Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….......... 3
1 Сущность Всемирной Торговой Организации ………………………….……... 6
1.1 Возникновение и развитие ВТО.………...………………………....…..… 6
1.2 ВТО – структура и принципы.....................………..……...……....... 15
2 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса
………………... 22
2.1 …………………………………..……………………………...……. 22
2.2 Промышленность и сельское хозяйство России: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли ………………………………… 29
3 Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО …………………….……………………..
Заключение ………………………………………………………………………….. 53
Список литературы .………………...…………………….…………………............ 56
Приложения…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая по нац. экономике.doc

— 399.50 Кб (Скачать)

       В целом присоединение России к  ВТО должно положительно сказаться, прежде всего, на развитии добывающих экспортно-ориентированных отраслей. Однако выгоды от доступа к ВТО будут для России ощутимыми лишь в долгосрочной перспективе. В то же время уже в краткосрочной перспективе на позициях отечественных производителей будет сказываться рост иностранной конкуренции в таких отраслях, как автомобилестроение и фармацевтика.

       Сельское  хозяйство традиционно воспринимается как один из наиболее чувствительных секторов для присоединяющихся к  ВТО стран.

       Так механизм оптимизации развития российского  экспорта зерна с функционированием агропродовольственного рынка должен складываться из баланса следующих его составляющих: объема пока ещё растущего импорта животноводческой продукции; объёма производства зерна; роста платежеспособности населения и увеличения потребления мяса, молока, яиц; прироста производства животноводческой продукции; увеличения внутреннего потребления зерна; прироста переходящих запасов зерна; объёма экспорта зерна.

       Также очень важно отметить следующее, при вступлении в ВТО от России требуют сокращения поддержки сельского хозяйства. Экс-министр сельского хозяйства России А. Гордеев возражал: по его мнению, без государственной поддержки даже сельское хозяйство Европы было бы неконкурентоспособным. Объем прямой поддержки этого сектора достигает там 40 млрд. евро в год. В России он не превышает 1,5 млрд. долл. Поэтому стремление стран Евросоюза диктовать России условия по уровню поддержки АПК, по мнению А. Гордеева, звучит как издевательство. Кроме того, Евросоюз жестко ограничивает ввоз продовольствия, тогда как в России он постоянно возрастает. Около 60% его объема поступает из ЕС, США и Канады, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 га пашни в 20-40 раз выше, чем в России. Вывод, к которому приходит А. Гордеев, звучит категорически: рынок надо освобождать от импорта, который принял почти угрожающие масштабы.

       Россия  все еще недостаточно богата для  соответствующей поддержки своих  сельхозпроизводителей, но по мере роста  ВВП помощь будет увеличиваться  вплоть до договорного предела, предусматриваемого готовящимися соглашениями о вступлении в ВТО в размере 8,5 млрд. долл.

       Шаги, предпринятые Россией для поддержки  отечественного земледелия, все еще  не отвечают требованиям его ускоренного развития, но результаты, достигнутые в последние годы, дают определенное основание для оптимизма. Этому способствуют рыночная рационализация производства, рост капиталовложений и активная государственная поддержка. Только так российское сельское хозяйство сможет занять достойное место в мировой агропродовольственной системе, не только обеспечив внутренние потребности в продовольствии, но и наращивая свой экспортный потенциал27.

       Необходимо  также обратить внимание и на внешнеторговые аспекты рыбного хозяйства России. Страна при официальном объеме промысла в последние годы на уровне 3-3,3 млн. т экспортирует 1,1-1,2 млн. т (1,3 млрд. долл.) и импортирует 0,7-0,9 млн. т (0,7-0,9 млрд. долл.). Поставки непосредственно из районов морского промысла, без захода судов в российские порты и таможенного оформления создают основу для масштабного браконьерства и неконтролируемого экспорта. При этом вывозится сырье, в структуре же импорта, напротив, повышается доля готовой продукции - филе, пресервов, консервов и т.п. Наиболее весомой экспортной позицией является рыба мороженая (в натуральном выражении - 88, в стоимостном – 71,4%). Кроме того, в стоимостном выражении велик экспорт ракообразных (10,34%). В импорте лидируют рыба мороженая (соответственно в натуральном и стоимостном выражении – 65,7 и 31%), а также филе (11,8 и 15,6%).

