Китайская модель экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:45, творческая работа

Описание работы

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. История развития китайской экономики ………………….4
1.1. Гео-экономическое положение страны………………………4
1.2. Внутренняя политика…………………………………….……4
1.3. Внешняя политика……………………………………………13
Глава 2. Направления развития китайской экономики………….....18
2.1. Промышленность……………………………………………..18
2.2. Сельское хозяйство…………………………………………...19
2.3. Транспорт и связь……………………………………………..20
Глава 3. Сотрудничество Китая и России……………………………..22
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………........................................26

Работа содержит 1 файл

КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭК-КИИ.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     На  современном этапе процесс движения китайской экономики к рынку  продолжается в соответствии с уже  определившимися тремя основными принципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макроэкономическими процессами; продолжение политики «открытых дверей», способствующей притоку иностранного капитала.

     Сопоставление экономических реформ, проводимых в  Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов экономических преобразований, применяемых в России.

Глава 2. Направления развития китайской экономики

     2.1. Промышленность

           В КНР создана крупная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционно развитыми отраслями (текстильной, угольной, черной металлургии) возникли и такие новые отрасли промышленности, как нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная. По общему количеству промышленных предприятий КНР занимает первое место в мире. В настоящее время в тяжелой промышленности работают около 3/5 всех трудовых ресурсов, занятых в индустрии, вырабатывается половина промышленной продукции. Как и во всем мире, в Китае внедряются новые и новейшие технологии, большое внимание уделяется ресурсо- и энергосбережению.

     Энергетика Китая выделяется в мире масштабами развития: по производству основных энергоносителей страна занимает одно из ведущих мест в мире. В энергобалансе КНР на уголь приходится около 3/4 энергии, на нефть – 1/5, доля гидроресурсов и газа невелика. Особенность энергетики Китая – использование очень большого количества некоммерческого топлива (отходы сельского хозяйства, лесозаготовок, камыш), которое крестьяне употребляют для отапливания жилищ и приготовления пищи.

     Китай – крупный производитель нефти  и занимает 6-е место в мире. Разрабатывается свыше 125 месторождений. Добываемые нефтепродукты разнообразны по качеству – от легких малосернистых до тяжелых и парафинистых.

     Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газов.

       Металлургия. КНР выделяется в мире запасами и добычей железорудного сырья, однако потребности отрасли обеспечиваются не полностью. Для получения легированных и специальных сталей страна располагает месторождениями вольфрама, молибдена, марганца мирового значения.

     Машиностроение. Самыми развитыми в данной отрасли промышленности являются: станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение. Выпуск автомобилей в Китае наращивается высокими темпами, причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях.

     Химическая  промышленность. Сырьевая база отрасли обеспечена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения. По производству минеральных удобрений КНР занимает первое место в мире.

     Легкая  промышленность – традиционная промышленность Китая. Оказывает сильнейшее воздействие на размеры внутреннего товарооборота, занятость населения, развитие сельского хозяйства. Это одна из самых экономически эффективных отраслей в хозяйстве Китая. Важнейшие из подотраслей – текстильная, быстро развиваются швейная, трикотажная, кожевенная, обувная6.

           КНР – один из мировых  лидеров в выпуске чая, табака, а в последние годы и пива. По производству табачных изделий страна занимает первое место в мире, чая – второе, несколько уступая Индии, а по пиву догоняет США. Экспортное значение имеет только чайная промышленность.

2.2. Сельское хозяйство

     Сельскохозяйственное  производство – важнейшая отрасль  экономики КНР, призванная обеспечить продовольствием самое многочисленное население в мире. Кроме того, все большее количество продукции отрасли идет на экспорт.

           Китай – страна древней  земледельческой цивилизации. По разнообразию возделываемых культур он занимает одно из первых мест в мире: используется свыше 50 видов полевых, более 80 огородных и свыше 60 видов садовых культур. Положение территории страны в трех климатических поясах определяет сложную географию растениеводства -  ведущей отрасли сельского хозяйства Китая. Основным направлением растениеводства является зерновое. КНР остается лидером в мире по сбору всех видов зерна.

