Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы экономического роста являются важными как для экономики страны в целом, так и для каждого человека, проживающего в этой стране.
В данной работе на примере российской и мировой экономики мы рассмотрим:
– основные теоретические аспекты, связанные с экономическим ростом, и их анализ,
– факторы, способствующие увеличению экономического роста,

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 85.56 Кб (Скачать)

В конце ХIX в. Западная Европа, по Ростоу, переживает четвертую стадию экономического роста – движение к зрелости. Для него типично следующее: хозяйство страны становится частью мирового хозяйства. 10–20% национального дохода инвестируется, от чего рост продукции обгоняет рост населения. Центр тяжести с отраслей угольной, металлургической промышленности, тяжелого машиностроения переносится на станкостроение, химическую и электротехническую промышленность.

Пятая стадия – век высокого массового потребления. Здесь Ростоу показывает экономику современного капитализма, полностью подчиненную задачам личного потребления, в ней нет ни погони за максимальной прибылью, ни концентрации капитала, ни господства монополии, ни эксплуатации рабочего класса. Революция в потреблении – вот что отличает данную стадию в развитии общества от предшествующих.

  Теория  К. Маркса. Формационная теория

Формационный  подход исследует  общество в статике  и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и  функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической  формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории 

1.3 Государственное  регулирование экономического  роста

  Сущность  государственного регулирования экономики  заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы  различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение  важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

  К основным функциям государства в  современной рыночной экономике  относятся:

  ·  создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

  ·  организация денежного обращения;

  ·  поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;

  ·  управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);

  ·  стабилизация экономики, преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

  ·  обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества.

  Если  сгруппировать все функции государства  по двум группам, то мы обнаружим две  основные цели, которые преследует государственное регулирование: это  обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой  экономической системы. В то время  как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических  позиций государства на мировом  рынке рассматривается всеми  правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта  цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

  Политика  стабилизации направлена на сглаживание  циклических колебаний. В фазе кризиса  все мероприятия государства  должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема  – на ее сдерживание. В области  налогово-бюджетной политики это  означает: увеличение государственных  расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия  в условиях экономического подъема.

  При всей многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического роста большинство  экономистов едины в том, что  увеличение темпов экономического роста  является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к  сбережениям нелегко поддаются  мерам регулирования.  

  1.4 Теория регулирования  Я. Тинбергена «Теория экономической политики»  

  Проблемы  экономической политики исследовал нидерландский экономист Я. Тинберген. Его подход, изложенный в труде «Теория экономической политики», является отправной точкой для большинства теорий экономической политики.

  Суть  теории. Я. Тинберген со всей тщательностью выписал основные шаги по выработке оптимальной экономической политики. Во-первых, правительственные органы должны выбрать ее конечные цели, что, как правило, делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Затем, используя функцию общественного благосостояния, они определяют целевые показатели, которых будут стремиться достичь. Во-вторых, правительственные органы должны оценить, какими политическими инструментами они владеют. В-третьих, им следует иметь в своем распоряжении модель экономики, которая бы связывала целевые показатели и инструменты их достижения. Такой подход позволит выбрать оптимальный масштаб политических мер, которые будут применяться.

  В широком смысле макроэкономическая политика должна быть направлена на максимизацию общественного благосостояния, но, вероятно, такая цель слишком расплывчата. Широко признана практика формулировки задач политики в виде целевых  показателей, охватывающих полную занятость  и нулевой уровень инфляции (хотя и они остаются предметом дискуссии). Такие показатели относительно непротиворечивы.

  Экономика отклоняется от оптимума вследствие действия некоторых экзогенных шоков  – изменений во вкусах, в условиях торговли, в динамике международной  процентной ставки, и т.д. В случае подобных отклонений политикам необходимо выбрать инструменты и соединить  их таким образом, чтобы возвратить экономику в оптимальное состояние. Для этого власть должна использовать свои знания об экономической структуре, и особенно – о взаимосвязях между  целевыми показателями и инструментами.

  Вот каков формализованный подход к  установлению этих взаимосвязей согласно идее Я. Тинбергена. Для анализа экономической политики он использовал простую линейную модель. Ее упрощенную интерпретацию в исходной позиции можно продемонстрировать при наличии двух целевых показателей (или целей) и двух инструментов.

  Обозначим цели как Т1 и Т2, а инструменты – как І1 и І2. Наполняя понятие целей и инструментов конкретным макроэкономическим содержанием, предположим, что желаемый уровень Т1 и Т2 равен Т1* и Т2*. Если экономика функционирует на желаемом уровне, то можно утверждать, что она находится в точке максимального удовлетворения. В таком случае цели являются линейными функциями инструментов:

  Т1 = a1 І1 + a2 І2;

  Т2 = b1 І1 + b2 І2.

