Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….......... 3
1 Сущность Всемирной Торговой Организации ………………………….……... 6
1.1 Возникновение и развитие ВТО.………...………………………....…..… 6
1.2 ВТО – структура и принципы.....................………..……...……....... 15
2 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса
………………... 22
2.1 …………………………………..……………………………...……. 22
2.2 Промышленность и сельское хозяйство России: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли ………………………………… 29
3 Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО …………………….……………………..
Заключение ………………………………………………………………………….. 53
Список литературы .………………...…………………….…………………............ 56
Приложения…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая по нац. экономике.doc

— 399.50 Кб (Скачать)

    Конкретным примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировым, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным по следующим причинам.

    Энергоемкая структура и география расположения регионального производства определяют высокую степень влияния естественных монополий на экономику. Вместе РАО "ЕЭС России", Газпром и МПС  обеспечивают 13.5 % ВВП, в них занято 4 % от общего числа занятых в экономике. В тоже время, большая часть продукции и услуг естественных монополий формирует значительную часть промежуточного потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом оказывает влияние на издержки производителей. В структуре материальных затрат предприятий промышленности 10 % приходится на энергию, для отдельных отраслей (черная и цветная металлургия) этот показатель находится на уровне 15 %. Увеличение относительных цен на продукцию естественных монополий снизит инвестиционные возможности отраслей, обеспечивающих более 85% ВВП. Вместе с тем низкая прозрачность и отсутствие достаточных стимулов для снижения издержек ставят под сомнение эффективность использования средств внутри монополий.

    Утверждение о заниженности цен (тарифов) на продукцию российских естественных монополий по сравнению с мировым уровнем стало общепринятым. Однако тезис этот не однозначен. Да, в отношении цен на газ можно говорить о том, что существующий уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая чистота.

    Чтобы более или менее объективно сопоставлять внутренние цены на энергоресурсы в  разных странах, надо пользоваться паритетами покупательной способности (ППС) национальных валют с долларом США. Расчет внутреннего тарифа на электроэнергию по паритету рубля к доллару свидетельствует о том, что внутренние цены на электроэнергию в России отнюдь не завышены. В 2001 г. среднероссийский тариф на электроэнергию, отпускаемую промышленным потребителям, был на уровне Германии и превышал уровень Франции.

     Даже  если удастся избежать прямого включения  обязательств существенного повышения  тарифов как условия присоединения (а это необходимо сделать), нынешняя система регулирования может дать повод для введения санкций и претензий к России со стороны практически любой страны - члена ВТО даже после присоединения.

     Механизмы защиты внутренних производителей ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности, со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.

     Россия  существенно снизила уровень  таможенных тарифов и провела  их унификацию вне переговоров с  ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов – 10,92 %, действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым она не только ослабила свою переговорную позицию, но и сократила возможности для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость унификации тарифов объяснялась, прежде всего, неэффективным таможенным администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путем использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки.

     Другим  эффективным механизмом защиты рынка  являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые  расследования, расследования о применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.

     Ускорение процессов самоорганизации производителей - важнейшая предпосылка для эффективной  защиты экономики после присоединения  к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Создание ассоциаций - элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в рамках ВТО, а с другой - в России крайне слаба и неразвита. К "инфраструктурным" элементам относятся также наличие опытных юристов и юридических фирм, способных защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должны стать элементом политики по подготовке страны к вступлению. На все это явно потребуется не один год.

      Присоединение России к ВТО может, с одной  стороны, существенно обострить диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства.

      Таким образом, присоединение России к  ВТО может привести к существенному  сокращению налоговой базы отдельных  «моноотраслевых» регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.

     В завершение – еще один аспект присоединения  России к ВТО, о котором говорят мало и вскользь, но который с точки зрения национальных интересов страны может оказаться более серьезным, чем прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве.

     Несмотря  на то, что экономика России по своим  масштабам несопоставима с экономиками  стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для  развития российской экономики в долгосрочной перспективе. Такая зависимость прослеживается по нескольким направлениям.

     Во-первых, Россия устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте  отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан  и Беларусь импортируют из России от 42 до 64 % от всего объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь экспортируют в Россию от 33 до 51 % своих товаров.

     Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует  экономики стран СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год.

     В-третьих, экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, входящие в  ЕврАзЭС, критически необходимы как  рынки сбыта российской продукции  высокой степени переработки  и как механизм для отработки  стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран. Нельзя не учитывать, что уровень насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ – 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны, качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.

    От  кооперации со странами СНГ критически зависит конкурентоспособность  российского машиностроения вообще и выход его продукции на мировые рынки. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая продукция и др.

     В случае присоединения России к ВТО  вся система отмеченных выше факторов подвергнется значительным корректировкам в первую очередь потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции стран СНГ, но и не признаются ВТО в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может стать резкое понижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       В продолжающейся уже несколько лет  дискуссии вокруг последствий вхождения  России во Всемирную торговую организацию  центральным, по-прежнему, остается вопрос выгод и издержек от присоединения  к столь авторитетной организации. Разброс мнений на этот счет достаточно широк. Одни связывают ожидания от участия в ВТО с получением Россией крупных преимуществ. Другие продолжают утверждать, что подобная акция таит в себе угрозу экономических и социальных потрясений ввиду неготовности российских предприятий конкурировать на глобальном рынке. При столь полярных точках зрения анализ проблем, перспектив и последствий такого шага приобретает особую значимость.

       Так, проведя в данной квалификационной работе оценку баланса последствий присоединения России к ВТО дифференцированно по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения, можно сделать следующие выводы.

       К числу главных угроз для российской экономики вследствие присоединения к ВТО относятся: колебание цен на энергоносители; снижение уровня таможенных пошлин на импортируемые товары; отмена государственной поддержки промышленности и сельского хозяйства; свободный доступ иностранных компаний на российский рынок, снятие нетарифных ограничений. Данный перечень угроз отражает практически весь спектр издержек от вступления России к ВТО. Все остальные негативные явления, так или иначе, входят в этот список.

       Последствиями данных угроз могут стать: подавление хозяйственной деятельности предприятий вследствие экспансии иностранных фирм; значительное снижение производства целого ряда неконкурентоспособных отраслей; уменьшение доходной части бюджета вследствие падения объемов ряда производств и снижения таможенных пошлин; возможное повышение налогов; ограничение возможности применения средств таможенно-тарифного и нетарифного регулирования для защиты внутреннего рынка; ухудшение торгового и платежного баланса; дальнейшее усиление сырьевой специализации экономики; рост безработицы, падение доходов населения, продолжение имущественного расслоения; ухудшение интеграции со странами СНГ и др.

       В краткосрочной перспективе потери от внешнеторговой либерализации будут неизбежны и достаточно существенны. На этот период приходится действие отраслевых факторов снижения занятости в импортно-ориентированных отраслях, а также издержек межотраслевого перетока факторов производства. В то же время в краткосрочной перспективе будет проявляться и ряд выгод от присоединения к этой организации, прежде всего за счет роста иностранных инвестиций в Россию. Однако с течением времени общий баланс выгод и потерь России будет все больше складываться в ее пользу.

       В этой связи представляются следующие обязательные меры и действия со стороны государства:

  1. Срочная разработка и принятие научно-обоснованной промышленной политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей и как инструмента для переговоров и условий вступления в ВТО.
  2. Достройка и ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта (без чего страна столкнется в ВТО с фактической асимметрией выгод и обязательств), в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров. Это же касается и мер поддержки российского аграрного сектора.
  3. Создание механизмов временной государственной поддержки предприятий и регионов, особо пострадающих от резко возросшего импорта.
  4. Создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и т.п.), с целью эффективного использования ими возможностей ВТО в международной конкуренции.
  5. Подготовка специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО, как для бизнеса, так и для госаппарата.
  6. Постоянный мониторинг не только отдельных дискриминационных мер со стороны основных внешнеторговых контрагентов, но и всех торговых барьеров, создаваемых политикой этих стран.

Информация о работе Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО