Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:18, реферат
Чтобы получить представление о том, как предприятие определяется для себя оптимальные объемы выпуска продукции необходимо построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек. Однако установление правил оптимального объема производства имеет определенную специфику в различных типах отраслевых структур рынка. Поэтому определение оптимальных объемов выпуска продукции рассматривается в условия чистой монополии, совершенной конкуренции, олигополии и монополистической конкуренции.
Введение…………………………………………………………………………3
I. Конкуренция как главный элемент в рыночной
модели хозяйствования…………………………………………………………4
1.1). Конкуренция как центральное звено рыночного механизма…….4
1.2). Содержание рыночной конкуренции……………………………....5
1.3). Конкурентоспособность товара…………………………………....5
1.4). Совершенная и несовершенная конкуренции…………………….6
1.5) Виды несовершенной конкуренции……………………………….7
II. Сущность и виды монополий………………………………………………10
III. Конкуренция и монополизм……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...16
Высокая
степень концентрация производства
и возникающая в связи с этим
экономическое доминирование ведет к
затруднению конкуренции и возникновению
монопольных проявлений в форме ценового
диктата. Усиливается вероятность сговора
между немногими производителями. Это
требует установление особого контроля
за деятельностью объединений предприятий.
III.
Конкуренция и монополия.
Термин «монополия» имеет очевидное рыночное происхождение (от греч. «monos» - один, единственный и «poleo» - продаю). Еще Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем экономическом труде «Политика», отнес монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние».
Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство. Это единство заключается в том, что для любого товаропроизводителя монополия на производство продукта служит средством достижения цели. Чтобы получить максимальную прибыль, надо завысить цену на товар. А это возможно только при условии, если производитель достигает монопольного положения в производстве и реализации своего товара.
Монополия является внутренним, необходимым, существенным свойством конкурентной борьбы. Для каждого хозяйствующего субъекта монопольное положение на рынке обеспечивает реализацию его эгоистического интереса при отсутствии противодействия со стороны интересов других субъектов. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта, какого - либо товара в руках единственной фирмы.
Являясь продолжением конкуренции, тенденция к формированию монополий несет с собой позитивные черты. Они с особой очевидностью проявляются при развитии внутренней монополии, базирующейся на снижении индивидуальных издержек производства за счет использования различного рода нововведений.
К
числу позитивных сторон монополии
следует отнести масштабы производства,
что позволяет фирме-
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.
Но с другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким
образом, монополия обуславливает застой
и загнивание хозяйственного механизма,
тормозит конкуренцию, является угрозой
для нормального рынка. Проанализировав
позитивные и негативные факторы и последствия
монополий, можно прийти к выводу, что
монополия наносит большой вред производству.
Заключение.
Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров, влияние фирм на рынке товаров и услуг.
Конкуренция
неразрывна со своей противоположностью
— монополией, которая выступает дополнительным
фактором развития рынка, усложняющим
его нормальную деятельность. Этот фактор,
не сумевший набрать силу на начальной
ступени капиталистического товарного
хозяйства, стал в XX в. играть определяющую
роль в производстве и реализации товаров.
Список
литературы.