 

  Из  системы уравнений видно, что  на каждую цель влияют оба инструмента. Отсюда следует фундаментальный  вывод о том, что политики могут  достичь обеих целей тогда, когда  они будут иметь в распоряжении оба инструмента, а влияния инструментов на каждую цель будут линейно не зависимыми друг от друга. Математическое выражение оптимальной политики будет иметь вид системы двух уравнений с двумя неизвестными:

  Т1* = a1 І1 + a2 І2;

  Т2* = b1 І1 + b2 І2.

  Решив эти уравнения для І1 и І2, придем к выводу: если в экономике с  линейной структурой правительственные  органы имеют N целевых показателей, то цели могут быть достигнуты при  наличии N линейно независимых политических инструментов. Иначе говоря, можно  достичь стольких целей, сколько  есть линейно независимых инструментов.

  Сделанные на основе этой системы уравнений  расчеты подтверждают, что эффекты  влияния денежной и фискальной политики являются линейно независимыми. Это  и нужно для того, чтобы можно  было использовать модель Я. Тинбергена. Таким образом, базовая теория экономической политики – теория, которая с помощью эконометрических моделей объясняет, что формирование правительством оптимальной макроэкономической политики должно происходить с учетом существования стабильных количественных взаимосвязей целевых показателей и политических инструментов.

  Я. Тинберген работал экономическим советником правительств Индии, Египта, Турции, Индонезии, Чили, Суринама, Сирии, Ирака и Ливии, а также консультантом таких международных организаций, как Всемирный банк, Европейское объединение угля и стали и др. Благодаря этому статусу ученый помог реализовать ценные идеи относительно интенсификации экономического роста и повышения роли планирования в обеспечении стабильности развития.  

  1.5 Модель роста Р. Солу

  Модель  Роберта Солоу построена на неоклассической предпосылке господства совершенной конкуренции на рынках факторов производства, обеспечивающей полную занятость ресурсов. Ученый исходил из того, что необходимым условием является равенство совокупного спроса и совокупного предложения. При этом совокупное предложение в его модели определялось на основании производственной функции Кобба-Дугласа, выражающей отношение функциональной зависимости между объемом производства, с одной стороны, и используемыми факторами и их взаимной комбинацией – с другой.

  Целью модели Солоу является ответ на вопросы: каковы факторы сбалансированного экономического роста, какой темп роста может позволить себе экономика при заданных параметрах экономической системы и как при этом максимизируются доходы населения и объем потребления.

  В общем виде объем национального  выпуска Y является функцией 3-х факторов производства: труда L, капитала K, земли N:

  Y = f (L, K, N)

  Фактор  земли в модели Солоу был опущен ввиду малой эффективности в экономических системах, характеризующихся высоким технологическим уровнем, и поэтому объем выпуска зависит от трудовых и производственных факторов Y = f (L, K).

  В развернутом виде эта формула  имеет вид:

  Y = (DY / DL) * L + (DY / DK) * K

 

  где DY / DL – предельный продукт труда MPL, DY / DK – предельный продукт капитала MPK.

  Это значит, что общий продукт равняется  сумме произведений затраченного количества труда и капитала на их предельные продукты, т.е. на прирост продуктов DY от увеличения затрат труда DL и затрат капитала DK. В упрощенном виде y = Y / L, где y – производительность труда; k = K/ L, где k – капиталовооруженность труда. Тогда производственная функция имеет вид y= f (k), где f (k) = F (k, 1).

  При этом tga = MPK: если k увеличивается на одну единицу, то y возрастает на МРК единицу. По мере роста капиталовооруженности труда его производительность увеличивается, но с убывающей скоростью, т. к. МРК снижается.

  Совокупный  спрос в модели Солоу определяется инвестиционным и потребительским спросом. Уравнение выпуска продукции на одного работника имеет вид:

  g = с + i

  где с и i – потребление и инвестиции.

  Доход делится между потреблением и  сбережениями в соответствии с нормой сбережения, так что потребление  можно представить как

  с = (1 – s) y,

  где s – норма сбережения (накопления)

  Тогда у = с + i = (1 – s) y + i, откуда i = sy. В условиях равновесия инвестиции равны сбережениям и пропорциональны доходу.

  В результате условие равенства спроса и предложения может быть представлено как:

 

  f (k) = c + i или f (k) = i / s.

  Производственная  функция определяет предложение  на рынке товаров, а накопление капитала – спрос на производственную продукцию. Объем же капитала меняется под воздействием инвестиции выбытия. Инвестиции в расчете  на одного работника являются частью дохода, приходящегося на одного работника (i = sy) или

  i = s * f(k).

  Из  этого следует, что, чем выше уровень  капиталовооруженности k, тем выше уровень производства f(k) и больше инвестиции i.

   
  

  В модели Р. Солоу норма сбережений – ключевой фактор, определящий уровень устойчивости капиталовооруженности. Более высокая норма сбережений обеспечивает больший запас капитала и более высокий уровень производства.

Информация о работе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации