Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найдётся. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Деньги «родила» торговля, а поскольку торговля - одно из самых древних занятий человечества, то в старину уходят корни и денежной системы, хотя устройство её (как и вид самих денег) многократно меняется на протяжении истёкших тысячелетий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3


1. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕГ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

НА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ………………………………….6


2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ……………………20


3. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ, СПОСОБЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………….36


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 51


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………54

Работа содержит 1 файл

Денежный_рынок.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что неоправданный рост денежной массы, как и ухудшение  ее структуры, неминуемо ведут к  росту цен. Ограничение денежной массы осуществляется посредством  недопущения расширения кредита. Между тем в Беларуси банковская кредитная экспансия возведена в ранг достижений. Об этом  Национальный банк рапортует в своих официальных отчетах, не акцентируя внимания на тот факт, что львиная доля прироста кредитных вложений представляет собой простое замещение утраченного предприятиями собственного капитала, инфляционные кредитные инъекции в неэффективные, официально или реально убыточные и неплатежеспособные предприятия. Номинальный рост рублевой денежной массы ведет к некоторому, однако весьма ограниченному повышению коэффициента монетизации, что увеличивает реальную платежеспособность экономики. К повышению этого коэффициента ведет рост депозитов, отвлечение денег на рынок ценных бумаг. В низкоинфляционных экономиках этот коэффициент колеблется в диапазоне 50-80%. У нас он составляет лишь 9%.

     Инвалюта, если она используется в виде резерва  Национального банка, не оказывает  прямого влияния на внутреннюю денежную массу. Однако, Национальный банк не должен ее размещать в коммерческие банки  страны, так как это позволяет им расширять кредитную эмиссию.

     Использование на внутреннем рынке иностранной  валюты – так называемая долларизация – также содержит в себе негативные риски для денежного обращения, но является симптомом проблемы, а  не ее причиной. В связи с укреплением белорусского рубля, в последнее время в стране наблюдается устойчивая тенденция дедолларизации экономики. Только за последние три года доля рублевой денежной массы в широкой денежной массе возросла более чем на 13 п.п. и составляет сегодня более 60%.

     Помимо  этого, необходимо обеспечивать также  должное регулирование небанковскими  средствами платежа, к которым относится  небанковская  долларизация, бартер, дебиторско-кредиторская задолженность.

     Разрушение  оборотного капитала вследствие инфляции и мер административного контроля повлекло за собой использование неденежных расчетов. С этим тесно связан рост задолженности предприятий друг к другу. По существу происходит вынужденное расширение небанковских кредитов. Рост задолженности имеет тот же инфляционный эффект, что и чрезмерное банковское кредитование.

     Скорость  обращения денежной массы отражает эффективность денег в качестве средства сбережения и сохранения стоимости, зависит от структуры денежной массы. Доли долгосрочных депозитов, определяемой во многом процентной политикой. Скорость рассчитывается делением номинального ВВП на номинальную рублевую денежную массу. В Беларуси она составила в 2006 г. почти 12 оборотов. В реальности эта скорость немного ниже, так как в делителе не находят отражение небанковские платежные средства, о которых говорилось выше.

     Таким образом, любое нарушение пропорций  в денежной сфере в той или  иной степени влияет на общую экономическую  конъюнктуру и прежде всего, выражается в изменении уровня цен.

     Устойчивость  денежного обращения, в конечном счете, проявляется в относительной стабильности покупательной способности денег, выражающейся в постоянстве или росте количества товаров, приходящихся на денежную единицу. Необходимыми условиями стабильности покупательной способности денег являются:

     -поддержание  экономически обоснованного соотношения  между товарной массой и денежной  массой в обращении, определенного  в соответствии с объективными  законами денежного обращения;

     -обеспечение  эластичности денежного обращения,  т.е. возможности его расширения или сжатия в зависимости от потребностей общественного хозяйства;

     -стабильность  курса национальной валюты.

