В России существует
целый ряд федеральных органов,
осуществляющих антимонопольное
регулирование на рынке финансовых
услуг. Государственная политика по
развитию конкуренции и антимонопольному
регулированию на рынке финансовых услуг
осуществляется федеральным антимонопольным
органом: на рынке ценных бумаг - с федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими
регулирование на рынке ценных бумаг;
на рынке банковских услуг - с Центральным
банком Российской Федерации; на рынке
страховых услуг - с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
регулирование на рынке страховых услуг;
на рынке иных финансовых услуг - с федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими
регулирование на рынке этих финансовых
услуг. Помимо вышеуказанных законов государственная
дума приняла также и ряд законов, защищающих
монополистические фирмы. Так, в законе
РФ “О естественных монополиях” признаётся
за государством право образовывать монополии
в тех отраслях народного хозяйства, где
в силу технологических и эксплуатационных
особенностей невозможно и не выгодно
развивать конкуренцию. В другом законе
РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров”
защищаются законные права и интересы
владельцев товарных знаков, регулируются
имущественные отношения по поводу использования
товарных знаков. 23 сентября 1992 года был
принят “Патентный закон Российской Федерации”,
который регулирует имущественные и неимущественные
отношения, связанные с правовой охраной
научных изобретений. И наконец, закон
РФ “Об авторском праве и смежных правах”
установил, что автору принадлежит законное
право на использование его интеллектуальной
собственности в любой форме и любыми
способами, не препятствующими реализации
прав других лиц. Но всё же ещё не приходится
говорить о том, что принятые законы используются
в полной мере. Некоторые из них требуют
внесения существенных изменений.
Подводя итог, к особенностям
конкуренции в России можно
отнести: отсутствие действенной
и продуманной государственной
политики в области конкуренции
и повышения конкурентоспособности
отечественной продукции на мировом
рынке; жесткая протекционистская
политика правительства в отношении
импортных товаров с целью
снижения их конкурентоспособности
на внутреннем рынке (посредством
высоких импортных пошлин); сырьевая
экспортная ориентация народного
хозяйства России на мировом
рынке и импорт продукции высокотехнологичных
отраслей (как следствие, - ущербный
торговый баланс и низкий жизненный
уровень населения); отставание технологий
в большинстве отраслей промышленного
производства народного хозяйства
России от мирового уровня
на 10-30 лет (как следствие, - дорогая
и относительно низкого качества
продукция); последствия валютного кризиса
августа 1998 года, приведшие к резкому удорожанию
импортных товаров; экономически невыгодный
уровень концентрации производства на
большинстве крупных предприятий народного
хозяйства России (как следствие, - чрезмерные
цены на выпускаемую продукцию и ее низкая
конкурентоспособность).
Заключение
Подводя итог вышесказанному,
необходимо отметить: конкуренция - это
сложное многогранное явление. Существует
множество её видов и методов.
Этот элемент экономики следует
оценивать как жизненно важную и
наиболее мощную силу развития экономики.
Проблема конкуренции
изучается многими экономистами
как за рубежом, так и в нашей стране. Но
лишь изучить это явление недостаточно.
Важно еще и правильно применить полученные
знания на практике. Проблема многих государств
- выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции
для своего государства. Регулировать
экономику или нет, какую форму конкуренции
поощрять и т. д. Россия никак не может
выйти из переходного периода, когда конкуренции
фактически не существовало (хотя она
все-таки нашла свое отражение в "соцсоревнованиях")
и прийти к рыночной. На мой взгляд, в России
сейчас воцарился хаос. Наш переход от
плановой экономики к рыночной осуществляется
очень непоследовательно, скачками, и
в таких условиях не может образоваться
нормальная конкурентная среда. Государство
передало часть своих монополий в частные
руки, и получилось ещё хуже, чем было.
Монополисты стали независимыми диктаторами
на рынке. Государство пытается мешать
монополизации рынков, но очень редко
это оказывается действенно. Напротив,
государство защищает свои товары, в том
числе производимые и монополиями или
олигополиями. Например, повышение пошлин
на подержанные автомобили ограждает
отечественных производителей авто от
необходимости конкурировать. С одной
стороны, государство заботится о своем
производителе, но оно совершенно не подумало
о последствиях такой бездумной протекционистской
политики. Наши автомобили будут пользоваться
большим спросом, но степень удовлетворенности
понизится. Совершенно очевидно, что наши
машины худшего качества по сравнению
с импортными. И у производителей не будет
особенного стимула повышать качество,
так как продукция и так пользуется спросом.
Итак, конкуренция может рассматриваться
как одно из важнейших понятий в экономической
теории, и пренебрежение ею ведет к плачевным
результатам.
К сожалению лишь недавно
мы осознали необходимость экономического
соревнования производителей, их конкуренции
для успешного развития народного
хозяйства.
Предпринимать энергичные усилия,
чтобы снизить свои издержки производства
и сбыта до минимального уровня. Иными
словами, угроза огромных материальных
потерь во многих случаях заставляет предпринимателя
"добиться невозможного" и "подогнать"
свои издержки к низким рыночным цена.
В целом же, эта форма
экономических отношений несет
меньше негативных моментов, чем положительных;
конкуренция - значительно меньшее
зло, чем монополия, злоупотребляющая
своим положением в экономике.
Конкуренция - определяющее
условие поддержания динамизма
в экономической системе, и в
её условиях создается большее национальное
богатство при меньшей стоимости каждого
вида продукции по сравнению с монополией
и плановой экономикой.
Список использованной литературы
- Автономов В. С. Конкуренция в зеркале экономической теории. М.: Экономика, 2007 – 320 с.
- Безгодов А.В. Очерки предпринимательства в Россини. СПб.: ООО "Издательство «Петрополис»", 2008. – 420 с.
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория Учебник – М.: Юрайт 2008. – 399 с.
- 4.Механизмы регулирования рыночной экономики. М.: Право, 2007. – 480 с.
- Данилец А.В.Возможность конкуренции.//Конкурентная экономика. - СПб.: 2008
- Друкер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Наука, 2008 – 280 с. 7.Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: ЭЛКО, 2007 – 320 с.
- Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. T.I. M.: Экономика, 2009. – 520 с.
- Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2008. – 480 с.
- Радаев В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики // Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 2007 - 280 с.
- Смирнов А.В. Основы антимонопольного регулирования в РФ. – М.: Юридическая литература. 2005 – 520 с.
- Экономика предприятия: Учебник для вузов.,/ под ред. В.Я. Горфикеля, В.А. Швадера.-М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2009.-525с.
- Экономика: учебник под ред. А. И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова.- М: «ПРОСПЕКТ» 2008.-519с.
- Экономическая теория./под ред. В.Д. Камаева.- М.: Гумманист. Изд. Центр Владос, 2008.-516с.
- Экономическая теория под ред. Д.э.н. Добрынина А. И., д.э.н. Тарасевича Л.С.: Издательство «Питер Паблишинг».2007.-479с.
- Эконмическая теория/Под ред. И.А. Николаевой.-М.:»Проспект»,2007.-490с.
- Экономическая энциклопедия/ науч.-ред. Совет изд-ва «Экономика»; инст. Экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин.-М.: «экономика»,2005.-905с.
- Дюамель Л. Экономическая преступность как стимул экономических и политических реформ в России (по материалам российской прессы) // Социально-политический журнал. -2008.- № 3. С. 34 -37
- Михеев В.А. Государственное регулирование рыночного механизма и конкуренции// Экономика переходного периода. -2007.- № 10 С.25-49 Мовсесян А. О стратегии регулирования экономики//Экономист. 2007. № 10.С.27 – 34с.