Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются"производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара,

Работа содержит 1 файл

Конкуренция и ее виды.docx

— 69.15 Кб (Скачать)

 Конкуренция является  определяющим фактором упорядочения  цен, стимулом инновационных процессов  (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

 Конкуренцию можно  условно разделить на добросовестную  конкуренцию и недобросовестную  конкуренцию. 

Основными методами являются:

- повышение качества  продукции- снижение цен ("война цен")

- реклама- развитие до- и послепродажного обслуживания

- создание новых товаров  и услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

 Одной из традиционных  форм конкурентной борьбы является  манипулирование ценами, т.н. "война  цен". Она осуществляется многими  способами: понижением цен, локальными  изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема  услуг по действующим ценам,  удлинением сроков потребительского  кредита и др. В основном ценовая  конкуренция используется для  выталкивания с рынка более  слабых соперников или проникновения  на уже освоенный рынок.

 Более эффективной  и более современной формой  конкурентной борьбы является  борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление  на рынок продукции более высокого  качества или новой потребительной  стоимости затрудняет ответные  меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит  длительный цикл, начинающийся с  накопления экономической и научно-технической  информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.  В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д. Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п. 

 В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример.

 Во времена существования  ФРГ у западногерманских потребителей  большим спросом пользуется французское  пиво. Западногерманские производители  делали все, чтобы не допустить  французское пиво на внутренний  рынок ФРГ. Ни реклама немецкого  пива, ни патриотические призывы  "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.  Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы: Основными методами являются:

- экономический (промышленный  шпионаж)

- подделка продукции  конкурентов

- подкуп и шантаж

- обман потребителей

- махинации с деловой  отчетностью

- валютные махинации

- сокрытие дефектов и  т.д.

 К этому можно также  добавить и научно-технический  шпионаж, т.к. любая научно-техническая  разработка только тогда является  источником прибыли, когда она  находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России 
        

Процессы монополизма  свойственны любой экономике, в  которой действуют законы товарного  производства. Значительную роль в  становлении и развитии монополизма  в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами  могут оказаться даже небольшие  предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание  роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании  с высокой монополизацией производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.

Насаждение монополизма  в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса  головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего  финансового монополиста. Монополизм у нас сводится не только к диктату  производителей. Он ещё тормозит внедрение  научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность  на мировом рынке. Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.  Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка. Монопольная цена - это не основное негативное последствие монополизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта, получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль носит инфляционный характер - монополиста это мало интересует. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует рынок инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости. Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производстве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не взаимно исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и производства.

 Если иметь в виду  способ хозяйствования, то конкуренция  представляется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим  началом. Монополия при таком  взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.

Уже более пяти лет в  нашей стране действует Государственная  программа демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

 Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области. Согласно закону, фирма занимает “доминирующее положение”, если её доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике ( ГКАП ). В декабре 1991 года ГКАП утвердил “Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов”, включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчётности по объёму производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества. В связи с этим ГКАП в 1992 году рассмотрел свыше 450 дел по фактам непредставления и нарушения порядка декларирования цен предприятиями-монополистами, 300 заявлений по созданию, слияниям, преобразованиям, ликвидации хозяйственных субъектов и т. д. Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.  Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

 В настоящее время  в Российской Федерации действует  целый комплекс нормативных актов,  направленных на ограничение  монополии и развитие конкуренции.  В первую очередь следует выделить  Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг"  и Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г. ). Рассмотрим действие антимонопольного законодательства на примере финансового рынка. Законодательно закрепляется понятие конкуренции: «конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг». Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг понимаются действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

 Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе: распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации; некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями; получении, использовании и разглашении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

 За деятельностью финансовых  организаций осуществляется государственный  финансовый контроль. В том числе  государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях: приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации; приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 установлено, что федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за приобретением в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц), более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации); приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа; создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации; слияния, присоединения финансовых организаций.

Информация о работе Конкуренция и ее виды