Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются"производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара,
потребность в капитале.
Очень часто эффективная
Рисунок 1 - Пять сил конкуренции
издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;
необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок;
политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.
2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.
Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать:
проведение ценовой
рекламные атаки на потребителей.
производство новых, привлекательных
продуктов. Например, ощущая конкуренцию
со стороны изготовителей
улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.
2. Основные виды и способы ведения конкурентной борьбы
2.1 Основные модели рынка
В зависимости от соотношения
между количеством
Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующие таблицы.
Чистая конкуренция |
Множеством мелких фирм. Однородностью продукции. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). Равным доступом ко всем видам информации. Отсутствует, действуют цены спроса и предложения. Отсутствуют финансовые рынки и рынки некоторых сельскохозяйственных продуктов |
Монополистическая конкуренция |
Множеством мелких фирм. Неоднородностью продукции. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). Несколько ограниченным доступом к информации. Некоторый, в довольно узких рамках. Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т. п. Розничная торговля (бензин, персональные компьютеры и т. д. ) |
Олигополия (Дуополия) |
Небольшим числом крупных фирм. Неоднородностью (или однородностью) продукции. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли). Несколько ограниченным доступом к информации. Ограниченный взаимной зависимостью: при тайном сговоре. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Сталелитейная, химическая, авиационная, автомобильная промышленность |
Монополия |
Одной фирмой. Уникальностью продукции. Практически не преодолимыми барьерами на вход. Несколько ограниченным доступом к информации. ЗначительныйВ основном реклама, связи фирмы с общественными организациями (благотворительность), дополнительный сервис. Местные телефонные сети, электро- и газоснабжение |
Чистая конкуренция являет собой ситуацию когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа — объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга "Экономика несовершенной конкуренции", 1933 г.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.
Огромное число обособленных
потребителей и малое количество
производителей, каждый из которых
может удовлетворить
Предельным случаем является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .
Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей. Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.
Чистая конкуренция
Выделим основные характеристики чистой
конкуренции:
а) многочисленность участников обмена
— продавцов и покупателей;
б) тождественная, стандартизированная
продукция. Этому требованию могут отвечать
только простые товары, примеры которых
ранее были названы;
в) свободный доступ к рынкам новых продавцов
и возможность такого же свободного выхода
с них. Если посмотреть на эту проблему
несколько шире, то можно отметить, что
препятствиями для входа новых субъектов
в любую отрасль могут быть: технологические,
ресурсные, финансовые, законодательные
ограничения. Например, сложность технологии
и необходимость большого стартового
капитала характерны для многих производств
в машиностроении, металлургии, нефтепереработке,
что резко сужает число возможных претендентов
на появление в этих отраслях. В то же время
большинство сфер, например сельскохозяйственного
производства, не имеют таких сложных
условий входа для новых производителей;
г) наличие полной информации у участников
обмена. Покупатели должны иметь сведения
об имеющихся продавцах, их ценах, других
условиях реализации. Экономические субъекты
должны располагать примерно одинаковым
объемом информации о рынке. Эти условия
в большинстве случаев сегодня являются
трудноосуществимыми. Поэтому чистая,
или совершенная, конкуренция — это редкостный
тип конкуренции в современной экономике.
Преобладают формы несовершенной конкуренции,
где продавцы обладают определенным контролем
над рыночной ценой [9;с.123].
Происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия мо гут быть как реальными, так и мнимыми.
Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д. К основным характеристикам монополистической конкуренции можно отнести:
а) относительно большое
число некрупных
б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;
в) наличие у отдельного
производителя очень
г) различные соглашения
между конкурентами по
д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.
Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах. Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.
К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:
а) немногочисленность
конкурентов. Каждый из них
обладает обычно довольно
б) предложение
в) сложность входа в отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно; г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений. В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.
В условиях чистой монополии конкуренции вообще не существует. Уровень конкуренции изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии [2;с.49].
Чистая, или абсолютная, монополия - это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем. Продавец — один, и в этом случае он — король, а покупатель — слуга. У такого продавца сосредотачивается огромная власть.
Отметим основные
а) единственный продавец;
б) товарная дифференциация отсутствует,
в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами.
г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.
Абсолютный монополист, конечно же, не выступает в роли "ценополучателя", он — "ценоустановитель". Он полностью контролирует предложение товара, ему представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.
Здесь следует отметить,
что понятие "монополия"
используется не только в
Проблема ограничения или даже устранения
конкуренции вызывает беспокойство во
многих странах. Главная роль в ее решении
отводится государству, сам рынок, как
показывает прошлый и современный опыт,
недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
2.2 Способы ведения конкурентной борьбы
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.