Концепция социального рыночного хозяйствования и особенности государственного регулирования в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 06:18, реферат

Описание работы

Мы вступили в третье тысячелетие. Мир уже сделал очередной шаг на пути эволюции. Конец двадцатого века стал весьма драматичен для многих людей когда-то составлявших население бывшего СССР и социалистического лагеря. Поменялось очень многое , уклад жизни, государственный строй, мировоззрение. Мы встали на путь рыночной экономики, но еще не поняли как многолика она бывает и как много еще предстоит сделать шагов по этому непростому пути.
Социальное рыночное хозяйство или маниторизм, какую концепцию избрать? На этот вопрос история уже ответила упрямыми фактами. Попробуем разобраться в них.

Содержание

1.Концепция социального рыночного хозяйства и особенности государственного регулирования в Европе.

2. Введение.

3. Дж. Мейнрад. Кейнс основоположник государственного регулирования экономики.

Экономические программы Людвига Эрхарда (ФРГ) и Карла Мюндреля (Швеция)

Перекрестное сравнение некоторых фрагментов социального рыночного хозяйства
Германии, Швеции как высокоразвитых стран, с зарождающимся социальным хозяйством Эстонии.

6.Монитаризм Милтана Фридмана (США), как оппонент Кейнсианства. Краткое сравнение.

7. Франция краткий исторический обзор зарождения и развития социального хозяйства.

8. Англия - разнообразию методов управления государственным сектором.

9. Австрия, Финляндия, Дания … - краткий обзор экономики и социального хозяйства

10.Заключение.

Работа содержит 1 файл

Концепция социального рыночного хозяйства и особенности государс.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Относительно самостоятельным  элементом социально ориентированного рынка было создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие общественных работ и другие звенья этой системы. Были приняты действенные меры по увеличению количества рабочих мест и сокращению безработицы. Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика — это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов. При этом четко разграничивалось, с одной стороны, милосердие к слабым, обеспечение им общественной защиты и поддержки, и, с другой стороны, обеспечение свободы и самостоятельности сильным, т.е. лицам, которые в силу своих способностей и мастерства могли самостоятельно добиться успехов в жизни.

Здесь так же хочется  отметить, что Эстонская политика социальной защиты населения носит  пока зачаточный характер. Положение ухудшает скрываемая линия политики деления населения на «коренных и некоренных» ,  эта двойственность не дает эффективного легального равноправного распределения и без того скудных средств.

В теории Эрхарда собенно  подчеркивалось, что человека «нельзя низводить до уровня опекаемого, принижать до состояния только потребителя государственных услуг». При этом важна солидарное гь «сильных» и «слабых», забота общества о потерпевших неудачу в жизни. Тем самым главной задачей объяснялось создание не системы тотального обеспечения, а предпосылок такой жизни, за которую ответственны сами граждане.

Важнейшим аспектом социальной политики была налоговая политика: освобождение от налогообложения всех малообеспеченных слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан. Одновременно во имя улучшения условий жизни малоимущих обсуждались законопроекты о пособиях для квартиросъемщиков, социальной помощи престарелым и т.д. За время реформы пенсии и другие государственные пособия возросли в несколько раз.

К сожалению у нас  в Эстонии и здесь преобладают  обратные процессы, основное налоговое  бремя лежит на тех кто не имеет  доступа к управлению и распределению благ (не работодателей),людей с средним и малым достатком. У нас сложилась порочная система двойной бухгалтерии. При наших либеральных законах большинство работодателей скрывают свои настоящие доходы, выплачивая работникам теневую зарплату. Государство (в лице тех кто сейчас у власти) поощряет подобный подход, это происходит потому , что в нашем случае работодатель и государство как правило представлено одними и теми же лицами, следовательно законность соблюдена быть не может. Более того ,есть все предпосылки предпологать создание государством искусственной безработицы, с целью сбить цену на рабочую силу.

Государство использует «некоренных  жителей» как дойную корову эстонской  экономики , периодически облагая их поборами ,через свои учреждения .основным из которых является департамент гражданства и миграции.

Социальная ориентация рынка предполагала усиление государственного регулирования всех сфер общества, и прежде всего его экономический основы. Эрхарл исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество. И действительно, государство при Эрхарде целенаправленно и активно вмешивалось в социально-экономический процесс с четкой ориентацией на формирование «социального рыночного хозяйства».

Именно при Эрхарде  в широкий научный обиход вошел  термин «социальное государство» в противоположность государству монетаристского типа.

