Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:27, курсовая работа
Цель работы: изучить и исследовать количествееную и качественную определенность спроса, предложения и рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Изучить экономические концепции и теории регулирования рынка, законы спроса и предложения;
Сформулировать понятие рынка;
Проанализировать рыночный спрос и предложение;
Проанализировать рыночную эластичность спроса и предложения;
Проанализировать факторы изменения рыночного спроса и предложения;
Изучить устойчивость рыночного равновесия.
Введение 3
Глава 1. Количественная и качественная определенность спроса 5
1.1 Закон спроса 6
1.2 Факторы изменения спроса 9
1.3 Эластичность спроса 13
1.3.1 Ценовая эластичность спроса 14
1.3.2 Эластичность спроса по доходу 16
1.3.3 Перекрестная эластичность спроса 17
Глава 2. Количественная и качественная определенность предложения 20
2.1 Закон предложения 21
2.2 Факторы изменения предложения. 22
2.3 Эластичность предложения 24
Глава 3. Количественная и качественная определенность рыночного
равновесия 27
3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу. 29
3.2 Устойчивость равновесия 31
3.3 Экономические концепции и теории регулирования рынка, законы
спроса и предложения 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
В случае, когда функции спроса и предложения заданы табличным способом, равновесную цену и равновесный объем легко определить, если при некоторой цене объем спроса совпадает с объемом предложения.
Простой случай определения равновесной цены:
Спрос |
Предложение | ||
цена |
объем |
цена |
объем |
10 14 18 |
40 30 24 |
12 14 16 |
15 30 43 |
В таблице представлен простой случай определения равновесной цены. Поскольку объемы спроса и предложения совпадают при цене 14, она и является равновесной.
Сложный случай определения равновесной цены:
Спрос |
Предложение | ||
цена |
объем |
цена |
объем |
10 14 18 |
52 30 20 |
12 14 16 |
20 36 48 |
В
таблице представлен более
,
получим приближенное значение равновесного спроса:
(р-14)/4*20+(18-р)/4*40.
Используя ту же формулу, получим приближенное значение равновесного объема предложения:
(р-14)/2*48+(16-р)/2*36.
Приравнивая полученные два выражения, получим приближенное значение равновесной цены, равное 14,36. Равновесный объем продаж равен приблизительно 38,2.
Существует два основных подхода к анализу установления цены: Вальраса и Маршалла. Рынок замечателен тем, что при любом отклонении от равновесия он стремится к нему возвратиться. И в ситуации дефицита, и в ситуации излишек спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию (рис.15а).
Если цена высока (P2) и устанавливается выше равновесной (PE), то величина предложения превышает величину спроса (QS> QD). Возникает избыточное предложение, эффект перепроизводства товаров, поскольку по очень высокой цене многие хотели бы продать свой товар, но очень немногие согласны его купить. В такой ситуации продавцы начинают снижать цены в надежде распродать свои запасы. В результате спрос на товары постепенно увеличивается. При сохранении подобной тенденции величина спроса возрастает, а предложение, наоборот, уменьшается до тех пор, пока рынок не придет в равновесие.
Отсюда следует первый закон рыночного равновесия: избыточное предложение приводит к снижению цены. Если цена низка (P1) и устанавливается ниже равновесной (PE), то величина спроса превышает величину предложения (QD >QS), возникает дефицит товаров, неудовлетворенный спрос. Теперь уже покупатели конкурируют между собой за право приобрести товар по низкой цене. Для удовлетворения спроса продавцы увеличивают объем производства и повышают цены. Указанный процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, то есть пока дефицит не станет равным нулю. Исходя из подобной ситуации следует второй закон рыночного равновесия: дефицит товара действует в сторону повышения цены.
Рассмотренные процессы швейцарский экономист XIX веке Леон Вальрас назвал «нащупыванием» цены.
Главным в подходе Маршалла является разность цен P1 и P2 . Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей.
Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными. Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена - цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения. Равновесный объём - объем спроса и предложения товара при равновесной цене.
Устойчивое
равновесие достигается тогда, когда
отклонение цен спроса от цен предложения
постепенно погашаются, стремясь к
равновесной цене РЕ,, a Qs приспосабливается
к Qd. В точке Е цена Qs= Qd и Ps=Pd. Равновесие
может быть устойчивым и неустойчивым,
локальным и глобальным. Устойчивое равновесие
может быть абсолютным и относительным.
