Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:27, курсовая работа
Цель работы: изучить и исследовать количествееную и качественную определенность спроса, предложения и рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Изучить экономические концепции и теории регулирования рынка, законы спроса и предложения;
Сформулировать понятие рынка;
Проанализировать рыночный спрос и предложение;
Проанализировать рыночную эластичность спроса и предложения;
Проанализировать факторы изменения рыночного спроса и предложения;
Изучить устойчивость рыночного равновесия.
Введение 3
Глава 1. Количественная и качественная определенность спроса 5
1.1 Закон спроса 6
1.2 Факторы изменения спроса 9
1.3 Эластичность спроса 13
1.3.1 Ценовая эластичность спроса 14
1.3.2 Эластичность спроса по доходу 16
1.3.3 Перекрестная эластичность спроса 17
Глава 2. Количественная и качественная определенность предложения 20
2.1 Закон предложения 21
2.2 Факторы изменения предложения. 22
2.3 Эластичность предложения 24
Глава 3. Количественная и качественная определенность рыночного
равновесия 27
3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу. 29
3.2 Устойчивость равновесия 31
3.3 Экономические концепции и теории регулирования рынка, законы
спроса и предложения 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ в г. НОЯБРЬСКЕ |
Курсовая по экономической теории: |
Количественная и качественная определенность спроса, предложения и рыночного равновесия |
Выполнил студент 1-го курса Специальность: Таможенное дело Альберт Игорь Андреевич Проверил: Черкашов Евгений Михайлович |
Ноябрьск 2010 |
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Количественная и качественная определенность спроса 5
1.1 Закон спроса 6
1.2 Факторы изменения спроса 9
1.3 Эластичность спроса 13
1.3.1 Ценовая эластичность спроса 14
1.3.2 Эластичность спроса по доходу 16
1.3.3 Перекрестная эластичность спроса 17
Глава 2. Количественная и качественная определенность предложения 20
2.1 Закон предложения 21
2.2 Факторы изменения предложения. 22
2.3 Эластичность предложения 24
Глава
3. Количественная и качественная определенность
рыночного
равновесия 27
3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу. 29
3.2 Устойчивость равновесия 31
3.3 Экономические
концепции и теории регулирования рынка,
законы
спроса и предложения 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Цель работы: изучить и исследовать количествееную и качественную определенность спроса, предложения и рыночного равновесия.
Важнейшими
категориями
Чтобы понять, как действует этот механизм цены на производителя, необходимо, прежде всего, разобраться в вопросе: как устанавливаются цены в процессе купли-продажи. Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки. Рынок как таковой состоит из продавцов и покупателей, поэтому исходя из приоритета спроса и предложения важно, кто раньше появился: продавец или покупатель, т.е. что первично: спрос или предложение. Многие желают хорошо одеваться, питаться, иметь хорошую квартиру, машину, дачу и многое другое. Но эти мечты способны стать реальностью только тогда, когда люди смогут все это купить, т.е. с подобной точки зрения спрос является первичным стимулом производства. Спрос удовлетворяется производителями товаров. Несмотря на то, что каждый производитель самостоятельно решает основные экономический проблемы: «Что, как и для кого производить?» - никакого беспорядка и анархии в обществе не отмечается. Причина этому – ориентир на цену. Ей и подчиняется производитель в условиях рынка. Именно цена в первую очередь стимулирует производителя изготовлять те или иные товары. Цена выполняет роль регулятора хозяйствования деятельности.
Любой
покупатель стремится максимально
полно удовлетворить все свои
потребности путем приобретения
различных товаров. Однако он ограничен
в своих действиях имеющейся
в его распоряжении суммой денег,
которые он имеет возможность
передать в обмен на необходимый
ему набор товаров. Таким образом,
покупатель будет стремиться составить
определенную комбинацию различных
планируемых для покупки
Термин «спрос» имеет для экономиста специфическое значение. Спрос – это то количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести в данный момент по определенной цене и при определенных условиях. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных ценах. Приведем пример: некто захотел приобрести компьютер со строго определенными техническими характеристиками. С чего он начинает? С анализа цен на различных рынках и в магазинах на подобные товары. Затем он сопоставляет цены на компьютеры с необходимыми ему потребительскими качествами. Далее идет анализ собственных доходов и следует вывод о том, как покупка может отразиться на содержимом кошелька. В результате в зависимости от цен на компьютеры и от толщины кошелька товар с оптимальными потребительскими характеристиками приобретается в конкретном магазине. Поскольку точно так же будет поступать и большинство других покупателей, то формируется цена спроса. В случае табличного способа задания функции спроса значение цены записываются в первом столбце таблицы, а соответствующие объемы спроса – во втором ее столбце. При использовании табличного способа нередко возникает проблема оценки объема спроса для цены, не указанной в таблице. Тогда предполагают, что в промежутках между ближайшими табличными значениями цены кривая спроса представляет собой отрезок прямой. Допустим, что нам надо определить объем спроса для цены p, которая лежит между табличными значениями цены p1 и p2 , которым соответствуют объемы Q1 и Q2. Тогда искомый объем спроса Q для цены p приближенно равен:
.
Если, например, объем спроса на картофель при цене 10 руб. равен 400т., а при цене 15руб. – 300т, то объем спроса при цене 12 руб. приближенно равен:
(3/5)*400+(2/5)*300=360 (т).
Под ценой спроса понимается та максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить при покупке данного товара или его определенного количества. Понятно, что основное желание покупателя – купить товар подешевле и получше. А отсюда ясно, что чем ниже цена на товар, качество которого удовлетворяет покупателя, тем больше потребителей захотят приобрести именно этот товар. Данная ситуация формулируется в следующем законе спроса: При прочих равных условиях, чем меньше цена, тем больше величина спроса, и наоборот.
Проиллюстрирую данный закон табличным и графическим способами.
В качестве примера составлю таблицу гипотетической зависимости между величиной спроса и значением цены.
P |
10 |
8 |
6 |
3.5 |
2.5 |
2 |
1.5 |
1.4 |
1.35 |
1.33 |
Qd |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Из таблицы видно, что при самой высокой цене товар практически не раскупается, а по мере снижения цены величина спроса возрастает, что и подтверждает закон спроса. Приведем те же данные в графическом виде, используя таблицу. Отложим по вертикали значение цен, а по горизонтали – величину спроса (рис.2).
Анализируя график можно выделить следующие моменты:
Вывод: и табличный, и графический способы четко выявляют обратную зависимость величины спроса от изменения цены за единицу товара.
Что
лежит в основе этого закона? Чтобы
ответить на этот вопрос, можно использовать
несколько уровней
Закон спроса нарушается для товаров Гиффена и товаров Веблена.
Товары Гиффена (рис.3)встречаются среди дешевых товаров, которые представляют основной продукт питания бедняков. Если такой продукт (например, картофель) дорожает, то бедняки вынуждены сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов (мяса, сыра, и др.). Поскольку наш товар остается сравнительно дешевым продуктом, объем спроса на него растет, что в некоторой степени компенсирует отказ от качественных продуктов. Товары Веблена (рис.3) встречаются среди дорогих товаров, которые приобретаются богатыми для демонстративного потребления: дорогие шубы, бриллианты. Цены в этом случае представляет собой основное потребительское качество товара, а поэтому чем она выше, тем больше объем спроса.
Когда экономист строит кривую спроса (рис.4),
он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что неценовые детерминанты величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.
Основные неценовые детерминанты: 1)Вкусы, или предпочтения, потребителей;2) число потребителей на рынке;3) денежные доходы потребителей;4) цены на сопряженные товары;5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.6) Субъективное восприятие информации, некритическое восприятие слухов.
Что происходит, когда одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Изменение одной детерминанты (или более) изменяет положение кривой спроса на рисунке 4.Такое смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, очевидно, что произошло увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо от D1 к D2, и наоборот, уменьшение спроса от D1 к D3).