Монетаризм, выдающимся представителем которого является Милтон Фридмэн (США), исходит из того, что занятость населения и стабильность цен наилучшим образом гарантируются отказом от государственного регулирования и установлением рыночной конъюнктуры. Монетаризм выступает против государственной системы социального страхования, государственной медицинской помощи и образования, государственного вмешательства в стихийную рыночную экономику. В отличие от монетаризма социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе и рынок; проводит социальную политику в интересах большинства народа. Социальное государство исходит из признания за всеми работниками права добиваться лучшей жизни, улучшения условий труда и благосостояния посредством организационных коллективных действий. Это является фактором общего подъема благосостояния народа.

Учение монитаристов по сравнению с доктриной социального  государства выглядит по крайней  мере однобоко. В доказательство этому  можно привести целый ряд историчеких  примеров нестабильности государств с  чисто рыночной экономикой. Соединенные  Штаты Америки одни из них. Они  периодически (циклично)испытывают глубокие экономические кризисы. Вспомним Великую Экономическую Депрессию , или кризис начала 70 годов, во всех случаях положение спасало то ,что у руля государства оказывались талантливые люди не боящиеся брать власть у рынка в свои руки и обуздать слепую стихию. Единственно сильный довод школы монетаризма заключается в доказательстве невозможности постоянного использования печатного станка с целью увеличения денежной массы. Но умное рациональное использование этой возможности пожалуй единственное решение для создания государством новых рабочих мест ,  толчка необходимого для раскрутки экономики.

Таким образом, социальное государство — это тип государства, которое проводит сильную социальную политику в интересах своих граждан.

 

После второй мировой  войны в конституциях некоторых  западных держав (ФРГ, Швеции, Италии. Франции и др.) появилась формула социального государства.

Но появление формулы  без воли к ее выполнению ничего не значит. Правительства этих стран потратили очень много усилий для воплощения этого курса в жизнь. Особенно тяжело прививалось прогрессивная система налогооблажения , вызывая резкое несогласие со стороны граждан имеющий высокие доходы. Но выйгрыш не заставил себя ждать :низкая преступность, высокая эконоимическая стабильность общества , гражданский мир с избытком возвращает предпренимателям потраченные на налоги средства

Президент Франции В. Жискар Д'Эстен во время кризиса 70-х гг., характеризуя возможности  успешного государственного регулирования экономики, писал: «Устранение безработицы на длительное время находится в пределах возможностей плюралистической экономики нашего типа. Показательно, что в разгар нынешнего кризиса во всех западных странах норма безработицы не достигла даже трети или четверти тон, которая имела место в годы предвоенного кризиса: сказалась действенность теорий Кейнса и Бевериджа, научивших нас бороться с безработицей путем стимулирования глобального спроса и воздействия на инвестиции».(Франция .- мысль .1982. – с.99.)

Формы организации государственного сектора, его динамика развития и методы управления им весьма разнообразны. Во Франции активное создание государственного сектора началось при правительстве Ш. ле Голля в 1945—1948 гг., проявившееся в национализации ряда крупных промышленных предприятии, банков и страховых компаний. Премьер-министр Франции П. Месмер, характеризуя экономическую политику своего правительства, утверждал, что оно намерено увеличивать инвестиции в промышленность и реорганизацию компании. При этом он подчеркивал: «Можно ли представить, что наша страна не располагала отраслями, которые составляют саму основу экономической мощи! Это не вопрос амбиций, это вопрос жизни и смерти нации» (Франция .- мысль .1982. – с.88.)

К 80-м гг. в государственном  секторе Франции (без учета чиновников государственного аппарата управления) было занято 10% самодеятельного населения, в нем производилось 12,7% добавленной стоимости, выплачивалось 1596 обшей суммы зарплаты и осуществлялось 26,4% капиталовложений.(Франция .- мысль .1982. – с.91.)

При правлении Эрхарда  усилилось воздействие Германского  государства на механизм функционирования рынка посредством разносторонней и взаимосвязанной социально-экономической, валютпо-финансовой, научно-технической, инвестиционной и экологической политики, обеспечивающей необходимое развитие производства и решение социальных проблем общества. Вместо административно-директивного планирования ношло в практику так называемое индикативное планирование, предусматривающее установление вместо директивных подробных показателей определенных индикативных показателей.

