Концепция социального рыночного хозяйствования и особенности государственного регулирования в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 06:18, реферат

Описание работы

Мы вступили в третье тысячелетие. Мир уже сделал очередной шаг на пути эволюции. Конец двадцатого века стал весьма драматичен для многих людей когда-то составлявших население бывшего СССР и социалистического лагеря. Поменялось очень многое , уклад жизни, государственный строй, мировоззрение. Мы встали на путь рыночной экономики, но еще не поняли как многолика она бывает и как много еще предстоит сделать шагов по этому непростому пути.
Социальное рыночное хозяйство или маниторизм, какую концепцию избрать? На этот вопрос история уже ответила упрямыми фактами. Попробуем разобраться в них.

Содержание

1.Концепция социального рыночного хозяйства и особенности государственного регулирования в Европе.

2. Введение.

3. Дж. Мейнрад. Кейнс основоположник государственного регулирования экономики.

Экономические программы Людвига Эрхарда (ФРГ) и Карла Мюндреля (Швеция)

Перекрестное сравнение некоторых фрагментов социального рыночного хозяйства
Германии, Швеции как высокоразвитых стран, с зарождающимся социальным хозяйством Эстонии.

6.Монитаризм Милтана Фридмана (США), как оппонент Кейнсианства. Краткое сравнение.

7. Франция краткий исторический обзор зарождения и развития социального хозяйства.

8. Англия - разнообразию методов управления государственным сектором.

9. Австрия, Финляндия, Дания … - краткий обзор экономики и социального хозяйства

10.Заключение.

Работа содержит 1 файл

Концепция социального рыночного хозяйства и особенности государс.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

             ЭСТОНО-АМЕРИКАНСКИЙ   БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ

 

Реферат по менеджменту.

 

 

 

Тема:

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     EABC  

  EB 101

Владимир Егоров.

 

 

                                  Таллинн 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

1.Концепция  социального  рыночного хозяйства  и особенности государственного  регулирования    в Европе.

 

2.       Введение.

 

   3.       Дж. Мейнрад. Кейнс основоположник  государственного регулирования  экономики.

 

  1. Экономические программы Людвига Эрхарда (ФРГ) и Карла Мюндреля (Швеция)

 

  1. Перекрестное сравнение некоторых фрагментов социального рыночного хозяйства 

Германии, Швеции как высокоразвитых стран, с зарождающимся социальным хозяйством Эстонии.

 

6.Монитаризм  Милтана Фридмана (США), как оппонент  Кейнсианства. Краткое сравнение.

 

   7. Франция  краткий исторический обзор зарождения  и развития социального хозяйства.

 

8. Англия  -  разнообразию методов управления государственным сектором.

 

9. Австрия,  Финляндия, Дания …  - краткий  обзор экономики и  социального  хозяйства

 

10.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Мы вступили в третье тысячелетие.  Мир уже сделал очередной шаг на пути эволюции. Конец двадцатого века стал весьма драматичен для многих людей когда-то составлявших население бывшего СССР и  социалистического лагеря. Поменялось очень многое , уклад жизни, государственный строй, мировоззрение. Мы встали на путь рыночной экономики, но еще не поняли как многолика она бывает и как много еще предстоит сделать шагов по этому непростому пути.

        Социальное  рыночное хозяйство или маниторизм, какую концепцию избрать? На  этот вопрос история уже ответила  упрямыми фактами. Попробуем разобраться в них.

        В  качестве объектов исследования  возьмем две высокоразвитые страны  Западной Европы какими являются  Швеция и ФРГ и сравним с  ними Эстонию которая  делает  свои первые шаги по пути  становления социального рыночного  хозяйства.

 

 

    После мирового  кризиса 1929—1933 отмечается все  более активное вмешательство   государства в развитие экономической жизни. Активизации этого процесса в значительной мере содействовала теория английского ученого Дж. Кейнса о государственном регулировании экономики, приведенная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 г. Его идеи относительно экономической политики в равной степени использовали правительства всех западных стран, особенно после второй мировой воины.

    Кейнс первым  стал рассматривать государственное  вмешательство в экономику как объективно неизбежное явление. Он разработал принципы, направления, конкретные формы и методы регулирования экономики, включающие оценку стихийного рыночного механизма. Кейнс и его последователи полагают, что такие отрицательные явления капиталистической экономики, как кризисы, безработица, неустойчивость экономического роста, являются неизбежными в стихийной экономике, так как действие «вечных» и «естественных» психологических законов порождает большие трудности в реализации продукции. Склонность людей к сбережению денег приводит к более быстрому росту сберегаемой части национального дохода по сравнению с ростом всего дохода. В итоге спрос на товары как личного, так и производственного назначения оказывается недостаточным, что способствует стагнации производства, возникновению кризисов, неполной занятости ресурсов, труда и капитала. Это вызывает необходимость государственного вмешательства.

Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике должно происходить по следующим двум основным направлениям'.

непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики;

регулирование важнейших  пропорций общественного производства и выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением населения и безопасности страны через госбюджет, налоговую и таможенную политику, кредитно-денежную систему и другие рычаги рыночной экономики. Разумеется, формы и методы такого регулирования весьма различны.

 

 

       Мы же рассмотрим  концепцию  социального рыночного  хозяйства Л. Эрхарда (ФРГ) и  «Шведская модель социализма»  Г. Мюрдаля в условиях рыночной  экономики

      Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард (1897— 1977)  50—60 гг. нашего столетия провел и Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразовавшую социально-экономическую жизнь страны. Теоретические взгляды Эрхарда были основаны на теории «социального рыночного хозяйства», возведенной в ранг официальной государственной политики и являвшейся основой экономической программы. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство с самого начала было не только теорией, но и практическим методом, позволившим радикально изменить облик страны.