           Рис – основная продовольственная  культура, по сбору которой Китай  занимает первое место в мире. На обширной территории страны рисоводство  распространено повсюду, за исключением районов высокогорий с суровым климатом и пустынь. Второй по значению продовольственной культурой является пшеница. По ее сбору КНР также лидирует. Хлопчатник – главная среди технических культур Китая – занимает 2/5 всех их посевных площадей. Из сахарных культур выращиваются как сахарная свекла, так и сахарный тростник. Традиционными для Китая являются плодоводство и овощеводство.

           Животноводство в КНР опирается на естественную кормовую базу – луга и пастбища. Преобладает кочевое и полукочевое скотоводство. Основной отраслью является свиноводство. Развиты и другие отрасли животноводства: крупный рогатый скот, домашняя птица.

           Велико значение водных промыслов, по производству продукции, которой Китай лидирует. Для рыборазведения широко используются рисовые поля. В последние годы широкое развитие получает практика освоения морских отмелей для выращивания рыбы, креветок, моллюсков и водорослей.

2.3. Транспорт и связь

     Для КНР – страны с огромной численностью населения, большой территорией, крайне неравномерным размещением производства и природных ресурсов – транспорт имеет особенно важное значение. Динамично развивающаяся экономика Китая обуславливает заметный рост грузоперевозок.  В середине 90-х гг. главным видом транспорта по объему перевезенных грузов является автомобильный (свыше 75% всех грузоперевозок). Ведущее место после автомобильного транспорта по грузообороту занимает водный. За ним следуют железнодорожные перевозки. Роль водного транспорта, особенно морского, заметно возросла, что связано с осуществлением политики «открытых дверей» и увеличением внешнеторговых перевозок, тогда как железнодорожный транспорт продолжает играть ведущую роль в перевозках грузов внутри страны.

     Исключительное  значение имеет автомобильный транспорт, особенно в отдаленных и труднодоступных районах, где нет других видов транспорта, а также в прибрежных районах.

     Большое значение придается и авиатранспорту. Функционирует около 700 внутренних авиалиний и 85 международных.

     Сохраняется важная роль традиционных для Китая  видов транспорта: гужевого, вьючного и велосипедного. 

     В нынешних условиях наряду с традиционными  средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) широко используются современные  электронные средства связи –  переносные коммутаторы, факсимильная, волоконно-оптическая, спутниковая связь. Стремительно растет использование сети Интернет в качестве средства связи.

     По  состоянию на 1997г. на 1000 жителей Китая  приходилось 4.5% жителей, обладающих телефонными  номерами; 0.3% жителей – владеющих  персональным компьютером; 0.02% пользователей сети Интернет. Но эти цифры постоянно увеличиваются.7

 

Глава 3. Сотрудничество Китая и России

      В конце ХХ - начале XXI века Китай стал мощной экономической державой, обладающей мощным потенциалом развития. В последние годы КНР сумела эффективно использовать представившиеся ей возможности и значительно продвинуться вперёд в экономическом развитии. Развитие экономики Китая характеризовалось устойчивым ростом. Жизнь населения страны в целом достигла среднего прожиточного минимума (Сяо Кан). В 2005 году Китай завершает 10-ую пятилетку и запускает десятилетнюю, двадцатилетнюю и шестидесятилетнюю программы развития, которые вместе составляют китайский проект: приобретение статуса «великой глобальной державы первого порядка», который, по словам Дэн Сяопина, «целиком отвечает древней истории, чести и достоинству ханьской нации».

      В решении этой задачи Китай, опираясь, прежде всего, на свои собственные внутренние силы ищет партнеров для сотрудничества на взаимовыгодной основе. Социально-экономическое взаимодействие  России и Китая является одним из необходимых условий успешной реализации китайского проекта с одной стороны и возрождения России, как великого могучего и процветающего государства, с другой. Во взаимоотношениях Китая и России целесообразно руководствоваться принципом - «тройной пользы», а именно: развитие производительных сил общества, рост совокупной мощи государства, повышение жизненного уровня населения.  
Китайская экономика находится на подъеме и готова заполонить мировой рынок товарами собственного производства. Однако для большего развития экономики Китаю необходимо увеличить потребление энергоресурсов. Россия, как поставщик энергоносителей, является в этом плане идеальным партнером.

     На  сегодняшний день нефть и газ  являются главной разменной монетой на мировом рынке. В Пекине это понимают и требуют гарантии бесперебойных поставок из России. Такими заверениями могут служить только совместные вложения в разработку новых месторождений, чего  добивается Китай.

      Благоприятная ситуация для продуктивного сотрудничества между Москвой и Пекином сложилась давно. И Москва и Пекин поочередно делали в сторону друг друга реверансы, предлагая выгодные условия для интеграции экономических проектов, и 21 марта 2006 года  президент России Владимир Владимирович  Путин побывал  с рабочим визитом в Китае. Чтобы вопрос не зашел в тупик, Владимир Путин в Пекине дал личные гарантии безопасности поставок энергоносителей из России в Китай. Судя по первым итогам визита, убеждения президента достигли цели. Так Газпром подписал соглашение об увеличении поставок "голубого топлива" в Китай. Приблизительный объем составит 30-40 млрд. куб. м в год. В дальнейшем поток российского газа в Китай может только увеличиться. Для этого в Газпроме планируют провести газопровод в 3 тыс. км.  Новая труба позволит увеличить поставки газа в Китай в два раза.

     РАО "ЕЭС России" и Государственная  электросетевая корпорация Китая подписали  соглашение о всесторонней разработке технико-экономического обоснования  проекта поставки электроэнергии из России в Китай. Таким образом, РАО "ЕЭС России" обозначило свою заинтересованность в долгосрочном контракте на поставку электроэнергии из РФ в КНР. Новый проект предполагает строительство новых генерирующих и сетевых объектов на территории России и Китая.

      РЖД и министерство железных дорог Китайской  Народной Республики подписали договор  о взаимном использовании крупнотоннажных  контейнеров. По условиям договора РЖД  сможет пользоваться более объемными  контейнерами на железных дорогах Китая. Это необходимо для увеличения поставок нефти в КНР. В 2009 году Россия рассчитывает увеличить экспорт нефти в Китай в два раза по сравнению с прошлым годом.

    Стратегическое  партнерство России и Китая отвечает жизненно важным интересам народов  как Китая, так и России. Поэтому научная разработка направлений, путей и форм экономического сотрудничества (партнерства) народов России и Китая имеет степень разработанности темы. Проблема сотрудничества Китая и России находится в центре широкого общественного внимания. Над её осмыслением и решением работают многие китайские (Юй Бинь, Сунь Вань Ху,Сунь Тонин, Ли Фань, Ма Бейли, Чжэн Да, Лю Минея, Цзюн Хао, Цзин Юэцзин и др.) и российские исследователи ( Островский А., Алексеев М., Романов Н.,Пивоварова Э., Ларин В., Дудченко Г., Мотрич Е., Бергер Я., Ишаев В., Наумов И., Балакин В., Тарасов А., Гельбрас В., Рязанцев И., Халиков М.). В трудах китайских и российских ученых дан анализ экономических аспектов реформирования Китая и России. Ими выявлены закономерности и тенденции преобразований, проанализированы позитивные и негативные последствия проводимых реформ. Однако многие аспекты сложных и противоречивых процессов трансформации социально-экономических преобразований и взаимовыгодного сотрудничества ещё не получили научной разработки и осмысления. Это, прежде всего, относится к анализу проблем экономического сотрудничества Китая и России.

    Расширяя  стратегическое партнерство, Россия и  Китай преследуют собственные интересы, среди которых превалируют интересы, совпадающие и близкие: становление многополярного мирового устройства, взаимодополнение экономик обеих стран, выгодность обмена и т.д. Но у России и Китая есть и противоречащие друг другу интересы, которые могут тормозить развитие экономических связей, вызывать недоверие и т.п.

Информация о работе Китайская модель экономики