Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.
Существует реальная и теневая экономика (уход от налогов).
На долю теневой экономики по данным ГКС приходится 25%, по другим источникам - 40-45%.
В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить.
Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают(ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Содержание

Предмет экономической теории
Зарождение экономической теории и ее развитие
Этапы развития экономической теории.
4. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально- экономические отношения.
5. Экономические законы, их система и использование.
6. Методика экономической теории.
7. Социально-экономические системы
8. Методы экономической науки
9. Идеология и экономическая теория

Работа содержит 1 файл

реферат. эконом теория.DOC

— 121.50 Кб (Скачать)

ЭЗ выражают существенные и необходимые связи в общественном производстве, постоянно повторяющиеся взаимоотношения, взаимодействия между людьми. Они отражают наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.

ЭЗ возникают  и действуют в результате производственной деятельности людей. Действуют объективно(независимо от воли и сознания людей).

Необходимо различать: экономические законы, законы природы, юридические законы.

В обществе действует  система ЭЗ. Они взаимосвязаны  м собой. Различают след. ЭЗ:

Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях: а) З. Возвышающихся потребностей; б)З общественного разделения труда; в)З повышения производительности труда и др.

Общие ЭЗ - действуют  при наличии общих социально-экономических условий(товарно-денежные отношения): а)З стоимости; б)З спроса и предложения; в)З денежного обращения и тд.

Особые (специфические) ЭЗ - выражают внутреннюю природу каждого  общественного способа производства. Определяются собственностью на СП и свойственные ей социально-экономические отношения.

ЭЗ познаваемы. Их необходимо использовать в практике хозяйствования.

6. Методика экономической теории.

Научные способы, приемы познания экономической теории, истинного понимания и освещения  экономического развития.

В книге Бар "Полит.Экономия" 2 тома: "ЭТ - это ящик с инструментами". (Анализ, синтез и т.д.)

Метод научной  абстракции, т.е. освобождение наших  представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

движение от абстрактного к конкретному;

метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся  общие положения и принципы;

метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений  основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

единство исторического  и логического, т.е. экономические  процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения  и в логической взаимосвязи;

экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.

Существуют несколько  функций экономической теории:

познавательная  функция;

практическая  функция - обеспечить на основе теоретических  разработок экономическую политику;

прогнозтическая;

методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

идеологическая.

Экономист Василий  Леонтьев(Нобелевская премия):

Развитие НТП - структурные изменения в экономике - повышение производительности труда - социальные изменения - изменение  жизненного уровня.

ЭТ явл. методологической основой для всех экономических наук.

Экономист Кейнс: "Любой политик находится в  плену экономистов и философов".

7. Социально-экономические системы

- это способ  организации общественного производства.

Современные системы:

1.Традиционная  экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны);

2.Командно-административная  система (СССР, КНДР). Присутствует  во всех странах (когда управляемая  экономика):

а) государственный  тип (собственность на средства производства);

б) всеобщая (роль государства);

3.Рыночная экономика:

а) частная собственность  на средства производства;

б) роль государства  минимальное.

Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.

В чисто рыночной экономике проблемы что производить? как? и для кого производить?, регулирование  распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.

4.Смешанная экономика:

а) собственность - государственная и частная;

б) государство  ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства. Рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием.

В большинстве  стран смешанная экономика.

5.Социальная  экономика. Защита человека, сближение  жизненного уровня, снижение дифференциации в доходах.

Модели рыночной экономики:

1.Предпринимательская  модель (США), 2.Социальная (Шведская  модель), 3.Японская модель - приоритет  общенациональных интересов. 

 8. Методы экономической науки :

   

    - метод  научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений

о предметах исследования  от  частного,  случайного кратковременного,

единичного и  нахождение в них сущностного, постоянного  типичного. 

    - движение  от абстрактного к конкретному; 

    - метод  индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы; 

    - метод  дедукции (гипотетический), на основе  общих положений основываются  те или иные частности экономических  объектов и процессов. 

    - единство  исторического и логического,  т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их  возникновения и в логической взаимосвязи; 

    - экономико-математическое  моделирование, создание  математических  моделей той или иной экономической  теории. 

 Существуют несколько функций экономической теории.

