Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 03:11, контрольная работа

Описание работы

Рынок труда представляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы (трудовых ресурсов), соответствующую системе высокоразвитых товарных отношений [1, с. 311].
Рынок труда обладает следующими особенностями: спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления; рынок труда отличается специфичностью реализуемого на нем товара — рабочей силы, что значительно социализирует экономические процессы, происходящие здесь; на нем невозможно в полной мере осуществить характерный для рыночной экономики принцип "примата потребителя" (даже самый высокий уровень развития рыночной экономики не отменяет предложения на рынке труда таких слабо социально защищенных групп работников, как молодежь, женщины, инвалиды и др.)

Содержание

Тема №1. Рынок труда, заработная плата 3
Тема №2. Рынок природных ресурсов и их цена 8
Тема №3. Рынок капитала и ссудный процент 11
Тема №4. Рынок ценных бумаг 14
Тема №5. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие 18
Тема №6. Национальный доход, его распределение и перераспределение 24
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

1966 - Экономическая теория - 6 тем - контрольная - БГУФК.docx

— 838.26 Кб (Скачать)

Фискальная  политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может изменяться даже если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенных стабилизаторов, которые определяют автоматическую фискальную политику. Встроенные стабилизаторы - это механизмы, которые автоматически реагируют на изменения состояния экономики, увеличивая или сокращая государственные расходы и налоговые поступления. К ним относят: социальные трансферты, налоговые поступления, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные  стабилизаторы смягчают колебания  совокупного спроса и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Например, в период подъема экономики увеличение уровня занятости ведет к росту налоговых поступлений, за счет которых финансируются пособия по безработице, что сдерживает резкое расширение совокупного спроса. При спаде производства растет число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно увеличиваются суммы выплат пособий по безработице, замедляя падение совокупного спроса.

Таким образом, автоматическая фискальная политика помогает сгладить циклические колебания экономики, но, к сожалению, не может их устранить.

Различают стимулирующую (экспансионистскую) и  сдерживающую (рестрикциоиную) фискальиую политику. Стимулирующая проводится в периоды спада производства. Пытаясь его смягчить, правительство увеличивает государственные расходы, снижает налоги. Для снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов.

 

2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода.

Сводным показателем доходов на макроуровне  является валовой национальный доход (ВНД), который является суммой первичных доходов, полученных резидентами данной страны за определенный период в результате их участия в создании ВВП. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, поступающих из-за границы или переданных за границу.

Система показателей доходов наряду с  показателем национального дохода (валового и чистого) включает также и другие показатели, характеризующие взаимосвязанные аспекты распределения, перераспределения и образования конечных доходов, главные из которых: первичные доходы; текущие трансферты в денежной форме; социальные трансферты в натуральной форме; располагаемый доход; скорректированный располагаемый доход; реальный располагаемый доход [2, с. 65].

Известны  три основных метода статистической оценки НД: производственный, распределительный и метод конечного использования, т.е. показатель может рассматриваться на стадии производства, на стадии образования доходов и на стадии использования доходов.

Определение ВВП и НД посредством суммирования добавленной стоимости (с дополнительными  коррективами, вызванными переходом  от основных цен к ценам конечного покупателя (конечного использования, конечного потребления, рыночным ценам)) называется производственным методом.

Общая схема:

ВВП = Валовая  добавленная стоимость + Налоги на продукты и импорт - Субсидии на продукты и импорт.

Национальный  доход = ВВП - Потребление основных фондов (амортизация) + Сальдо поступлений  первичных доходов из-за рубежа [3, с. 67].

При определении распределительным методом в ВВП включаются следующие виды первичных доходов, распределенных производственными единицами-резидентами: оплата труда наемных работников; чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт); валовая прибыль / валовой смешанный доход. При расчете национального дохода распределительным методом производится суммирование указанных видов первичных доходов, только по прибыли и смешанным доходам делается корректировка на потребление основных фондов (амортизацию), а также сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа.

