Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются"производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара,

Работа содержит 1 файл

Конкуренция и ее виды.docx

— 69.15 Кб (Скачать)

 В России существует  целый ряд федеральных органов,  осуществляющих антимонопольное  регулирование на рынке финансовых  услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом: на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг; на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской Федерации; на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг; на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг. Помимо вышеуказанных законов государственная дума приняла также и ряд законов, защищающих монополистические фирмы. Так, в законе РФ “О естественных монополиях” признаётся за государством право образовывать монополии в тех отраслях народного хозяйства, где в силу технологических и эксплуатационных особенностей невозможно и не выгодно развивать конкуренцию. В другом законе РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” защищаются законные права и интересы владельцев товарных знаков, регулируются имущественные отношения по поводу использования товарных знаков. 23 сентября 1992 года был принят “Патентный закон Российской Федерации”, который регулирует имущественные и неимущественные отношения, связанные с правовой охраной научных изобретений. И наконец, закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” установил, что автору принадлежит законное право на использование его интеллектуальной собственности в любой форме и любыми способами, не препятствующими реализации прав других лиц. Но всё же ещё не приходится говорить о том, что принятые законы используются в полной мере. Некоторые из них требуют внесения существенных изменений.

 Подводя итог, к особенностям  конкуренции в России можно  отнести: отсутствие действенной  и продуманной государственной  политики в области конкуренции  и повышения конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке; жесткая протекционистская  политика правительства в отношении  импортных товаров с целью  снижения их конкурентоспособности  на внутреннем рынке (посредством  высоких импортных пошлин); сырьевая  экспортная ориентация народного  хозяйства России на мировом  рынке и импорт продукции высокотехнологичных  отраслей (как следствие, - ущербный  торговый баланс и низкий жизненный  уровень населения); отставание технологий  в большинстве отраслей промышленного  производства народного хозяйства  России от мирового уровня  на 10-30 лет (как следствие, - дорогая  и относительно низкого качества продукция); последствия валютного кризиса августа 1998 года, приведшие к резкому удорожанию импортных товаров; экономически невыгодный уровень концентрации производства на большинстве крупных предприятий народного хозяйства России (как следствие, - чрезмерные цены на выпускаемую продукцию и ее низкая конкурентоспособность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это  сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует  оценивать как жизненно важную и  наиболее мощную силу развития экономики.  

Проблема конкуренции  изучается многими экономистами как за рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно. Важно еще и правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств - выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства. Регулировать экономику или нет, какую форму конкуренции поощрять и т. д. Россия никак не может выйти из переходного периода, когда конкуренции фактически не существовало (хотя она все-таки нашла свое отражение в "соцсоревнованиях") и прийти к рыночной. На мой взгляд, в России сейчас воцарился хаос. Наш переход от плановой экономики к рыночной осуществляется очень непоследовательно, скачками, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий в частные руки, и получилось ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но очень редко это оказывается действенно. Напротив, государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Например, повышение пошлин на подержанные автомобили ограждает отечественных производителей авто от необходимости конкурировать. С одной стороны, государство заботится о своем производителе, но оно совершенно не подумало о последствиях такой бездумной протекционистской политики. Наши автомобили будут пользоваться большим спросом, но степень удовлетворенности понизится. Совершенно очевидно, что наши машины худшего качества по сравнению с импортными. И у производителей не будет особенного стимула повышать качество, так как продукция и так пользуется спросом.  Итак, конкуренция может рассматриваться как одно из важнейших понятий в экономической теории, и пренебрежение ею ведет к плачевным результатам.

К сожалению лишь недавно  мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции  для успешного развития народного  хозяйства.

Предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным цена.

В целом же, эта форма  экономических отношений несет  меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма  в экономической системе, и в  её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Автономов В. С. Конкуренция в зеркале экономической теории. М.: Экономика, 2007 – 320 с.
  2. Безгодов А.В. Очерки предпринимательства в Россини. СПб.: ООО "Издательство «Петрополис»", 2008. – 420 с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория Учебник – М.: Юрайт 2008. – 399 с.
  4. 4.Механизмы регулирования рыночной экономики. М.: Право, 2007. – 480 с.
  5. Данилец А.В.Возможность конкуренции.//Конкурентная экономика. - СПб.: 2008
  6. Друкер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Наука, 2008 – 280 с. 7.Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: ЭЛКО, 2007 – 320 с.
  7. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. T.I. M.: Экономика, 2009. – 520 с.
  8. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2008. – 480 с.
  9. Радаев В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики // Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 2007 - 280 с.
  10. Смирнов А.В. Основы антимонопольного регулирования в РФ. – М.: Юридическая литература. 2005 – 520 с.
  11. Экономика предприятия: Учебник для вузов.,/ под ред. В.Я. Горфикеля, В.А. Швадера.-М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2009.-525с.
  12. Экономика: учебник под ред. А. И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова.- М: «ПРОСПЕКТ» 2008.-519с.
  13. Экономическая теория./под ред. В.Д. Камаева.- М.: Гумманист. Изд. Центр Владос, 2008.-516с.
  14. Экономическая теория под ред. Д.э.н. Добрынина А. И., д.э.н. Тарасевича Л.С.: Издательство «Питер Паблишинг».2007.-479с.
  15. Эконмическая теория/Под ред. И.А. Николаевой.-М.:»Проспект»,2007.-490с.
  16. Экономическая энциклопедия/ науч.-ред. Совет изд-ва «Экономика»; инст. Экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин.-М.: «экономика»,2005.-905с.
  17. Дюамель Л. Экономическая преступность как стимул экономических и политических реформ в России (по материалам российской прессы) // Социально-политический журнал. -2008.- № 3. С. 34 -37
  18. Михеев В.А. Государственное регулирование рыночного механизма и конкуренции// Экономика переходного периода. -2007.- № 10 С.25-49 Мовсесян А. О стратегии регулирования экономики//Экономист. 2007. № 10.С.27 – 34с.

Информация о работе Конкуренция и ее виды