денежным оборотом довольно эффективно, однако требует, как правило, сравнительно длительной административной и законодательной процедуры.
Денежно-кредитное регулирование характеризуется большей гибкостью, позволяющей оказывать на денежный оборот более быструю отдачу осуществляемых мер, их значительную эффективность, располагает многочисленным рыночным инструментарием, как общего, так и селективного действия, практически ограждено от политического давления. Оно представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Конечной целью денежно-кредитного регулирования является поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.
Денежно-кредитное
Денежно-кредитное регулирование может быть направлено либо на увеличение денежной эмиссии и расширение объемов совокупного кредитования, либо на сдерживание их темпов роста и ограничение. Эффективность проводимой денежно-кредитной политики зависит не только от действия Национального банка. Сильное влияние на нее оказывает чрезвычайная сложность и многофакторность денежно-кредитной сферы современного развитого рыночного хозяйства, причем многие протекающие в ней процессы слабо поддаются регулированию со стороны Национального банка. Это касается, в частности, скорости оборота денег, которая, наряду с объемом денежной массы, оказывает непосредственное воздействие на денежное предложение.
Регулирующее
воздействие Национального
Для регулирования денежной массы в обращении национальный банк определяет на предстоящий период состав денежных агрегатов, подлежащих контролю, а также количественные характеристики. Набор монетарных показателей, выступающих в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики, различается по странам и определяется исходя из представлений о том, насколько устойчиво данный агрегат коррелирует с реальным объемом производства и уровнем цен и насколько он поддается регулированию. Контроль за динамикой монетарных агрегатов осуществляется путем таргетирования, т.е. установления количественных целевых ориентиров роста денежной массы. Мероприятия, проводимые в рамках денежно-кредитной политики, направлены на достижение запланированных параметров. Понятно, что правильное определение последних, является чрезвычайно важным для эффективного регулирования денежного оборота.
Воздействие центральных банков на денежный оборот в процессе проведения денежно-кредитной политики может осуществляться посредством:
- эмиссионной политики;
- учетной и ломбардной политики;
- политики минимальных резервов;
- политики открытого рынка;
- валютной политики.
Эмиссионная политика. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии наличных денег. Чем больше удельный вес наличных денег в денежной массе, тем сильнее зависимость коммерческих банков от Национального банка.
Монопольное положение Национального банка в налично-денежной сфере дает ему возможность в определенной мере контролировать и безналичный оборот. Безналичная эмиссия коммерческих банков вызывает дополнительную потребность в наличных деньгах, а также сопровождается ростом обязательных резервов, которые они хранят на счетах в Национальном банке. Понятно. Что без предоставления последним дополнительной денежной массы эмиссионные возможности коммерческих банков реализовать достаточно сложно.
Учетная и ломбардная политика. Являясь кредитором в последней инстанции для кредитных учреждений, Национальный банк предоставляет им ссуды посредством переучета векселей и под залог векселей и других ценных бумаг.
Политика минимальных резервов. Эта политика состоит в установлении обязательных резервных требований к коммерческим банкам, заключающихся в необходимости хранения последними определенной части средств на беспроцентных счетах в Национальном банке. Изменяя норму обязательных резервов, Национальный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений.
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"