Если после нарушения равновесия рынок
приходит в состояние равновесия и устанавливаются
прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют
Когда отклонения от РЕ постепенно выравниваются на уровне РЕ на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены (рис.17), относительное – при небольших отклонениях от нее (рис.18).
Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом (рис.19а) устойчивость достигается лишь в интервале от Р2 до Р3. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (рис.19б), то устойчивость носит глобальный характер.
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Альфред Маршалл (1842-1924) родился в Лондоне, получил образование в Кембриджском университете. Преподавал экономическую теорию в ряде университетов Великобритании, был профессором Кембриджского университета, где возглавлял кафедру политической экономии. Был экспертом в различных правительственных комиссиях, одним из организаторов Королевского экономического общества. Маршалл обобщил, дополнил и систематизировал результаты маржиналистской революции, которая была начата австрийской школой предельной полезности, американской школой предельной производительности и математической школой в экономике, использовавшей понятие о предельных величинах для широкого применения математики в экономических исследованиях. Вклад Маршалла в разработку этого теоретического направления некоторые историки экономической мысли назвали «маршаллианской революцией». А. Маршалл считал себя преемником одного из английских классиков – Д. Риккардо, а поэтому пытался соединить его учение о стоимости с субъективной теорией предельной полезности. Он столкнулся с односторонностью как трудовой теории стоимости (считавшей цену денежным выражением стоимости – трудовых затрат производителя), так и теории предельной полезности (видевшей в рыночной цене проявление субъективных оценок товаров покупателем). Стремясь преодолеть это противоречие, Маршалл пришел к заключению: в процессе образования рыночной цены одинаково неправильно отдавать предпочтение либо предложению продавца, либо спросу покупателя. Поэтому в центр исследования он поставил формирование на разных товарных рынках цен под влиянием функциональные (количественные) зависимости между ценой и спросом, ценой и предложением. Эти и другие положения содержатся в главном труде Маршалла «Принципы экономической науки» (1890), состоящем из шести книг. Как известно, неоклассическое направление экономической теории раскололось на две школы – кейнсианство и неоконсерватизм. Эти школы оказались асимметричными: первая из них обосновывала потребность в развитии совокупного спроса и в резком усилении экономической роли государства, а вторая отстаивала необходимость расширения совокупного предложения и свертывания государственного контроля и регулирования.
Новая
модель смешанного типа народнохозяйственного
регулирования соединила
Выдающийся вклад в научное обоснование смешанного типа макрорегулятора внес крупный американский экономист П. Самуэльсон .
Пол
Антонии Самуэльсон (родился в 1915г.)
получил образование в
Вывод: из курса исследования количественной и качественной определенности спроса мы выяснили, что при характеристике рынка как экономической категории следует учитывать конкретные формы рыночных отношений, проявляющиеся в количественных и качественных соотношениях элементов рынка – спроса, предложения, цены. Эти главные элементы характеризуют конкретные формы взаимосвязи и количественные пропорции между производством и потреблением.
Рыночный механизм обладает существенным потенциалом самонастройки, то есть стремлением к оптимальному состоянию, рыночному равновесию. Повышение цен на некоторые товары при значительном росте спроса на них – явление довольно обычное для рыночной экономики. Но также обычным является и последующее наращивание предложения этих товаров. В нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливает равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в более длительном – оно достигается путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения – основной способ достижения рыночного равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики.
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.
Она зависит от следующих факторов:
Список использованной литературы:
1.Борисов
Е.Ф. Основы экономики для
2.Борисов
Е.Ф. Экономическая теория/
3.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Издательство Питер, 2001.
4.Камаев
В.Д. Учебник по основам
5.Курс экономической теории./Под редакцией Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров, 1996.
6.Курс экономики/ под редакцией Райзберга Б.А. – М: Издательство ИНФРА, 2000.
7.Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2001.
8.Кэмпбэлл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Экономик-с: принципы, проблемы, политика. – М.: Издательство “Туран”, 1996.
9.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999.
10.Основы экономической теории. Учебное пособие./Под редакцией Камаева В.Д. – М: издательство МГТУ им Н.Э. Баумана, 1996.
11.Основы экономики: учебник./Под редакцией доктора экономических наук, проф. О.Т. Лебедева – СПб, 1997.
12.Симкина
Л.Г. и Корнейчук Б.В.
13.Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений./Под редакцией Камаева В.Д. – М: Издательство «ВЛАДОС», 2002.
14.Экономика: Учебник./Под редакцией Булатова А.С. – М: Издательство БЭК, 1996.