       Идеология «социального рыночного  хозяйства» была использована Эрхардом для преодоления, главным образом  противоречивых общественных интересов возникающих в «диком» капиталистическом обществе путем приведения их к общему знаменателю всеобщего благополучия. Эрхард осуществил полноценную и полнокровную экономическую реформу, основанную на принципе социальной ориентации рынка.

    В концепции  Эрхарда многое взято из теории  Дж.М.Кейнса (1883-1946) .

    Концепция  «социального рыночного хозяйства» Л.Эрхарда имеет много общего с концепцией другого социал-демократического теоретика , лауреата Нобелевской премии Гуннара Карла Мюрдаля , создателя так называемой Шведской модели социализма.

Мютдрель также подчеркивал  регулирующую роль государства, считая именно его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в который осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения.

По мнению Мюрдаля, главное  в «государстве благосостояния» — это социальная защита населения, под которой он понимал систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, рапные условия для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства —для трудоспособного населения и создание определенного уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан. Создание социальной защиты, по мнению Мюрдаля, предусматривало следующие направления деятельности государства:

обеспечение членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; установление привилегий малоимущим и изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается;

создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать средства для полноценной жизни любыми не противоречащими закону способами;

создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

 

обеспечение благоприятных услонии труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;

обеспечение экологической  безопасности членов общества:

защита граждан от преступных посягательств;

зашита гражданских  и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства;

зашита от политического  преследования и административного произвола;

обеспечение свободы  духовной жизни, защита от идеологического давления;

создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Для реализации этих мер  социальной защиты необходимо изучать и формировать стремления людей, которые, по оценке Мюрдаля, «действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они п огромной степени определяют историю».(Мюрдель Г. Проблемы и переспективы мировой экономики .-М. 1958.-С.26)

В заключение отметим, что успехи Германии и Швеции в 50— 60-х гг. объяснялись многими причинами, и прежде всего, как уже отмечалось, правильным выбором модели общественного развития.

В настоящее время, как  известно, в мире действуют 2 модели общественного развития с различными их модификациями:

так называемая неоклассическая, монетарная модель, основанная на отрицании государственной собственности и, соответственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства;

социально-ориентированная модель, основанная на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль.

Стремление к формированию социальноориентированнои экономики становится общемировой тенденцией, и было бы наивно игнорировать это и стараться американизировать Эстонскую экономику. Социальное управление должно соответствовать современным формам социально ориентированного рыночного хозяйства — за такое развитие и углубление реформ сегодня выступают представители основных политических движений, деловых кругов, население нашей страны.

Это направление характерно в основном для европейских, и  в особенности для скандинавских  стран, Израиля, Канады; этот же путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.

В настоящее время  одним из самых сложных вопросов является сочетание рынка и социальной справедливости. Принцип социальной справедливости требует, чтобы все члены общества имели необходимые условия для жизнедеятельности, реальный доступ к культуре и образованию, защищенность в старости и в случае потери трудоспособности. Иначе говоря, рыночная экономика должна иметь социальную направленность. Это предусматривает теория и практика социального рыночного хозяйства и индикативного планирования.

 

 

Эрхард справедливо  полагал, что не может быть никакого социального развития рынка без экономического прогресса. Ставка была сделана на развитие производства (экспансия хозяйства), а нс на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда.

Если мы рассмотрим Эстонию на данном этапе то увидим обратную картину, основные экономические ставки делаются на перераспределение продукции и лишь незначительные на развитие производства. Причем доля промышленного развития в существующем производстве просто ничтожна.

В ходе реформы Эрхарда  снижение цен сопровождалось повышением зарплаты. Попытка стабилизировать цены нашла отражение в периодической публикации каталога умеренных цен. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его оценке, укрепить положение на мировом рынке можно было только при условии обеспеченности стабильности валюты.

Без высокоразвитого, наукоемкого производства, интенсивного хозяйства у государства не может  быть большого экспорта, что мы и  наблюдаем в Эстонии. Так же трудно расчитывать на какую нибудь социальную политику. если год от года количество рабочих мест старого промышленного комплекса уменьшается , а количество созданных новых рабочих мест невелико и требуют полной переквалификации работников, что стоит достаточно дорого. В плане обеспечения национальной валюты можно отметить лишь то, что оно во многом носит искусственный характер. Государство вынужденно компенсировать из своего кармана минусовую разницу при покупке немецкой марки, к постоянному курсу которой жестко привязана вся Эстонская банковская система.

Социальное рыночное хозяйство, по мнению Эрхарда, немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического сокращения расходов, смягчения налогового бремени, запрещения набора новых служащих, повышения окладов, сведения до минимума служебных поездок. Оно предусматривало увеличение номинальных доходов главным образом посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, антитрестовские и антикартельные законы, льготы для свободного частного инвестирования, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов — все это и многое другое творило «экономическое чудо», обеспечивая защищенность и свободу граждан.

 Мы не будем  рассматривать бюджет Эстонии, и экономию государственных средств отметив здесь лишь то, что Эстонское государство совершенно не защищает внутренний рынок от внешних конкурентов, напротив в угоду им была уничтожена целая достаточно сильная отрасль какой историческп являлось Эстонское сельское хозяйство ( Одно из скрытых условий принятия в Евросоюз).

Информация о работе Концепция социального рыночного хозяйствования и особенности государственного регулирования в Западной Европе