Конкуренция и её роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ оптимальной дивидендной политики акционерного общества и направления ее разработки.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции____________________________6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции_____________6
1.2. Функции конкуренции_________________________________________7
1.3. Виды конкуренции_______________________________________ ____10
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции____12
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция_____________________________12
2.2. Монополистическая конкуренция______________________________14
2.3. Олигополия_________________________________________________15
2.4. Чистая монополия___________________________________________16
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики__________20
Заключение______________________________________________________26
Список использованной литературы_________________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая, без третей части.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Однако если предприятие выпускает инфляционно защищенную продукцию  (а  цены на отдельные виды  продукции,  как  показывает  опыт,  могут  и  значительно опережать  темпы  инфляции)  или  его  инвестиционные  проекты  обеспечивают высокий  уровень  материализации  капитала,  то  негативным  влиянием  этого фактора на  реально  обусловленные  пропорции  распределения  прибыли  можно пренебречь. Главным  условие  при  этом  является  выплата  текущих  доходов собственникам в предстоящих периодах с учетом  их  корректировки  на  индекс инфляции по отношению к предшествующему периоду.

     Стадия  конъюнктуры товарного рынка.  В  период  подъема  конъюнктуры рынка,  на  котором  предприятие  реализует  свою  продукцию,  эффективность капитализации прибыли  в  процессе  ее  распределения  возрастает.  Действие этого  благоприятного  фактора  позволяет  получить  в  предстоящем  периоде гораздо  большую  норму  прибыли   на   реинвестируемый   капитал,   чем   в предшествующие периоды.

     «Прозрачность»  фондового рынка. Возможность  быстрого  использования акционерами  информации  о  характере   распределения   прибыли   и   уровне выплачиваемых дивидендов на акцию позволяет им оперативно принимать  решения о реинвестировании капитала (при снижении  уровня  дивидендных  выплат)  или приобретении дополнительного числа акций (при повышении уровня  дивидендных выплат).  Поэтому в условиях  высокой   «прозрачности»   фондового   рынка необходимо учитывать последствия управленческих  решений о распределении прибыли, их влияние на изменение реальной  стоимости  и  рыночной  котировки акций.  При  отсутствии   такой   «прозрачности»   влияние   этого   фактора проявляется в меньшей степени и со значительным «лагом запаздывания».

     Среднерыночная  норма прибыли на  инвестированный  капитал.  Характер этого   показателя   формирует   эффективность   пропорций   потребления   и реинвестирования  прибыли,  являясь  своеобразным  критерием  управленческих решений  по  этому  вопросу.  В  условиях  снижения  среднерыночного  уровня прибыли  на   капитал   возрастают   тенденции   повышения   доли   прибыли, направляемой на потребление. В то же время  рост  этого  показателя  создает предпосылки к более эффективному  использованию  реинвестируемого  капитала, т.е. повышение доли капитализируемой части прибыли.

     Альтернативные  внешние источники формирования финансовых ресурсов.

     Если  предприятие имеет возможность  привлекать финансовые ресурсы из  внешних источников  на  условиях  более  низкой  стоимости,   чем   средневзвешенная стоимость его капитала, оно может больший размер прибыли распределять  среди собственников и персонала, так  как  его  инвестиционные  потребности  будут удовлетворяться за счет  более  дешевых  альтернативных  внешних  источников финансирования.  Если   же   доступ   предприятия   к   внешним   источникам формирования  капитала  ограничен,  или  если  стоимость   его   привлечения значительно   превышает   уровень   средневзвешенной   стоимости   капитала, сложившийся на предприятии, более эффективным будет использование прибыли  в инвестиционных целях.

     Внутренние  факторы  оказывают  решающее  воздействие  на   пропорции распределения прибыли, так как  позволяют  формировать  их  применительно  к конкретным условиям и  результатам  хозяйствования  данного  предприятия. К числу важнейших из этих факторов относятся:

     - менталитет собственников предприятия. Это один из важных  показателей формирующих конкретный тип политики распределения прибыли  предприятия  (его дивидендной политики). Если собственники (акционеры) нуждаются в  постоянном притоке текущих доходов  или  не  приемлют  риски,  связанные  с  длительным ожиданием  этих  доходов  в  будущем  периоде,  они  будут   настаивать   на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в  процессе  ее  распределения (если их менталитет не будет учтен, они реинвестируют свой капитал в другие предприятия с более приемлемой для  них  дивидендной  политикой).  В  то  же время,  если  собственники  не  нуждаются  в  высоких  текущих   доходах   и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов  в  предстоящем  периоде за счет  реинвестирования  капитала,  доля  капитализируемой  части  прибыли будет возрастать (если их менталитет не будет удовлетворен, они также  будут вынуждены   реинвестировать   свой   капитал   в   другие   предприятия    с соответствующей дивидендной политикой).

