Конкуренция и её роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ оптимальной дивидендной политики акционерного общества и направления ее разработки.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции____________________________6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции_____________6
1.2. Функции конкуренции_________________________________________7
1.3. Виды конкуренции_______________________________________ ____10
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции____12
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция_____________________________12
2.2. Монополистическая конкуренция______________________________14
2.3. Олигополия_________________________________________________15
2.4. Чистая монополия___________________________________________16
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики__________20
Заключение______________________________________________________26
Список использованной литературы_________________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая, без третей части.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Доа/Поа=A%=const

     В этом случае если предприятие закончило  год  с  убытком,  дивиденд может вообще не выплачиваться. Такая методика  сопровождается  значительной вариацией дивиденда,  что  может  приводить  и,  как  правило,  приводит  к значительным колебаниям рыночной цены  акций.  Такая  дивидендная  политика используется некоторыми фирмами, но большинство теоретиков и  практиков  не рекомендуют ее использование.

     Методика  фиксированных дивидендных выплат Эта политика предусматривает регулярную выплату дивиденда на акцию в неизменном размере в  течение  продолжительного  времени  безотносительно  к курсовой стоимости акций. Если фирма развивается успешно и  в  течение  ряда лет доход на акцию стабильно превышает некий уровень,  обозначенный  фирмой, то дивиденд может быть повышен. Определяя  размер  фиксированного  дивиденда на некоторую перспективу, компания в качестве ориентира  нередко  используют показатель «дивидендный выход». Данная  методика  позволяет  в  определенной степени нивелировать влияние психологического фактора и  избежать  колебания курсовых цен акций, при определенных тенденциях цен на акции в отрасли.

     Методика  выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов.

     Эта методика является  развитием  предыдущей.  Компания  выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в  случае  успешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды,  причем  выплаты  в настоящем периоде не означают их выплату  в  следующем.  Более  того,  здесь рекомендуется использовать  психологическое  воздействие  премии  –  она  не должна выплачиваться слишком  часто,  поскольку  в  этом  случае  становится ожидаемой,   а   сама   методика   выплаты   экстра-дивидендов    становится бессмысленной.

     Методика  выплаты дивидендов акциями При  этой   форме   расчетов   акционеры   получают   вместо   денег дополнительный пакет  акций.  Причины  ее  применения  могут  быть  разными.

     Например, компания имеет проблемы  с  денежной  наличностью,  ее  финансовое положение не  очень  устойчиво.  Чтобы  хоть  как-то  избежать  недовольства акционеров,  директорат  компании  может   предложить   выплату   дивидендов дополнительными акциями. Возможен и  второй  вариант:  финансовое  положение компании устойчиво, более того она развивается быстрыми темпами, поэтому  ее нужны средства на развитие – они и поступают к ней в виде  нераспределенной прибыли. Наконец возможны и такие причины, как  желание  изменить  структуры источников   средств   или   желание   наделить   управленческий    персонал дополнительным количеством акций, дабы привязать их к компании.

     При этой методике акционеры на деле практически не получают  ничего, поскольку   выплаченный   им   дивиденд   равен   по   величине   уменьшению принадлежащих  им  средств,  капитализированный   в   акциях   и   резервах. Количество  акций  увеличилось,   валюта   баланса   не   изменилась,   т.е. уменьшилась стоимостная оценка активов на  одну  акцию.  Тем  не  менее,  до некоторой степени этот вариант устраивает и акционеров,  поскольку  они  все же получают ценные бумаги, которые могут  быть  при  необходимости   проданы ими за наличные. В зависимости от размера выплачиваемого  акциями  дивиденда цена ведет себя по-разному.  Считается  что  небольшие  (20%)  дивиденды  не оказывают влияние на  цену;  если  дивиденд  превышает  указанную  величину, рыночная цена акций может значительно упасть.

     Выплата дивидендов акциями может сопровождаться  либо  одновременным увеличением   уставного   капитала   и   валюты   баланса,   либо    простым перераспределением источников  собственных  средств  без  увеличения  валюты баланса.  В  экономически развитых странах второй вариант встречается чаще. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА  НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЛУКОЙЛ» 

     3.1 Общая информация  о деятельности  компании 

     ЛУКОЙЛ - одна из крупнейших международных  вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.

     ЛУКОЙЛ  является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,1%, в общемировой добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи и 19% общероссийской переработки нефти.

     По  состоянию на начало 2009 года доказанные запасы нефти Компании составляли 14 458 млн. барр., газа – 29 253 млрд. фут, что в совокупности составляет 19 334 млн. барр. н.э.

     В секторе разведки и добычи ЛУКОЙЛ располагает качественным диверсифицированным  портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи Компании является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ также реализует проекты  по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане, Ираке.

     В 2005 году с введением в эксплуатацию Находкинского месторождения Компания начала реализацию газовой программы, в соответствии с которой добыча газа будет расти ускоренными темпами как в России, так и за рубежом, а доля газа будет доведена до трети от суммарной добычи углеводородов. Ресурсной базой для реализации этой программы являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты: Кандым – Хаузак – Шады в Узбекистане (на котором в 2007 году была начата добыча) и Шах-Дениз в Азербайджане.

     ЛУКОЙЛ  владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ - в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 44,7 млн т/год нефти. Зарубежные НПЗ Компании расположены на Украине, в Болгарии и Румынии, также ей принадлежит 49%-ая доля в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB (о. Сицилия, Италия), их совокупная мощность составляет 21,8 млн т/год нефти. В 2008 году на собственных заводах Компании и комплексе ISAB было переработано 56,28 млн т нефти, в том числе на российских – 44,18 млн т.

     В 2008 году в рамках реализации Программы  стратегического развития на 2008–2017 годы в ОАО «ЛУКОЙЛ» был создан новый бизнес-сектор – «Электроэнергетика». В него, помимо приобретенного в 2008 году ОАО «ЮГК ТГК-8» и собственных электростанциях на месторождении в России, входят также предприятия, генерирующие электро- и теплоэнергию в Болгарии, Румынии и на Украине. Общая выработка электрической энергии компаниями сектора составила 16,2 млрд кВт/ч, выработка тепловой энергии превысила 18,1 млн Гкал (доля ОАО «ЮГК ТГК-8» в общей выработке составила 90% и 85%, соответственно). В долгосрочной перспективе бизнес-сектор «Электроэнергетика» станет важным фактором роста капитализации Компании.

     По  состоянию на начало 2009 года сбытовая сеть Компании охватывала 25 стран мира, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия), а также США, и насчитывала 204 объекта нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,06 млн м3 и 6 748 автозаправочных станций (включая франчайзинговые).

      

     3.2 Анализ выплаты дивидендов 

     Таблица 1 - Основные финансовые показатели за 2008 г.

     Основные  финансовые показатели 2008 2007 Прирост,%
     Выручка от реализации, млн. долл. 107680 81891 +31,5
     Прибыль от основной деятельности, млн. долл. 13709 13071 +4,9
     Прибыль до налога на прибыль, млн.долл. 12366 13018 -5,0
     Чистая  прибыль, млн.долл. 9144 9511 -3,9
     Базовая прибыль на акцию, долл. 10,88 11,48 -5,2
     Цена  акции на конец года, долл. 32,00 87,00 -63,2
     Дивиденд  на акцию, руб. 50 42 +19,0
 
 
 
 

     Таблица 2 - Общий объем дивидендных выплат, млн. долл.

       

     Таблица 3 -Дивиденд на обыкновенную акцию

       

     Курс  акций компании в 2008 году снизился на 63,2%, что было связано с кризисом на мировом финансовом рынке. При  этом падение стоимости акций  компании было меньше среднероссийского  уровня. Несмотря на нынешнюю сложную ситуацию в мировой экономике, компания продолжает выполнять обязательства перед акционерами по выплате дивидендов в размере не менее 15% от чистой  прибыли, 23 апреля 2009 года Совет директоров рекомендовал Собранию акционеров утвердить дивиденды по итогам 2008 года в разере 50 руб. на акцию. Дивидендная доходность является самой высокой за последние 4 года и составляет 2,8%. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В этой работе  был  рассмотрен  вопрос  о  том,  какая  часть  прибыли компании должна выплачиваться акционерам  в  форме  дивидендов. Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей  финансовой  задачи  компании, которая заключается в  максимизации  богатства  акционеров. Это  не  всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть  найдено  более прибыльное применение для  дивидендов  внутри  самой  компании.  Дивидендная политика  имеет  большое  значение,  потому  что  она  влияет  на  структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными  компаниями  и на информационную ценность.

     Существует  две точки зрения на значение дивидендной  политики для общей оценки фирмы  и задачи максимизации  богатства  акционеров:  одна  состоит  в  том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы (теория  отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды имеют большое  значение  для оценки фирмы (теория значимости).

     Аргументы в пользу значимости дивидендов для  оценки  фирмы  взяты  из практики и подтверждаются  всей  предыдущей  практической  деятельностью  на рынке.  Существует  четыре  основных  аргумента:  информационное  содержание дивидендов,  предпочтение  инвесторами  текущего  дохода,  качество  дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной  стоимости,  которые  не связаны с эффективностью деятельности компании.

     Противовесом  этим аргументам  в  пользу  дивидендных  выплат  является более благоприятное  налогообложение доходов  от  прироста  капитала,  однако трудностью рассмотрения вопроса о налогообложении  является то, что решающим фактором будет налоговый статус отдельного акционера,  который  часто  будет невозможно установить.

     Если  дивидендная  политика  является  чисто  финансовым  решением,  то количество привлекательных инвестиционных  проектов,  доступных  для  фирмы, будет  определять  уровень  выплат.  Если  внутри  фирмы   имеются   хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться  соответствующие  цены заемного  капитала  и  нераспределенной  прибыли.  Если  в  настоящее  время инвестиционные возможности отсутствуют, но они возможны в будущем, то  может быть   предпочтительнее   выплатить   дивиденд,   чтобы   акционеры   смогли индивидуально  найти  наилучшее  применение  средствам,  а  не  оставлять  в компании   избыточные   средства   в   ожидании   будущих   возможностей   с неопределенным результатом.

Информация о работе Конкуренция и её роль в экономике