Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:18, реферат

Описание работы

Чтобы получить представление о том, как предприятие определяется для себя оптимальные объемы выпуска продукции необходимо построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек. Однако установление правил оптимального объема производства имеет определенную специфику в различных типах отраслевых структур рынка. Поэтому определение оптимальных объемов выпуска продукции рассматривается в условия чистой монополии, совершенной конкуренции, олигополии и монополистической конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I. Конкуренция как главный элемент в рыночной
модели хозяйствования…………………………………………………………4
1.1). Конкуренция как центральное звено рыночного механизма…….4
1.2). Содержание рыночной конкуренции……………………………....5
1.3). Конкурентоспособность товара…………………………………....5
1.4). Совершенная и несовершенная конкуренции…………………….6
1.5) Виды несовершенной конкуренции……………………………….7
II. Сущность и виды монополий………………………………………………10
III. Конкуренция и монополизм……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

I. Конкуренция как главный элемент в рыночной

модели хозяйствования…………………………………………………………4

      1.1). Конкуренция как центральное  звено рыночного механизма…….4

      1.2). Содержание рыночной конкуренции……………………………....5

      1.3). Конкурентоспособность товара…………………………………....5

      1.4). Совершенная и несовершенная  конкуренции…………………….6

      1.5)  Виды несовершенной конкуренции……………………………….7

II. Сущность и виды монополий………………………………………………10

III. Конкуренция и монополизм……………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Чтобы получить представление о том, как предприятие определяется для себя оптимальные объемы выпуска продукции необходимо построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек. Однако установление правил оптимального объема производства имеет определенную специфику в различных типах отраслевых структур рынка. Поэтому определение оптимальных объемов выпуска продукции рассматривается в условия чистой монополии, совершенной конкуренции, олигополии и монополистической конкуренции.

      В современной экономической структуре  преобладающие позиции принадлежат  крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений, имеющих зачастую транснациональный характер. Возможности самонастройки рыночного механизма в таких экономических «монстрах» ослаблены. Поэтому во всех развитых странах стала распространенной практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньки покупателя. В свою очередь покупатели тоже могут вступать в конкурентную борьбу между собой и  борясь за приобретение ценного товара или товаров находящихся в ограниченном количестве. Такая конкурентная борьба наблюдается на биржах, аукционах, при покупки акций той или иной фирмы. Я считаю выбранную мной тему очень и интересной и объемной. В современном мире конкуренция важный фактор развития экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Конкуренция как главный элемент в рыночной модели хозяйствования.

1.1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма. 

      В рыночной экономике в условиях частной  собственности, свободы, инициативы и  предпринимательства главным элементом  хозяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию  действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ, ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности  хозяйствования.

      Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос, но не означает, что все сводится только к этому.

      Во-первых, экономическая природа конкуренции  связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.

      Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

      Наконец конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых методов предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов. 
 

1.2. Содержание рыночной конкуренции.

      Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.

      Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга.

      Объект  конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

      Конкуренция на рынке имеет свои  функции:

  1. выявление или установление рыночной стоимости товара;
  2. выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
  3. регулирование перелива средств между отраслями и производствами;
 

Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:

    • Какие аналогичные товары конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит?
    • существуют ли товары, способные заменить ваш для удовлетворения данной потребности?
    • не угрожает ли вашему товару  товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя?
    • возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности? Если да, то почему и в какой срок?
 
 

1.3. Конкурентоспособность  товара.

      Привлечение потребителя модно только предложением товара, который имеет преимущества по сравнению с товарами соперниками по удовлетворению нужд потребителя, Если товар вашей фирмы таков, то вы производите конкурентоспособный товар.

      Нельзя  забывать, что конкурентоспособность  – это  прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара.

      Если  бы на рынке не было конкурентов, с  товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

      Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

      Комплекс  конкурентоспособности товара состоит  из трех групп элементов: технических, экономических  и  социально - организационных.

      Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это так же и эргономические показатели.

      Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как  правило,  выше цены  продажи.  Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

      Наиболее  конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

      Социально-организационные  параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

      Как повысить конкурентоспособность товара? Рост конкурентоспособности товара может быть связан с следующими факторами:

  • совершенствование применяемых материалов, технологии, организации производства управления;
  • создание принципиально новых по конструкции средств удовлетворения нужд людей;
  • улучшение существующих или созданием новых товаров, используемых в комплексе с основными;
  • улучшение всей совокупности условий потребления и дальнейшего использования товара потребителем.

        Конкурентоспособность  товара, конечно, во многом определяет  конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.

      Конкурентоспособность         фирмы  - это   относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития   конкурентных   фирм   по   степени   удовлетворения   своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. 

1.4. Совершенная и  несовершенная конкуренция.

      Совершенная конкуренция существует в таких  сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,

      Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

      Существование огромного количества покупателей  и продавцов означает, что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода рыночного перемещения  создает условия, для того чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В тоже самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

      Теперь  сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:

    • большое количество мелких продавцов и покупателей,
    • продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
    • невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,
    • полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

      В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречаются. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться.

Информация о работе Конкуренция