Китайская модель экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:45, творческая работа

Описание работы

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. История развития китайской экономики ………………….4
1.1. Гео-экономическое положение страны………………………4
1.2. Внутренняя политика…………………………………….……4
1.3. Внешняя политика……………………………………………13
Глава 2. Направления развития китайской экономики………….....18
2.1. Промышленность……………………………………………..18
2.2. Сельское хозяйство…………………………………………...19
2.3. Транспорт и связь……………………………………………..20
Глава 3. Сотрудничество Китая и России……………………………..22
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………........................................26

Работа содержит 1 файл

КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭК-КИИ.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

    Факультет экономики и инвестиций

    Специальность финансы и кредит 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема:

«Китайская  модель экономики» 
 
 
 
 

                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009г.

Оглавление:

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. История развития китайской  экономики  ………………….4

    1.1. Гео-экономическое положение страны………………………4

    1.2. Внутренняя  политика…………………………………….……4

    1.3. Внешняя  политика……………………………………………13

Глава 2. Направления развития китайской экономики………….....18

             2.1. Промышленность……………………………………………..18

             2.2. Сельское хозяйство…………………………………………...19

             2.3. Транспорт и связь……………………………………………..20

Глава 3. Сотрудничество Китая  и России……………………………..22

Заключение………………………………………………………………..25

Список  литературы……………………………........................................26

 

Введение

     Заметный  и постоянно растущий интерес  в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

     Необходимые внутренние предпосылки для этого  есть. Китай обладает большой территорией, является крупнейшей страной по численности  населения; занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

     Актуальность  выбранной мной темы заключается  в том, что Россия в настоящее  время формирует свою экономическую  политику. При этом очень важно  учитывать опыт других стран. 

 

     Глава 1. История развития китайской экономики

     1.1. Геоэкономическое  положение страны

     Китайская Народная Республика находится на третьем  месте в мире по размерам территории (после России и Канады). Однако большую  часть страны (2/3) занимают горы и полупустыни, так что для сельскохозяйственной обработки пригодны лишь 1/10 часть земель. 90% населения сосредоточено на 1/6 части ее территории. Китай — крупнейшая в мире страна по численности населения. В 1992 г. население достигло 1,17 млрд. чел., при ежегодном его приросте в 15 млн.чел. Общие темпы прироста населения сократились почти на 40%, с 2,3% до 1,2% в период с 1973 по 1988 гг., однако в последние годы отмечается тенденция к их росту. Правительство Китая призывает к ограничению размера семьи тремя человеками и разработало систему стимулов для сокращения числа детей в семьях до 1 или 2. При ситуации, когда в семье имеется лишь один ребенок, будет возможным достижение практически нулевых темпов роста населения к 2000 г.; плановые органы КНР оценивают численность населения в настоящее время в 1,3 млрд. чел1.             

     Китай располагает значительными месторождениями каменного  угля, железной руды, нефти, цветных металлов и других важнейших видов минеральных ресурсов; имеет чрезвычайно емкий внутренний рынок. Главное же заключается в том, что в стране обеспечена социально-политическая стабильность, а партийные и государственные руководители Китая проявляют политическую волю к проведению реформ.

     1.2. Внутренняя политика  китайского правительства

     Когда в 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, в стране царила разруха в результате десятилетиями длившихся военных действий и инфляции. В числе неотложных задач, стоявших перед правительством, были: консолидация власти, восстановление общественного порядка и решение проблемы массовой безработицы и голода.

     К 1952 г. большинство этих задач было выполнено. В 1953 г. китайское руководство решило преобразовать экономику, используя в качестве модели систему центрального планирования в СССР. В первом пятилетнем плане были сокращены государственные инвестиции в сельское хозяйство, и основной упор сделан на быстрое создание тяжелой промышленности, особенно оборонной. Большая часть оборудования импортировалась из Советского Союза и монтировалась с помощью советских специалистов.

     Начиная с 1957 г. страна развивалась довольно высокими темпами (5,7% годовых), однако политические беспорядки, просчеты в планировании и природные бедствия не позволили ей достичь более высокого уровня экономического развития. Осуществление политики "большого скачка" (1958—1960 гг.), включавшей коллективизацию сельского хозяйства, отмену стимулирования труда заработной платой, сооружение примитивных сталеплавильных домен и подавление частной инициативы, ввергло Китай в начале 60-х годов в депрессию. Ситуация осложнилась еще более с уходом из страны в августе I960 г. советских специалистов и прекращением помощи вследствие ухудшения советско-китайских отношений. В ответ на это Пекин принял стратегию "опоры на собственные силы" и увеличил инвестиции в сельское хозяйство. За непродолжительным периодом экономического роста последовала "культурная революция" (1966—1976 гг.), вновь разрушившая экономику страны, приведшая к идеологизации экономического планирования, свертыванию внешней торговли и практически закрывшая доступ к получению образования2.

     Радикальные экономические преобразования в  Китае начались в конце 70-х годов  с аграрного сектора экономики. Массовый перевод крестьянства на семейный подряд привел не только к существенному росту объемов производимой в стране сельскохозяйственной продукции, но и дал заметный толчок (эффект мультипликатора) реформированию в промышленности и, строительстве, на транспорте и т.д.

     Итогом  первых этапов преобразований стало создание более благоприятных условий для функционирования многообразных по формам собственности типов хозяйств, для конкуренции и дифференциации доходов населения, проведения политики «открытых дверей», формирования элементов рыночной инфраструктуры. Сфера директивного планирования в КНР была существенно сокращена, но вовсе не ликвидирована, как это произошло в России. Партийное руководство на предприятиях было упразднено.