При расчете  ВВП методом конечного использования суммируются следующие компоненты: конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление, сальдо экспорта-импорта и услуг. Национальный доход определяется суммированием всех указанных компонентов, только накопление определяется на чистой основе (т.е. из валового накопления вычитается потребление основных фондов) и добавляется сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа.

 

3. Налоги.

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

В современных  условиях налоги выполняют следующие функции:

  • фискальную – формирование ресурсов государства, территорий (штатов, республик) и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов. Данная функция призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства;
  • распределительную – перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, распределение налогового бремени между социальными группами;
  • регулирующую – избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса;
  • контрольно-учетную – учет использования экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления и размеров движения финансовых потоков;
  • стимулирующую – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений, проведение НИОКР), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;
  • ограничительную – сдерживание развития или размещения производства некоторых видов продукции, защита определенных отраслей посредством ограничения импорта товаров [4, с. 101].

Налоговая система любой страны включает разные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать | по-разному.

По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доходы физических и юридических лиц или па объекты имущества. В данном случае лицо, чей доход или имущество облагаются налогом, и лицо, уплачивающее налог, является одним и тем же. Основными среди прямых налогов являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, поимущественные налоги.

К косвенным относятся налоги, которые включают в цену товара или услуги, увеличивая ее. Они перечисляются в налоговые органы предприятиями, фирмами, а фактически оплачивает их потребитель. К косвенным налогам относятся налог па добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

По принципам построения различают пропорциональные (ставка налога остается постоянной при изменении дохода налогоплательщика), регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода) и прогрессивные (ставки возрастают с увеличением дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги.

В зависимости от цели использования налоги делятся на общие и специальные (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд. Специальные налоги имеют строго целевое назначение.

Различают налоги государственные и местные. Государственные формируют доходы центрального бюджета. Местные — поступают в региональные, муниципальные бюджеты.

Существует  классификация налогов и по объектам обложения. В соответствии с данным критерием выделяют следующие группы: налоги на имущество, ресурсные налоги, налоги на доходы или прибыль, налоги на действия и т.д.

В зависимости от вида плательщика налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.

Каждый  налог включает такие элементы: субъект, объект, источник, единица обложения, налоговая ставка, налоговые льготы.

Налоговая система, построенная с учетом налоговых  льгот и рациональных налоговых  ставок, обеспечивает действие стимулирующей  функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.

Примером  крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80–х годов XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов. Согласно рассуждениям А. Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис. 6.1) [8, с. 205].

 

V

V1

R1

100%

0%

R

Рис. 6.1. Кривая Лаффера

На рисунке  по оси ординат отложены налоговые  ставки R, по оси абсцисс – поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается.

Оптимальный размер ставки R1 (оптимальным считается налоговое изъятие 30–40% прибыли, но не более 50%) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 % налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода. Следовательно, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику социально–экономического развития общества, что должно учитывать государство в налоговой политике. Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Она периодически пересматривается и реформируется. Это объясняется тем, что правительства используют налоги как инструмент регулирования и разрабатывают целостный налоговый механизм, воздействующий на процессы формирования, распределения и использования налогов, организацию регулирования экономическими процессами на микро– и макроуровне. С целью реализации налоговой политики правительства выбирают формы налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные, стимулирующие и сдерживающие.

 

4. Государственный бюджет.

Бюджет (от франц. «бужетт» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему [4, с. 94].

Бюджетная система строится на основе следующих  принципов:

- единство, означающее, что государство должно  иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы. Это обеспечивается единством правовой базы, использованием единой бюджетной классификации, формами документов, согласованием бюджетного процесса, единой налоговой и денежной систем;

- полнота,  достигающаяся отражением всех  источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы;

- реальность, означающая, что в доходах отражены  источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития  экономики, а в расходах –  направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями;

- гласность,  предполагающая, что проекты бюджетов  доводятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации.

Бюджет  состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет  свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Все расходы можно подразделить на следующие группы: военные; экономические; на социальные цели; на внешнеполитическую деятельность; на содержание аппарата управления.

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Доходы формируются за счет: налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; доходов целевых бюджетных фондов.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"