     Одним из решающих условий устойчивости денежной единицы  является правильное определение  оптимальной денежной массы в  обращении, т.е.  обеспечение соответствия предложения денег потребностям общественного хозяйства в деньгах (спросу на деньги). Количество денег, необходимых для обращения, определяется общим законом денежного обращения, который действует в любых типах денежных систем и требует обязательного сбалансирования товарной и денежной масс.

     Устойчивость  денежного обращения зависит  от соответствия предложения денег  экономически обоснованному спросу на них. В конечном счете спрос  на деньги зависит от уровня производства и цен, в том числе от цены на ссудный капитал – ссудного процента. Денежное предложение формируется за счет эмиссии денег, которая определяется размерами государственного долга, объемами кредитования общественного хозяйства, золотовалютными резервами государства (следует иметь в виду, что предложение денег зависит не только от величины денежной массы, но и от скорости денежного обращения).

     Поскольку равновесие между спросом на деньги и их предложением в современных  условиях не обеспечивается автоматически, они могут отклоняться друг от друга в ту или иную сторону под воздействием различного рода факторов. Данные отклонения могут регулироваться, во-первых, стихийно, через механизм ценообразования на рынке ссудных капиталов.

     Так, увеличение спроса на деньги, в конечном счете, вызывает повышение ставки ссудного процента до величины, обеспечивающей новый уровень равновесия, и наоборот, уменьшение спроса на деньги обусловливает понижение равновесной ставки ссудного процента. Соответственно уменьшение денежного предложения приводит обратный процесс. Во-вторых, несовпадение спроса на деньги и их предложения может регулироваться посредством денежно-кредитной политики государства, которая влияет на конъюнктуру рынка ссудных капиталов главным образом путем изменения денежного предложения.

     Однако  устойчивость денежного обращения, как известно, связана не только со сбалансированностью финансово-кредитной  сферы, она зависит также от уровня товарного обеспечения обращающейся денежной массы. Денежное обращение  отражает все экономические пропорции рыночного хозяйства, в том числе и пропорции товарного оборота, поскольку деньги опосредуют движение общественного продукта через все фазы воспроизводства. Соответственно, но состояние денежного обращения оказывают существенное влияние сбалансированность  материально-вещественной и денежно-стоимостной структуры общественного воспроизводства (на всех уровнях), соблюдение важнейших экономических пропорций – воспроизводственных, отраслевых, территориальных и т.д. 

     Хотя  спрос и предложение тесно  связаны между собой, они выступают как самостоятельные элементы рыночных отношений, обладают относительной независимостью развития. Предложение может некоторое время возрастать без увеличения спроса, а развитие спроса опережать предложение или не совпадать с ним по направлению. В конечном счете, эти процессы могут сами по себе вызвать диспропорцию между спросом и предложением.

     Система пропорций общественного производства постоянно изменяется под влиянием роста общественных потребностей и  НТП, а также развития международного разделения труда и мировых товарных рынков. В современных условиях активное воздействие на структуру общественного воспроизводства оказывает государство, используя для этого государственные заказы, инвестиции из средств бюджета, государственные закупки товаров, предоставление кредитов, субсидий, налоговых льгот, поддержку новых отраслей промышленности, систему ускоренной амортизации основного капитала и т.п.

     Поддержание устойчивости национальной валюты является в современных условиях одной  из важнейших экономических задач государства. Объектом  государственного регулирования выступают главным образом денежные отношения, процессы, протекающие в денежно-кредитной сфере, так как возникающие здесь дисбалансы дают первичный толчок развития инфляции, а зачастую являются и основными ее причинами.

     Поскольку любое нарушение сбалансированности спроса и предложения на деньги оказывает  негативное воздействие на экономику  в целом, существует необходимость  достаточно жесткой его регламентации, функционирования единой централизованной системы регулирования денежных отношений. Управление денежным оборотом со стороны государства производится главным образом путем бюджетно-финансового и денежно- кредитного регулирования, который составляет основу государственного регулирования экономики в целом.

     Бюджетно - финансовое регулирование осуществляется посредством изменения величины и структуры государственных расходов, а так же налогообложения хозяйствующих субъектов и физических лиц. Следует отметить, что применение фискальных мер управления денежным оборотом довольно эффективно, однако требует, как правило, сравнительно длительной административной и законодательной процедуры.

     Денежно-кредитное регулирование характеризуется большей гибкостью, позволяющей оказывать на денежный оборот более быструю отдачу осуществляемых мер, их значительную эффективность, располагает многочисленным рыночным инструментарием, как общего, так и селективного действия, практически ограждено от политического давления. Оно представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Конечной целью денежно-кредитного регулирования является поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.

       Денежно-кредитное регулирование  является функцией Национального  банка, который, воздействуя на  денежную массу, банковскую ликвидность,  ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, тем самым оказывает влияние на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов и цен и т.д.

     Денежно-кредитное  регулирование может быть направлено либо на увеличение денежной эмиссии  и расширение объемов совокупного кредитования, либо на сдерживание их темпов роста и ограничение. Эффективность проводимой денежно-кредитной политики зависит не только от действия Национального банка. Сильное влияние на нее оказывает чрезвычайная сложность и многофакторность денежно-кредитной сферы современного развитого рыночного хозяйства, причем многие протекающие в ней процессы слабо поддаются регулированию со стороны Национального банка. Это касается, в частности, скорости оборота денег, которая, наряду с объемом денежной массы, оказывает непосредственное воздействие на денежное предложение.

     Регулирующее  воздействие Национального банка  на денежный оборот осуществляется через  рынки ссудных капиталов, изменение  конъюнктуры которых влияет на принятие экономическими агентами решений относительно объема и структуры своих расходов, установления цен и т.д. При этом в качестве промежуточных целей монетарного регулирования (конечная, как известно – стабильность цен и экономического роста) обычно выступают рыночные ставки ссудного процента и объем денежной массы в обращении. Практика показала, что добиться одновременной стабилизации величины процента и денежной массы невозможно, так как контроль денежного предложения одновременно допускает достаточно сильные колебания процентных ставок, и наоборот.

     Для регулирования денежной массы в  обращении национальный банк определяет на предстоящий период состав денежных агрегатов, подлежащих контролю, а также  количественные характеристики. Набор  монетарных показателей, выступающих  в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики, различается по странам и определяется исходя из представлений о том, насколько устойчиво данный агрегат коррелирует с реальным объемом производства и уровнем цен и насколько он поддается регулированию. Контроль за динамикой монетарных агрегатов осуществляется путем таргетирования, т.е. установления количественных целевых ориентиров роста денежной массы. Мероприятия, проводимые в рамках денежно-кредитной политики, направлены на достижение запланированных параметров. Понятно, что правильное определение последних, является чрезвычайно важным для эффективного регулирования денежного оборота.

     Воздействие центральных банков на денежный оборот в процессе проведения денежно-кредитной  политики может осуществляться посредством:

     - эмиссионной политики;

     - учетной и ломбардной политики;

     - политики минимальных резервов;

     - политики открытого рынка;

     - валютной политики.

     Эмиссионная политика. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии наличных денег. Чем больше удельный вес наличных денег в денежной массе, тем сильнее зависимость коммерческих банков от Национального банка.

     Монопольное положение Национального банка в налично-денежной сфере дает ему возможность в определенной мере контролировать и безналичный оборот. Безналичная эмиссия коммерческих банков вызывает дополнительную потребность в наличных деньгах, а также сопровождается ростом обязательных резервов, которые они хранят на счетах в Национальном банке. Понятно. Что без предоставления последним дополнительной денежной массы эмиссионные возможности коммерческих банков реализовать достаточно сложно.

     Учетная и ломбардная политика. Являясь кредитором в последней инстанции для кредитных учреждений, Национальный банк предоставляет им ссуды посредством переучета векселей и под залог векселей и других ценных бумаг.

     Политика  минимальных резервов. Эта политика состоит в установлении обязательных резервных требований к коммерческим банкам, заключающихся в необходимости хранения последними определенной части средств на беспроцентных счетах в  Национальном банке. Изменяя норму обязательных резервов, Национальный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"