Высокая эффективность  индикативных планов определялась рядом факторов, и прежде всего тем, что каждый раз для их реализации приводился в действие мощный экономический, правовой, административный инструментарий. То, что разоренная войной ФРГ уже к концу 60-х гг. могла на равных конкурировать с США, в значительной мере объясняется успешным индикативным планированием. Основу этого успеха составляли следующие факторы:

высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал  мировой экономической науки;

разнообразие методов  и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов;

твердость и последовательность государственного аппарата, который, нередко действуя н условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебании при реализации принятых программ;

выработка широкого национального  согласия и отношении главных  целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы и той модели общества, которой отдает предпочтение большинство народа;

атмосфера социального  партнерства, постепенно ослаблявшая классовую конфронтацию. Без соглашений в политике и области доходов, занятости и условий труда в стране продолжались бы массовые забастовки, подрывавшие основы индикативного планирования.

В настоящее время  социальное партнерство получило широкое ,можно сказать международное распространение. Оно в самом общем виде представляет собой такой тип отношений между работодателями и работополучате-лями, при котором в рамках социального мира обеспечиваются баланс и реализация важнейших социально-трудовых интересов. В реальной жизни социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре и является цивилизованным методом решения социальных конфликтов па различных уровнях.(См: Киселев В.Н. Определимся с ключевыми понятиями. Что надо знать о социальном хозяйстве.-М., 1994.-с.18)

Социальное партнерство, разумеется, не отрицасг возможности, а иногда и необходимости предъявления одним партнером другому самых жестких требований. На наш взгляд, даже забастовка как метод борьбы трудящихся за свои права нс обязательно выводит наемных работников за рамки социального партнерства — но при условии, что требования бастующих к предпринимателям направлены лишь на изменение условий продажи своей рабочей силы (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.п.), а к правительству — на изменение тех или иных направлении социальной политики (снижение налогов и др.). Однако, если требования бастующих отрицают сами основы существования своих партнеров (например, требование об отставке правительства и т.п.), то такая забастовка, естественно, выводит наемных работников и представляющие их профсоюзы за рамки социального партнерства. Социальные отношения перерастают в открытое политическое противостояние.

 Диапазон объектов социального партнерства, судя по опыту стран с развитой рыночной экономикой, может быть весьма широк. Однако каждая страна имеет свою специфику, зависящую от множества факторов, таких, как модель развития экономики, авторитет субъектов социального партнерства и др. В одних странах приоритеты регулирования складываются в результате длительной эволюции, «саморазвития», в других (например, в России) — административным путем.

Негативное  воздействие на становление социального  партнерства в Эстонии в современных условиях оказывает низкий общий уровень цивилизованности в социально-трудовых отношениях, а зачастую отсутствие понимания необходимости сотрудничества, согласия, партнерства как главного принципа общественного развития. Очень странная и не понятная позиция курса правительства которое не понимает или не хочет понимать единственную возможность для стабильного развития бизнеса, повышения благосостояния всего народа ,экономического а следовательно и политического процветания Эстонии.

Переход к социально  ориентированному рынку в ФРГ  был связан не только с изменениями  форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социально-культурных проблем, таких, как изменение образа жизни миллионов, особенностей мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа.

Подводя итоги реформаторской деятельности Эрхарда, отметим, что он достиг поразительных успехов. «Немецкое чудо» было достигнуто прежде всего благодаря правильному выбору социально-ориентированной модели развития общества.

Проводимая Эрхардом экономическая реформа не имела  бы успеха без поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по экономико-политическим вопросам. Одновременно успех реформ объясняется и тем, что Эрхард широко использовал помощь ученых своей страны. Так, в соответствии с государственным законом был образован Экспертный совет по оценке общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решении.

Англия занимает одно из ведущих мест по уровню и разнообразию методов управления государственным сектором и ведущее место среди крупных держав по удельному весу государства в национальных капиталовложениях, доле государственных предприятий в общем числе занятых и удельному весу бюджетных расходов в ВВП. За счет государственных средств финансируется половина затрат на научно-исследовательские цели(Англия .- Мысль. 1982-с88)

 Когда-то самая могущественная держава в мире, Великобритания в начале двадцатого века начала терять свое экономическое , а следовательно и политическое превосходство. Более того после второй мировой войны , Англия начала уверенно погружаться в кризис. Но 50-60 годы двадцатого века стали переломными для Великобритании. На шельфе Северного моря были найдены большие запасы нефти, и Англия становиться ее крупнейшим мировым экспортером нефтепродуктов. Умелое руководство правительством страны существенно подняло национальных доход, а такие социальные программы как бесплатное медицинское обслуживание и образование говорят сами за себя.

Информация о работе Концепция социального рыночного хозяйствования и особенности государственного регулирования в Западной Европе