       Специфика рыбного хозяйства предопределяет особенности его вхождения в  регламенты ВТО и основные направления повышения его внешнеторгового потенциала. К рыболовству во многих случаях неприменимы общие торговые нормы ВТО, поскольку воспроизводимые объекты морского и речного промысла представляют собой ограниченные естественные запасы, истощающиеся при отсутствии должного контроля28.

       Как известно, с 1991 г. российская рыбная отрасль находится в затяжном глубоком кризисе, ее позиции в мире существенно ослабли. Поддержка государства недостаточна, по сопоставимым показателям она в три-пять раз меньше, чем в странах Евросоюза, Норвегии, Республике Корея и др.

       Пока  же анализ внешней торговли России рыбными товарами показывает низкую ее эффективность. Даже вполне конкурентоспособные пока ещё отечественные производители по разным причинам не могут реализовать свой экспортный потенциал. В этой связи весьма своевременным стало введение государственной монополии на отдельные виды рыбных товаров (осетровых, черной икры и др.).

       Для повышения конкурентоспособности российской рыбопродукции на внешнем рынке необходимо расширение отраслевых НИОКР технологического профиля, выбор перспективных демонстрационных проектов по рыбообработке и т.д. Кроме того, российские рыбаки, товаропроизводители и экспортеры должны быть поставлены в равные экономические условия со своими конкурентами из Норвегии, Евросоюза, Японии, Республики Корея и др., где многие годы осуществляется субсидирование на уровне 15-20% стоимости продукции морского промысла. Рыбное же хозяйство России является донором экономики. Отношение изъятий в госбюджет к субсидиям составляло для отрасли в 2001 и 2002 гг. – 3,1; 2003 г. – 4,0; 2004 г. – 3,9; 2005 г. – 3,2; 2006 г. – 3,9; 2007 г. 3,4. Фактически отечественная рыбная отрасль лишена возможности самостоятельно осуществлять инвестирование, что противоречит принципам рыночной экономики и базовым положениям ВТО29.

       Так, в условиях присоединения к ВТО следует проработать вопросы субсидирования развития отдельных секторов рыбного хозяйства с учетом опыта государственной поддержки, которую получают наши зарубежные конкуренты. Важнейшей же задачей Госкомрыболовства на сегодняшний день должна стать организация квотирования экспорта рыбы и морепродуктов.

       Можно полагать, что ввиду высоких цен и увеличивающегося спроса на мировом рынке такой сценарий приведет к нежелательному росту вывоза из России морской рыбы. Для насыщения внутреннего рынка, очевидно, потребуется ужесточить правила экспорта и импорта рыбных товаров, в том числе из районов морского промысла, в частности, ввести квотирование экспорта, что разрешается нормами ВТО, касающимся продовольственной безопасности30.

       Таким образом, проблема внешнеторговой либерализации в области сельского хозяйства, по-прежнему, остается одной из наиболее спорных на сегодняшний день в мировой экономике. Чтобы подготовиться сельскому хозяйству России к вступлению в ВТО должным образом, по разным оценкам, нужно от 7 до 10 лет. Земледелию вступление на данном этапе не сулит ничего хорошего. Сельское хозяйство является самым слабым звеном российского народного хозяйства, и слишком большие уступки в ходе переговоров способны его разрушить.

       Положительное решение проблемы вступления в ВТО поставит перед Россией целый ряд непростых экономических и социальных проблем. Внешнеторговая политика, должна быть выстроена так, чтобы, к примеру, импорт мясной и молочной продукции не превышал ее реального дефицита на внутреннем рынке, и, следовательно, не препятствовал развитию собственной животноводческой отрасли. Страна производит достаточное количество зерна, обладает крупными пастбищами с высоким травостоем, что создает прочный фундамент для отечественного животноводства, нужно только помочь ему реализовать эти возможности. 
 
