Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:27, курсовая работа
Цель работы: изучить и исследовать количествееную и качественную определенность спроса, предложения и рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Изучить экономические концепции и теории регулирования рынка, законы спроса и предложения;
Сформулировать понятие рынка;
Проанализировать рыночный спрос и предложение;
Проанализировать рыночную эластичность спроса и предложения;
Проанализировать факторы изменения рыночного спроса и предложения;
Изучить устойчивость рыночного равновесия.
Введение 3
Глава 1. Количественная и качественная определенность спроса 5
1.1 Закон спроса 6
1.2 Факторы изменения спроса 9
1.3 Эластичность спроса 13
1.3.1 Ценовая эластичность спроса 14
1.3.2 Эластичность спроса по доходу 16
1.3.3 Перекрестная эластичность спроса 17
Глава 2. Количественная и качественная определенность предложения 20
2.1 Закон предложения 21
2.2 Факторы изменения предложения. 22
2.3 Эластичность предложения 24
Глава 3. Количественная и качественная определенность рыночного
равновесия 27
3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу. 29
3.2 Устойчивость равновесия 31
3.3 Экономические концепции и теории регулирования рынка, законы
спроса и предложения 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Точно так же, как цена влияет на спрос, она влияет и на его предложение. Любой продавец руководствуется своими «корыстными» целями, т.е. он хочет продать свой товар подороже. Это и понятно, ведь чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а значит – и стимул для него наращивать производство. Объем индивидуального предложения зависит от многих факторов: цены данного товара; величины затрат, которых требует от производителя производство данного товара; затратности производства других товаров, на которые может «переключиться» производитель, и их цен; налогов и дотации; прочих условий. Объем рыночного предложения есть количество товаров, которое желают и способны продать все продавцы вместе в единицу времени при данной цене. Эта величина равна сумме объемов индивидуального предложения всех продавцов при данной цене. Обычно объем рыночного предложения называют для краткости просто объемом предложения. Цена предложение – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара. Предложение, как и спрос, изображается графиком (рис.9), однако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево).
Отложим величину предложения по оси абсцисс, а цену – по оси ординат. Линия предложения имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения находятся в прямо пропорциональной зависимости: когда цена растет, растет и предложение. Второй способ – табличный, зависимость величины предложения от цены товара представлена в таблице:
P |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Qs |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Из таблицы видно, что при самой низкой цене никто не хочет ничего продавать, но по мере возрастания цены величина предложения увеличивается.
Легко
заметить, что таблица показывает
положительную, или прямую, зависимость
между ценой и количеством
предлагаемого продукта. С повышением
цен соответственно возрастает и
величина предложения; со снижением
цен сокращается также и
чем выше цена, тем больше величина предложения, и наоборот, чем меньше цена, тем ниже величина предложения при прочих равных условиях.
Закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом. Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. Рассмотрим предприятие в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов – например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единице продукта возрастают. Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Изменение предложения означает сдвиг кривой предложения вправо - вверх при увеличении данного показателя и влево - вниз при его уменьшении (рис.10).
При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. А если одна из неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться. К основным неценовым факторам предложения относятся: 1)цены на ресурсы; 2)технология производства; 3)налоги и дотации; 4)цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.
Важное значение имеет фактор времени. Различают: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения(рис.12).
В
условиях среднесрочного периода повышение
спроса обуславливает не только рост
цен, но и увеличение объема производства,
так как фирмы успевают изменить
некоторые факторы производства
в соответствии со спросом. В условиях
долгосрочного периода
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:
где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.
Предложение,
поскольку оно связано с
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.
Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
Реальная купля-продажа товаров возможна только при соединении спроса и предложения, то есть для того чтобы акт купли-продажи (обмена) состоялся, необходимо взаимодействие продавца и покупателя на рынке. Именно в ходе такого рыночного взаимодействия и формируются цены, по которым заключаются сделки. Ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товаров и по такой цене, сколько покупатель сможет и захочет купить за эту цену называется рыночным равновесием. Эта цена называется равновесной ценой, а соответствующий ей объем спроса (и предложения) – равновесным объемом. Если цена меньше равновесной цены, то предложение превышает спрос и имеет избыток предложения. Если цена меньше равновесной, то спрос превышает предложение и имеет место дефицит предложения (или избыток спроса). В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации спроса и предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.
В
условиях неразвитой рыночной экономики
цена предложения значительно
На рис.14 покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спроса. На рис. 15 максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь малых количествах. В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики.
Соединим кривые спроса и предложения на одном графике (рис16).
По оси Y отложим ценуP, а по оси X – количество товара Q (величины его спроса и предложения ). Точка равновесия обозначается E. В точке равновесия:
PE=PS=PD,
где
PE – равновесная цена
PS – цена предложения
PD – цена спроса.
Это означает, что: QE=QS=QD , где
QE – равновесный объем
QS - объем предложения
QD – объем спроса.
Только при рыночном равновесии продавцы (производители) и покупатели (потребители) готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.