     Уровень  рентабельности  деятельности.  Этот   показатель   оказывает

существенное  влияние  на  свободу  формирования   пропорций   распределения прибыли. При низком  уровне  рентабельности  хозяйственной  деятельности  (а соответственно и меньшей сумме распределяемой прибыли) свобода  формирования пропорций ее распределения существенно ограничена. Это связано  с  тем,  что определенная  часть  прибыли  «связана»   контрактными   обязательствами   с собственниками (уровень дивидендных выплат по  привилегированным  акциям)  с персоналом (формы  социальной  защиты)  или  обусловлена  правовыми  нормами (формирование резервного фонда).  Поэтому остающаяся  часть распределяемой прибыли на пропорции ее использования в этих условиях существенно влиять  не будет.

     Инвестиционные  возможности реализации высокодоходных проектов. Если в портфеле предприятия имеются готовые проекты, внутренняя  ставка  доходности по которым значительно  превышает  средневзвешенную  стоимость  капитала,  и такие проекты, могут быть реализованы в относительно короткий  период,  доля капитализируемой прибыли (при прочих равных условиях должна возрастет).

     Стадия  жизненного  цикла  предприятия.  На  ранних  стадиях   своего

жизненного цикла предприятия вынуждены больше средств инвестировать  в  свое развитие,  ограничивая  размеры  выплат  собственникам.  В   то   же   время предприятия в стадии зрелости ведут не столь активную деятельность  в  сфере реального  инвестирования,  имеют  возможность привлекать  необходимые   им кредитные  ресурсы  на  более  выгодных  условиях,  а  следовательно   могут обеспечить более высокие размеры выплат.

     Уровень коэффициента финансового левериджа.  Если  предприятие  имеет возможность  повысить  эффект  финансового  левериджа  за  счет  роста   его коэффициента, не  снижая  при  этом  существенно  уровень  своей  финансовой устойчивости, доля потребляемой прибыли в процессе  ее  распределения  может быть  повышена.  И  наоборот,  если  коэффициент чрезмерно   высок   и   не обеспечивает  прирост   финансовой   рентабельности,   а   снижение   объема используемого  заемного  капитала  может  вызвать  существенное   сокращение объемов операционной деятельности,  предприятие  вынуждено  капитализировать значительную часть своей прибыли.

     Уровень  концентрации  управления.  Если   в   процессе   оптимизации структуры капитала возникает  необходимость  существенного  увеличения  доли собственной его части, а собственников  волнует  угроза  потери  финансового контроля над управлением предприятием при привлечении  капитала  из  внешних источников, то в процессе распределения  прибыли  уровень  ее  капитализации должен существенно повышаться. Только при условии существенного  возрастания объема внутреннего финансирования развития предприятия контролируемый  объем капитала,  обеспечивающий  реальное  управление  предприятием,  останется  в руках прежних собственников.

     Уровень текущей платежеспособности предприятия.  В  условиях  низкого уровня текущей платежеспособности,  высокого  объема  неотложных  финансовых обязательств предприятие не имеет  возможности  направлять  большие  размеры распределяемой прибыли  на  потребление.  Это  привело  бы  к  значительному снижению    уровня    ликвидности    активов,     поддерживающих     текущую платежеспособность, а также к возрастанию угрозы банкротства предприятия.  С позиции финансового риска  снижение  платежеспособности  более  опасно,  чем снижение  уровня  дивидендных  выплат  отрицательно  влияющем  на   рыночную стоимость акций.

     Численность персонала и действующие программы  его участия в  прибыли.  Чем выше численность персонала, тем больше  объем  контрактных  обязательств предприятия по участию персонала в прибыли, тем соответственно  выше  должна быть доля потребляемой части прибыли. Этот  фактор  формирует  и  внутренние пропорции распределения потребляемой части прибыли – между собственниками  и персоналом предприятия.

     Уровень рисков осуществляемых операций  и  видов  деятельности.  Если предприятие  ведет   агрессивную   политику   с   отдельных   сферах   своей деятельности  или  осуществляет  большой   объем   отдельных   хозяйственных операций с высоким уровнем риска, оно вынуждено  больше  средств  направлять из прибыли  на  формирование  резервного  и  других  страховых фондов.  Без обеспечения  такого  минимального  внутреннего  страхования   высокорисковой хозяйственной  деятельности  возрастает  неотвратимая   угроза   банкротства предприятия.

     Альтернативные  внутренние источники формирования финансовых ресурсов. Если  потребность  в   инвестиционных   ресурсах,   обеспечивающих   прирост намеченных объемов операционной деятельности, может  быть  удовлетворена  за счет альтернативных внутренних источников их  формирования  (амортизационных отчислений,  реализации  неиспользуемых  машин ин   оборудования,   продажи финансовых  активов  при  их  низкой  инвестиционной  отдаче  и  т.п.),   то возможности  использования   прибыли   на   цели   потребления   существенно расширяются. И наоборот – если прибыль является преимущественным  внутренним источником  формирования  финансовых   ресурсов,   обеспечивающих   развитие предприятия, доля капитализируемой ее части в процессе распределения  должна возрастать  (особенно  в  условиях  низкого  доступа  к  внешним  источникам финансирования).

     Необходимость ускорения завершения начатых инвестиционных программ  и проектов. Ряд ранее начатых инвестиционных программ и проектов, связанных  с региональной  или  товарной  диверсификацией   хозяйственной   деятельности, переходом на новые технологии,  обновлением  состава  операционных  основных фондов и другими направлениями стратегического развития  предприятия,  могут требовать  ускоренного  завершения  в  условиях  усиливающейся  конкуренции, меняющейся конъюнктуры рынка и т.п. При недостатке  инвестиционных  ресурсов для ускорения завершения  их  реализации,  следует  отказаться  от  высокого уровня потребления прибыли в пользу ее капитализации.

     Принципы  распределения  прибыли  и  факторы,  его   обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики  распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели  и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.

     2 ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА 

     2.1 Теории формирования дивидендной политики  

     С  теоретической  позиции  выбор  дивидендной  политики   предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов  на  изменение  совокупного  богатства  акционеров,  если  да,   то   какова   должна   быть оптимальная их величина?

     Существуют  два различных подхода в теории дивидендной политики.

     “Теория начисления дивидендов по остаточному  принципу”.

     Смысл данной теории в том,  что  величина  дивидендов  не  влияет  на изменение совокупного богатства акционеров, поэтому оптимальная стратегия  в дивидендной политике заключается в том, чтобы  дивиденды  начислялись  после того,   как    проанализированы    все    возможности    для    эффективного реинвестирования прибыли. Таким образом, дивиденды  выплачиваются  только  в том  случае,  если  профинансированы  за   счет   прибыли   все   приемлемые инвестиционные проекты, т.е. если  всю  прибыль  целесообразно  использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются совсем,  напротив,  если  у предприятия нет приемлемых инвестиционных проектов, прибыль в полном  объеме направляется на выплату дивидендов.

     Основные  теоретические разработки в рамках этой теории были  выполнены Франко Модильяни и  Мертоном  Миллером  в  1961  г.  Они  выдвинули  идею  о существовании  так  называемого  “эффекта  клиентуры”  (Clientele   Effect), согласно которой  акционеры  в  большей  степени  предпочитают  стабильность дивидендной  политики,  чем  получение  каких-то  экстраординарных  доходов.

     Кроме того, они считают, что дисконтированная цена обыкновенных акций  после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс, полученные  по остаточному  принципу  дивиденды  в  сумме  эквивалентны   цене   акций   до распределения прибыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов  примерно равна расходам, которые в  этом  случае  необходимо  понести  для  изыскания дополнительных  источников  финансирования.  Модильяни  и  Миллер   все   же признают определенное влияние  дивидендной  политики  на  цену  акционерного капитала, но объясняют его не собственно  влиянием  величины  дивидендов,  а информационным эффектом - информация о дивидендах, в частности об их  росте, провоцирует акционеров на повышение цены акций. Основной вывод  этих  ученых - дивидендная политика не нужна.

Информация о работе Конкуренция и её роль в экономике