 

3 Актуальные проблемы  вступления России в ВТО 

     В последнее время снова активизировалась дискуссия вокруг вопроса присоединения  России к ВТО. Связано это не в  последнюю очередь с очередным  раундом переговоров России с  членами рабочей группы по присоединению  России к ВТО, на которых «неожиданно» обнаружился целый ряд противоречий, нерешенность которых не позволяет ожидать быстрого завершения переговоров. Тем не менее, все поставленные перед российской делегацией вопросы более чем ожидаемы. Вследствие этого возникла необходимость проанализировать слабые места переговорной позиции России и спрогнозировать возможные будущие проблемы.

     Сторонниками  быстрого завершения переговоров о  вступлении России в клуб международной  торговли наиболее часто выдвигаются  аргументы о том, что присоединение  к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Представляется небезынтересным проанализировать эти два тезиса.

     По  различным оценкам, доступ прямых иностранных  инвестиций в сферу услуг будет определять около 70 % положительного эффекта от присоединения России к ВТО. В тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит от общей политико-экономической ситуации в стране, в том числе, и от четкой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Напротив, есть обратный пример, когда Китай, ставший членом ВТО только в 2002 г., лидировал все последние годы по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. В период с 1997 по 2000 гг. Китай ежегодно привлекал от 41 до 44 млрд. долларов. Для сравнения, Россия за этот же период привлекала ежегодно от 2,7 до 6,6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций.

     Маловероятно  ожидать от присоединения к ВТО  и расширения экспортных возможностей для российских производителей в  современных условиях. Во-первых, уже  сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.

     В-третьих, часто говорится о том, что  присоединение к ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров, которые, по частоте применения, составляют 59 % от общего количества ограничительных мер в отношении России (прочие нетарифные меры составляют 17 %, тарифные меры – 13 % и квоты – 11 %). При этом 65 % этих расследований возбуждаются в отношении производителей черных металлов. Но, с одной стороны, процедура проведения подобных расследований определяется не членством в ВТО, а предоставлением ей статуса страны с рыночной экономикой. С другой стороны, для успешного ведения подобных споров необходим штат высококвалифицированных служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах.

     Анализ  этих проблем позволяет сделать  вывод о том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения  страны к ВТО, определяются не членством  как таковым, а внутренней политикой  страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.

     Эйфорические  ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики  от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа  на российский рынок (перечень "связанных" тарифов, обязательства по допуску иностранцев на рынок услуг) уводят внимание от таких не менее, а для современной России и более важных аспектов вступления в ВТО, как:

    1. общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности внутри страны;
    2. механизмы защиты российских производителей;
    3. неоднородность развития российских регионов;
    4. обязательства, принятые Россией в рамках региональных торговых соглашений.

     Представляется, что нерешенность этих вопросов может  привести к низкой результативности всего переговорного процесса в свете стоящих перед страной задач.

     Общесистемные требования к изменению условий  хозяйственной деятельности.

     Проблема  изменения законодательной и  нормативной базы России в целях  соответствия нормам и правилам ВТО  – с одной стороны, одна из наименее популярных и обсуждаемых, с другой – принципиально важная для дальнейшего развития экономики страны. Присоединение к ВТО будет означать в первую очередь "институционализацию", фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики. На практике это существенно ограничит для государства набор возможных инструментов обеспечения национальной конкурентоспособности.

    Основной  проблемой для России могут стать  требования стран-членов ВТО о ликвидации действующих механизмов субсидий. Промышленные субсидии, позволяющие существенно влиять на условия конкуренции на рынках промышленной продукции, остаются одним из узловых моментов регулирования торгово-экономических отношений нормами ВТО. В России значительное число предприятий использует финансовую помощь и субсидии государства, в том числе, в виде бюджетного финансирования в рамках федеральных целевых программ, индивидуальных налоговых льгот на федеральном и местном уровне. Более того, к государственным субсидиям в соответствии с нормами ВТО могут относится также использование результатов НИОКР, созданных за счет государственных средств, и основных фондов, переданных предприятиям государством и даже реструктуризация налоговой задолженности.

Информация о работе Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО