Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:45, творческая работа
Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. История развития китайской экономики ………………….4
1.1. Гео-экономическое положение страны………………………4
1.2. Внутренняя политика…………………………………….……4
1.3. Внешняя политика……………………………………………13
Глава 2. Направления развития китайской экономики………….....18
2.1. Промышленность……………………………………………..18
2.2. Сельское хозяйство…………………………………………...19
2.3. Транспорт и связь……………………………………………..20
Глава 3. Сотрудничество Китая и России……………………………..22
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………........................................26
Специальность
финансы и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
«Китайская
модель экономики»
Санкт-Петербург
2009г.
Глава 2. Направления развития китайской экономики………….....18
2.1. Промышленность…………………………………………
2.2. Сельское хозяйство………………………………
2.3. Транспорт и связь…………………………………
Глава 3. Сотрудничество Китая и России……………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список
литературы…………………………….........
Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.
Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает большой территорией, является крупнейшей страной по численности населения; занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Актуальность
выбранной мной темы заключается
в том, что Россия в настоящее
время формирует свою экономическую
политику. При этом очень важно
учитывать опыт других стран.
Китайская Народная Республика находится на третьем месте в мире по размерам территории (после России и Канады). Однако большую часть страны (2/3) занимают горы и полупустыни, так что для сельскохозяйственной обработки пригодны лишь 1/10 часть земель. 90% населения сосредоточено на 1/6 части ее территории. Китай — крупнейшая в мире страна по численности населения. В 1992 г. население достигло 1,17 млрд. чел., при ежегодном его приросте в 15 млн.чел. Общие темпы прироста населения сократились почти на 40%, с 2,3% до 1,2% в период с 1973 по 1988 гг., однако в последние годы отмечается тенденция к их росту. Правительство Китая призывает к ограничению размера семьи тремя человеками и разработало систему стимулов для сокращения числа детей в семьях до 1 или 2. При ситуации, когда в семье имеется лишь один ребенок, будет возможным достижение практически нулевых темпов роста населения к 2000 г.; плановые органы КНР оценивают численность населения в настоящее время в 1,3 млрд. чел1.
Китай располагает значительными месторождениями каменного угля, железной руды, нефти, цветных металлов и других важнейших видов минеральных ресурсов; имеет чрезвычайно емкий внутренний рынок. Главное же заключается в том, что в стране обеспечена социально-политическая стабильность, а партийные и государственные руководители Китая проявляют политическую волю к проведению реформ.
Когда в 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, в стране царила разруха в результате десятилетиями длившихся военных действий и инфляции. В числе неотложных задач, стоявших перед правительством, были: консолидация власти, восстановление общественного порядка и решение проблемы массовой безработицы и голода.
К 1952 г. большинство этих задач было выполнено. В 1953 г. китайское руководство решило преобразовать экономику, используя в качестве модели систему центрального планирования в СССР. В первом пятилетнем плане были сокращены государственные инвестиции в сельское хозяйство, и основной упор сделан на быстрое создание тяжелой промышленности, особенно оборонной. Большая часть оборудования импортировалась из Советского Союза и монтировалась с помощью советских специалистов.
Начиная с 1957 г. страна развивалась довольно высокими темпами (5,7% годовых), однако политические беспорядки, просчеты в планировании и природные бедствия не позволили ей достичь более высокого уровня экономического развития. Осуществление политики "большого скачка" (1958—1960 гг.), включавшей коллективизацию сельского хозяйства, отмену стимулирования труда заработной платой, сооружение примитивных сталеплавильных домен и подавление частной инициативы, ввергло Китай в начале 60-х годов в депрессию. Ситуация осложнилась еще более с уходом из страны в августе I960 г. советских специалистов и прекращением помощи вследствие ухудшения советско-китайских отношений. В ответ на это Пекин принял стратегию "опоры на собственные силы" и увеличил инвестиции в сельское хозяйство. За непродолжительным периодом экономического роста последовала "культурная революция" (1966—1976 гг.), вновь разрушившая экономику страны, приведшая к идеологизации экономического планирования, свертыванию внешней торговли и практически закрывшая доступ к получению образования2.
Радикальные экономические преобразования в Китае начались в конце 70-х годов с аграрного сектора экономики. Массовый перевод крестьянства на семейный подряд привел не только к существенному росту объемов производимой в стране сельскохозяйственной продукции, но и дал заметный толчок (эффект мультипликатора) реформированию в промышленности и, строительстве, на транспорте и т.д.