     Одновременно  государственные предприятия получили значительные права в области планирования производства, ценообразования, выбора потребителей своей продукции и поставщиков материально-технических ресурсов, создания и использования собственных финансовых средств, распоряжения частью валютной выручки, материального стимулирования работников, кооперации с другими предприятиями и организациями. Например, доля прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, существенно возросла. Расширение экономической самостоятельности предприятий сопровождается и ростом ответственности за результаты работы. В частности, предусмотрены жесткий контроль и административно-финансовые санкции за нарушения договорных обязательств между самими предприятиями, предприятиями и вышестоящими организациями.)

     Мультипликатор - (в переводе с лат. - умножаю, увеличиваю) - коэффициент показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект мультипликатора состоит в том, что инвестиции, осуществляемые правительством или фирмами, благоприятно сказываются на динамике национального дохода, занятости и потребления. Механизм действия мультипликатора следующий: отрасли, получившие первоначальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и смежных производствах. Это, в свою очередь, приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления. Инвестиции, помещенные в индустрию, занимающуюся, например, строительством жилых домов и объектов социально-культурного назначения, дают толчок для расширения производства в лесной, деревообрабатывающей, стекольной промышленности, промышленности строительных материалов. Начинается увеличение выпуска металлоконструкций, сантехнического оборудования и т.д. Люди, получив квартиры, как правило, стремятся обновить мебель, приобрести новую электробытовую технику и многое другое. Таким образом, под влиянием инвестиций возникает цепная реакция между отраслями. Существует точка зрения, что процветание Америки началось не с автомобиля, как принято думать, а именно с приобретения собственного дома. Политическая и экономическая стабилизация Чили в конце 70-х - начале 80-х годов началась с реализации жилищной программы.

     Политика  «открытых дверей» - государственная политика, направленная на создание в стране благоприятных условий для привлечения иностранного капитала. Директивное народнохозяйственное планирование - способ управления экономикой с помощью планов экономического и социального развития. Утверждаемые высшими органами власти планы являются обязательными для всех исполнителей. В странах с развитой рыночной экономикой активно используется индикативное планирование. Это способ воздействия государства на производство при помощи самых различных экономических рычагов. Ими могут быть государственные инвестиции, государственное потребление, финансовая, налоговая, амортизационная политика и т.д. Особенность индикативного планирования, главное его отличие от директивного состоит в том, что оно носит рекомендательный характер.

     В 1975 г. Премьер-министр Чжоу Эн Лай выдвинул новую экономическую программу, в результате осуществления которой к 2000 г. Китай должен был занять место в ряду ведущих экономических держав мира. Эта Программа Четырех Модернизаций была нацелена на быстрое ускорение темпов роста в сельском хозяйстве, промышленности, активизацию научно-технических исследований и укрепление национальной обороноспособности. События 1976 г. — смерть Мао ЦзеДуна, арест Банды четырех и постепенное формирование нового правительства под руководством Дэн Сяопина и Хуа Гофена — привели к резкому уменьшению роли идеологии в китайской политике. Тем самым были подготовлены условия для более прагматического взгляда на политические и экономические проблемы страны3.

     Переход Китая к осуществлению Программы Четырех Модернизаций был подтвержден в 1978 г. пятой Сессией Всекитайского собрания народных представителей и принятием десятилетнего плана развития, в котором основной упор делался на крупномасштабный импорт комплектного оборудования для заводов и технологии с Запада. К концу 1978 г. Китай подписал с зарубежными партнерами торговые контракты на общую сумму 7 млрд. долл.

     Начиная с 1978 г. основой экономической политики Китая стал тезис о неделимости благосостояния потребителей, экономической эффективности и политической стабильности. Акцент был сделан на повышение уровня личных доходов и потребления, на внедрение новых систем стимулирования, управления и повышения производительности.

     В августе 1980 г. была принята противоречивая программа реформ, нацеленная на уменьшение  роли   центральных  органов управления в пользу смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствования. Эта программа нашла отражение в принятом тогда же шестом пятилетнем плане экономического развития Китая. В качестве ключевых элементов предлагались: осуществление сельскохозяйственных реформ, включая долгосрочную аренду земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в несельскохозяйственной деятельности; право предприятий на самоуправление; развитие большей конкуренции на рынке; снижение налогового бремени предприятий, не находящихся в государственной собственности, и, наконец, развитие прямых контактов между китайскими и зарубежными торговыми компаниями.

     Структурные преобразования в экономике Китая  последних лет явились непосредственным следствием проводимых с конца 70-х годов реформ. Важным фактором этих преобразований и одной из составляющих реформы явилось восстановление многоукладной экономики, основу которой представляют в настоящее время четыре вида собственности: государственная, коллективная, частная и индивидуальная.

     Особо значительны процессы, происходившие  в коллективном секторе китайской деревни. В основу сельскохозяйственной реформы, наиболее динамичной и начавшейся сразу после пленума 1978 г., была положена система подворного подряда, прямо увязывающая доходы крестьянского двора с объемом произведенной им продукции. Уже к концу 1984 г. 99% производственных бригад, сформированных на основе дореформенных коммун и выступающих, прежде всего, в роли посредника между государством и крестьянским двором, и 99,6% крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство. Производительность труда в крестьянских хозяйствах резко выросла, прежде всего, за счет усиления частной заинтересованности крестьян в результатах производственной деятельности.

Информация о работе Китайская модель экономики