   

    - познавательная  функция; 

    - методологическая, т.е. экономическая теория исследует   общее  (и экономические отношения,  и производительные силы) и является  методологической базой для других  наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. 

    - практическая  функция - обеспечить на основе  теоретических разработок экономическую  политику. 

9. Идеология и экономическая  теория 

Уже в хрущевскне годы наметился кризис советской  политической

идеологии. Но это был еще кризис лишь той формы идеологии, какая

сложилась в сталинские годы и была связана с сочинениями  самого

Сталина. В брежневские годы мощный идеологический механизм, соз-

данный и работавший под руководством Суслова,  предпринял усилия

преодолеть этот кризис.  И он многого добился.  Началась критика

сталинской вульгаризации  философии.  Достижения науки хлынули  в

идеологию.  Стала  доступной западная философия и  культура.  Все

это способствовало улучшению репутации идеологии.  Но  вместе  с

тем,  это вело к снижению авторитета марксизма-ленинизма, оттес-

нение его на задний план в рамках самой  идеологии.  В  какой-то

мере преодолев  недостатки сталинском формы идеологии, сусловский

идеологический аппарат одновременно способствовал подготовке бо-

лее, обширного  идеологического кризиса - кризиса  марксизма-лени-

низма как идеологии  коммунизма вообще.

  В брежневские  годы стало открыто осознаваться  резкое расхожде-

ние  между  идеологической  картиной  реальности  и самой реаль-

ностью,  между  идеалами коммунизма  и  объективнымн  тенденциями

эволюции  реального  коммунизма,  между интеллектуальным уровнем

образованной части  общества и идеологией.  Идеология  фактически

перестала  быть  руководством  к действию для властей.  Хотя они

прикрывались фразами  из  идеологии,  практически  они  поступали

совсем иначе.  Идеологический цинизм уничтожил остатки  идеологи-

ческой веры.

  В сталинские  годы доминировала убежденность  в том,  что комму-

нистический социальный строй несет с собою  освобождение  трудя-

щихся  от  зол  капитализма  и что трудящиеся поддадутся обаянию

коммунистического земного рая. В брежневские годы активная часть

советского населения, включая представителей власти, которые  на-

чали делать карьеру  в хрущевские годы, сделала для  себя открытие

огромного исторического  значения.  Она на своем опыте  почувство-

вала то,  что  коммунистический социальный строй  не является  тем

земным раем, каким  его изображают в советской идеологии  и пропа-

ганде. На смену  убежденности в истинности идеологии  пришло чисто

прагматическое  отношение к ней как к необходимому средству обра-

ботки и организации  общественного сознания.  На смену  идеологи-

чески  опосредованному  отношению к реальности пришло непосредс-

твенное,  лишенное субъективных иллюзий и лишь маскируемое  идео-

логией.

  Горбачевская  политика гласности углубила  и расширила идеологи-

ческий  кризис.  Началось безудержное и бесконтрольное словоблу-

дие,  саморазоблачение, оплевывнние всех святынь советской исто-

рии,  очернение  советскои реальности. Все истины марксизма-лени-

низма были подвержены сомнению и осмеянию. Всякая защита "истин"

его рассматривалась  как признак реакционности н  отсталости. Ста-

ло неприличным  произносить само слово "коммунизм". Было отменено

обязательное  изучение марксизма-ленинизма во многих учебных за-

ведениях,  сокращено  время на него,  сокращены или  ликвидированы

совсем соответствующие  семинары,  школы, курсы. Короче говоря, с

марксизмом-ленинизмом обошлись чуть ли не как с враждебным идео-

логическим  учением.  Одновременно началось столь же безудержное

заимствование идей из западной идеологии.  Стремление  выглядеть

западнообразно  и заслужить похвалу на Западе стало определяющим

в речах и в  реформаторской суете самого Горбачева,  а также всех

прочих реформаторов и идеологов перестройки.

  Важнейшей  особенностью идеологического   кризиса  является  то,

что неверие в  марксистские идеалы и отказ от марксизма-ленинизма

как от руководства  к действию  захватил  самые  верхи правящего

слоя.  Дискредитация  идеологии стала стимулироваться  сверху,  -

такого советская  история еще не знала.  Причем марксизм-ленинизм

при этом не был  осмыслен и преодолен на научной  основе, а просто

отодвинут как  нечто уже непригодное ни для  пропаганды,  ни  для

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"