Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 12:14, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
Введение ……………………………………………………………………….......... 3
1 Сущность Всемирной Торговой Организации ………………………….……... 6
1.1 Возникновение и развитие ВТО.………...………………………....…..… 6
1.2 ВТО – структура и принципы.....................………..……...……....... 15
2 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса
………………... 22
2.1 …………………………………..……………………………...……. 22
2.2 Промышленность и сельское хозяйство России: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли ………………………………… 29
3 Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО …………………….……………………..
Заключение ………………………………………………………………………….. 53
Список литературы .………………...…………………….…………………............ 56
Приложения…………………………………………………………………………..
Основными задачами ВТО являются обеспечение выполнения правовых документов, входящих в круг ее ведения, либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Кроме того, ВТО периодически организует многосторонние переговоры в интересах содействия развитию мировой торговли, контролирует проведение национальной внешнеторговой политики стран-членов и обеспечивает соблюдение ими коллективно согласованных правил торговли, выполняет обязанности международного третейского суда, позволяющего разрешать конфликты в случае нарушении этих правил, сотрудничает с другими многосторонними экономическими организациями в формировании глобальной экономической политики.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание единой организационной структуры - многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Схематично ее структура представлена в Приложении 19.
Межгосударственную организационную структуру ВТО возглавляет Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников Торговой организации. Сессии этого органа собираются как минимум один раз в два года. Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать все решения.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров (механизм урегулирования споров в рамках ВТО представлен в Приложении 2). Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Он делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет
по торговле товарами, в свою очередь,
руководит деятельностью
Еще одним важным органом ВТО является его Секретариат, который базируется в Женеве и имеет около 500 штатных сотрудников. Возглавляет его Генеральный директор, назначаемый, в свою очередь Министерской конференцией. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Бюджет Организации утверждается Министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ, где взнос каждой страны был пропорционален ее доле участия в международной торговле.
Ежегодно в штаб-квартире ВТО проводится до 2000 заседаний. Это означает резкое увеличение нагрузки на персонал миссий стран-членов ВТО, расположенных в Женеве. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях. Известно, что около 60 государств, вообще, оказались не в состоянии по финансовым соображениям иметь свои представительства в Женеве11. Крупные же государства получили на этом этапе немалые преимущества активного участия в деятельности ВТО.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает различные пути присоединения к этой организации. В настоящее время присоединение к ВТО осуществляется на основании статьи XII, в которой говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложенным к Соглашению Многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО.
Процедура вступления в ВТО носит следующий характер. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО на основании статьи XII. Заявление страны рассматривается Генеральным советом, который учреждает Рабочую группу. Как правило, Рабочая группа содержит следующий круг ведения: изучение просьбы о присоединении на основе статьи XII и подготовка Генеральному совету (Министерской конференции) рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО12.
Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. В практике ВТО были переговоры, которые длились 2-3 года, а также самые продолжительные переговоры о присоединении КНР к ВТО, продолжавшиеся почти 15 лет. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах Рабочей группы и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.
Вслед
за учреждением Рабочей группы Секретариат
информирует заявителя о
Кроме того, заявитель передает Секретариату ВТО таможенный тариф, законы и распоряжения, регулирующие торговлю товарами и услугами, и другие имеющие отношение к внешнеторговому режиму материалы. Материалы предоставляются на одном из трех официальных языков ВТО (английский, французский, испанский)13.
Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Члены группы в устной и письменной форме задают вопросы. Значительная часть работы в группе переносится на неофициальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры с заинтересованными членами ВТО о снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать протоколы, содержащие перечень уступок и обязательств по доступу на рынки товаров и услуг.
Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад группы Генеральному совету ВТО. Одновременно готовятся проект решения Генерального совета ВТО и протокол о присоединении к ВТО. Доклад Рабочей группы, протокол о присоединении и проект решения о присоединении передаются Генеральному совету. Эти документы принимаются двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия вступающей страной 14.
Механизм принятия решений в органах ВТО продолжает существовавшую в рамках ГАТТ практику принятия решений на основе общего согласия участников без проведения формального голосования. Однако в тех случаях, когда на основе согласия решение принять не удается, оно принимается путем голосования. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в 3/4 голосов. Решение Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, принимается исключительно путем консенсуса.
Основные
положения Соглашения об учреждении ВТО
определяют структуру, функции, порядок
и механизм принятия решений этой организацией,
а также порядок присоединения к ВТО. Однако
необходимо заметить, что вопросы существа
ее деятельности в само Соглашение не
вошли, они сконцентрированы в отдельных
документах и отнесены в приложения. При
этом в Соглашении подчеркивается, что
соглашения и договоренности составляют
неотъемлемую часть Соглашения об учреждении
ВТО. Такая правовая конструкция ВТО сложилась
в силу нерешенности многих правовых вопросов.
Вместе с тем, эта особенность правовой
конструкции Всемирной торговой организации
придает ей достаточно гибкий характер
и открывает возможность для дальнейшего
развития.
2
Конкурентоспособность
российской экономики
и оценка возможных
последствий вступления
России в ВТО
2.1 Механизм
вступления России в ВТО: особенности
переговорного процесса
В середине 80-х годов со стороны Советского Союза была предпринята попытка стать участником Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, которая была заблокирована США. Тем не менее, в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. РФ унаследовала этот статус в 1992 г. В этот период был начат процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».
В июне 1993 г. российская сторона вручила Генеральному директору ГАТТ официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.
Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.
В связи с образованием 1 января 1995 г. ВТО, включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. было подано официальное заявление Правительства РФ о присоединении России к ВТО.
В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия по ГАТТ. Но позже, в связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.
В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ / ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой международной организации.
По установленному правилу первый, т.е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствия с установленной процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г.
Информационный этап переговоров завершился к началу 1998 г. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющих значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна была определить конкретные условия своего участия в ВТО 15.
В настоящее время появляется возможность представить общий баланс условий присоединения России к ВТО, который, как неоднократно отмечали официальные лица, должен быть сведен в пользу России. Кроме того, становится все более очевидным, что преимущества участия России в ВТО - это сумма плюсов не только от согласованных условий присоединения, как часто ранее представлялось, но и от усилий, направленных на реализацию заложенных в них потенциальных возможностей. Следовательно, необходима комплексная программа действий для получения максимальных выгод от присоединения. Сегодня это видится более отчетливо, чем на начальной стадии переговоров.
Начало завершающей стадии переговоров еще не свидетельствует об их скором окончании. Следует исходить из объективных реальностей. Необходимо решить, по крайней мере, три сложные, или, как говорят, «системные», проблемы, по которым пока не удается найти решение: о предельно допустимом масштабе субсидирования сельского хозяйства России, о допуске на российский рынок иностранных поставщиков услуг (прежде всего - банковских, страховых и телекоммуникационных) и о сближении внутренних и экспортных цен на энергоносители. Их нерешенность ухудшает атмосферу завершающей стадии переговоров, несмотря на заверения ведущих политических лидеров Запада о поддержке присоединения России к ВТО.
Необходимым условием членства в ВТО является также приведение делового законодательства России в соответствие с положениями документов этой организации, что записано в статье XVI соглашения об ее учреждении. Эта сложная работа, в результатах которой, кстати, заинтересованы российские предприниматели независимо от участия страны в ВТО, успешно ведется нарастающими темпами уже не первый год. Правительство и парламент уделяют ей должное внимание, но большой объем (речь идет, по некоторым оценкам, о 100 законах и примерно тысяче ведомственных инструкций) не позволяет быстро справиться с поставленной задачей16.