Итогом первых этапов преобразований стало создание более благоприятных условий для функционирования многообразных по формам собственности типов хозяйств, для конкуренции и дифференциации доходов населения, проведения политики «открытых дверей», формирования элементов рыночной инфраструктуры. Сфера директивного планирования в КНР была существенно сокращена, но вовсе не ликвидирована, как это произошло в России. Партийное руководство на предприятиях было упразднено.
Одновременно
государственные предприятия
Мультипликатор - (в переводе с лат. - умножаю, увеличиваю) - коэффициент показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект мультипликатора состоит в том, что инвестиции, осуществляемые правительством или фирмами, благоприятно сказываются на динамике национального дохода, занятости и потребления. Механизм действия мультипликатора следующий: отрасли, получившие первоначальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и смежных производствах. Это, в свою очередь, приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления. Инвестиции, помещенные в индустрию, занимающуюся, например, строительством жилых домов и объектов социально-культурного назначения, дают толчок для расширения производства в лесной, деревообрабатывающей, стекольной промышленности, промышленности строительных материалов. Начинается увеличение выпуска металлоконструкций, сантехнического оборудования и т.д. Люди, получив квартиры, как правило, стремятся обновить мебель, приобрести новую электробытовую технику и многое другое. Таким образом, под влиянием инвестиций возникает цепная реакция между отраслями. Существует точка зрения, что процветание Америки началось не с автомобиля, как принято думать, а именно с приобретения собственного дома. Политическая и экономическая стабилизация Чили в конце 70-х - начале 80-х годов началась с реализации жилищной программы.
Политика «открытых дверей» - государственная политика, направленная на создание в стране благоприятных условий для привлечения иностранного капитала. Директивное народнохозяйственное планирование - способ управления экономикой с помощью планов экономического и социального развития. Утверждаемые высшими органами власти планы являются обязательными для всех исполнителей. В странах с развитой рыночной экономикой активно используется индикативное планирование. Это способ воздействия государства на производство при помощи самых различных экономических рычагов. Ими могут быть государственные инвестиции, государственное потребление, финансовая, налоговая, амортизационная политика и т.д. Особенность индикативного планирования, главное его отличие от директивного состоит в том, что оно носит рекомендательный характер.
В 1975 г. Премьер-министр Чжоу Эн Лай выдвинул новую экономическую программу, в результате осуществления которой к 2000 г. Китай должен был занять место в ряду ведущих экономических держав мира. Эта Программа Четырех Модернизаций была нацелена на быстрое ускорение темпов роста в сельском хозяйстве, промышленности, активизацию научно-технических исследований и укрепление национальной обороноспособности. События 1976 г. — смерть Мао ЦзеДуна, арест Банды четырех и постепенное формирование нового правительства под руководством Дэн Сяопина и Хуа Гофена — привели к резкому уменьшению роли идеологии в китайской политике. Тем самым были подготовлены условия для более прагматического взгляда на политические и экономические проблемы страны3.
Переход
Китая к осуществлению
Начиная с 1978 г. основой экономической политики Китая стал тезис о неделимости благосостояния потребителей, экономической эффективности и политической стабильности. Акцент был сделан на повышение уровня личных доходов и потребления, на внедрение новых систем стимулирования, управления и повышения производительности.
В августе 1980 г. была принята противоречивая программа реформ, нацеленная на уменьшение роли центральных органов управления в пользу смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствования. Эта программа нашла отражение в принятом тогда же шестом пятилетнем плане экономического развития Китая. В качестве ключевых элементов предлагались: осуществление сельскохозяйственных реформ, включая долгосрочную аренду земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в несельскохозяйственной деятельности; право предприятий на самоуправление; развитие большей конкуренции на рынке; снижение налогового бремени предприятий, не находящихся в государственной собственности, и, наконец, развитие прямых контактов между китайскими и зарубежными торговыми компаниями.
Структурные преобразования в экономике Китая последних лет явились непосредственным следствием проводимых с конца 70-х годов реформ. Важным фактором этих преобразований и одной из составляющих реформы явилось восстановление многоукладной экономики, основу которой представляют в настоящее время четыре вида собственности: государственная, коллективная, частная и индивидуальная.
Особо значительны процессы, происходившие в коллективном секторе китайской деревни. В основу сельскохозяйственной реформы, наиболее динамичной и начавшейся сразу после пленума 1978 г., была положена система подворного подряда, прямо увязывающая доходы крестьянского двора с объемом произведенной им продукции. Уже к концу 1984 г. 99% производственных бригад, сформированных на основе дореформенных коммун и выступающих, прежде всего, в роли посредника между государством и крестьянским двором, и 99,6% крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство. Производительность труда в крестьянских хозяйствах резко выросла, прежде всего, за счет усиления частной заинтересованности крестьян в результатах производственной деятельности.