Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:38, контрольная работа
Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.
Существует реальная и теневая экономика (уход от налогов).
На долю теневой экономики по данным ГКС приходится 25%, по другим источникам - 40-45%.
В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить.
Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают(ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Предмет экономической теории
Зарождение экономической теории и ее развитие
Этапы развития экономической теории.
4. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально- экономические отношения.
5. Экономические законы, их система и использование.
6. Методика экономической теории.
7. Социально-экономические системы
8. Методы экономической науки
9. Идеология и экономическая теория
ЭЗ выражают существенные и необходимые связи в общественном производстве, постоянно повторяющиеся взаимоотношения, взаимодействия между людьми. Они отражают наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.
ЭЗ возникают и действуют в результате производственной деятельности людей. Действуют объективно(независимо от воли и сознания людей).
Необходимо различать: экономические законы, законы природы, юридические законы.
В обществе действует система ЭЗ. Они взаимосвязаны м собой. Различают след. ЭЗ:
Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях: а) З. Возвышающихся потребностей; б)З общественного разделения труда; в)З повышения производительности труда и др.
Общие ЭЗ - действуют
при наличии общих социально-
Особые (специфические)
ЭЗ - выражают внутреннюю природу каждого
общественного способа
ЭЗ познаваемы. Их необходимо использовать в практике хозяйствования.
6. Методика экономической теории.
Научные способы,
приемы познания экономической теории,
истинного понимания и
В книге Бар "Полит.Экономия" 2 тома: "ЭТ - это ящик с инструментами". (Анализ, синтез и т.д.)
Метод научной
абстракции, т.е. освобождение наших
представлений о предметах
движение от абстрактного к конкретному;
метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;
метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.
единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;
экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.
Существуют несколько функций экономической теории:
познавательная функция;
практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;
прогнозтическая;
методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.
идеологическая.
Экономист Василий Леонтьев(Нобелевская премия):
Развитие НТП
- структурные изменения в
ЭТ явл. методологической основой для всех экономических наук.
Экономист Кейнс:
"Любой политик находится в
плену экономистов и философов"
7. Социально-экономические системы
- это способ
организации общественного
Современные системы:
1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны);
2.Командно-административная
система (СССР, КНДР). Присутствует
во всех странах (когда
а) государственный тип (собственность на средства производства);
б) всеобщая (роль государства);
3.Рыночная экономика:
а) частная собственность на средства производства;
б) роль государства минимальное.
Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.
В чисто рыночной экономике проблемы что производить? как? и для кого производить?, регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.
4.Смешанная экономика:
а) собственность - государственная и частная;
б) государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства. Рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием.
В большинстве стран смешанная экономика.
5.Социальная экономика. Защита человека, сближение жизненного уровня, снижение дифференциации в доходах.
Модели рыночной экономики:
1.Предпринимательская
модель (США), 2.Социальная (Шведская
модель), 3.Японская модель - приоритет
общенациональных интересов.
8. Методы экономической науки :
- метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений
о предметах исследования от частного, случайного кратковременного,
единичного и
нахождение в них сущностного, постоянного
типичного.
- движение
от абстрактного к конкретному;
- метод
индукции, т.е. из анализа частного выводятся
общие положения и принципы;
- метод
дедукции (гипотетический), на основе
общих положений основываются
те или иные частности
- единство
исторического и логического,
т.е. экономические процессы рассматриваются
в исторической последовательности их
возникновения и в логической взаимосвязи;
- экономико-математическое
моделирование, создание математических
моделей той или иной
Существуют несколько функций экономической теории.
- познавательная
функция;
- методологическая,
т.е. экономическая теория
- практическая
функция - обеспечить на основе
теоретических разработок
9.
Идеология и экономическая
теория
Уже в хрущевскне годы наметился кризис советской политической
идеологии. Но это был еще кризис лишь той формы идеологии, какая
сложилась в сталинские годы и была связана с сочинениями самого
Сталина. В брежневские годы мощный идеологический механизм, соз-
данный и работавший под руководством Суслова, предпринял усилия
преодолеть этот кризис. И он многого добился. Началась критика
сталинской вульгаризации философии. Достижения науки хлынули в
идеологию. Стала доступной западная философия и культура. Все
это способствовало улучшению репутации идеологии. Но вместе с
тем, это вело к снижению авторитета марксизма-ленинизма, оттес-
нение его на задний план в рамках самой идеологии. В какой-то
мере преодолев недостатки сталинском формы идеологии, сусловский
идеологический аппарат одновременно способствовал подготовке бо-
лее, обширного идеологического кризиса - кризиса марксизма-лени-
низма как идеологии коммунизма вообще.
В брежневские
годы стало открыто
ние между идеологической картиной реальности и самой реаль-
ностью, между идеалами коммунизма и объективнымн тенденциями
эволюции реального коммунизма, между интеллектуальным уровнем
образованной части общества и идеологией. Идеология фактически
перестала быть руководством к действию для властей. Хотя они
прикрывались фразами из идеологии, практически они поступали
совсем иначе. Идеологический цинизм уничтожил остатки идеологи-
ческой веры.
В сталинские
годы доминировала
нистический социальный строй несет с собою освобождение трудя-
щихся от зол капитализма и что трудящиеся поддадутся обаянию
коммунистического земного рая. В брежневские годы активная часть
советского населения, включая представителей власти, которые на-
чали делать карьеру в хрущевские годы, сделала для себя открытие
огромного исторического значения. Она на своем опыте почувство-
вала то, что коммунистический социальный строй не является тем
земным раем, каким его изображают в советской идеологии и пропа-
ганде. На смену убежденности в истинности идеологии пришло чисто
прагматическое
отношение к ней как к
ботки и организации общественного сознания. На смену идеологи-
чески опосредованному отношению к реальности пришло непосредс-
твенное, лишенное субъективных иллюзий и лишь маскируемое идео-
логией.
Горбачевская политика гласности углубила и расширила идеологи-
ческий кризис. Началось безудержное и бесконтрольное словоблу-
дие, саморазоблачение, оплевывнние всех святынь советской исто-
рии, очернение советскои реальности. Все истины марксизма-лени-
низма были подвержены сомнению и осмеянию. Всякая защита "истин"
его рассматривалась как признак реакционности н отсталости. Ста-
ло неприличным произносить само слово "коммунизм". Было отменено
обязательное изучение марксизма-ленинизма во многих учебных за-
ведениях, сокращено время на него, сокращены или ликвидированы
совсем соответствующие семинары, школы, курсы. Короче говоря, с
марксизмом-ленинизмом обошлись чуть ли не как с враждебным идео-
логическим учением. Одновременно началось столь же безудержное
заимствование идей из западной идеологии. Стремление выглядеть
западнообразно и заслужить похвалу на Западе стало определяющим
в речах и в реформаторской суете самого Горбачева, а также всех
прочих реформаторов и идеологов перестройки.
Важнейшей особенностью идеологического кризиса является то,
что неверие в марксистские идеалы и отказ от марксизма-ленинизма
как от руководства к действию захватил самые верхи правящего
слоя. Дискредитация
идеологии стала
такого советская история еще не знала. Причем марксизм-ленинизм
при этом не был осмыслен и преодолен на научной основе, а просто
отодвинут как нечто уже непригодное ни для пропаганды, ни для
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"