Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:16, статья
Профессия экономиста стала не только одной из самых нужных, но и одной из самых распространенных - почти во всех странах мира когорта экономистов является, пожалуй, наиболее многочисленной. Кроме того, чрезвычайно разрослась и усложнилась собственно экономическая наука.
Еще одна современная тенденция - "автономизация" экономической науки, отрыв от реальной жизни. Экономика все больше отходит от практических проблем и превращается в "вещь в себе". Можно сказать, что экономическое знание сейчас во многом развивается по принципу "наука ради науки" по аналогии с известным лозунгом "искусство ради искусства". Подобное вырождение идет по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, многие современные научные разработки фактически никому не нужны. Сегодняшняя экономическая наука на 99% состоит из формул, теорем, диаграмм и теорий, большинство из которых явно не имеет смысла, а ценности и подавно. Еще В. Леонтьев сетовал по этому поводу, утверждая, что в результате бурного развития экономической мысли "король оказался голым" [3].
Другой нобелевский
лауреат по экономике М. Алле называл
тенденцию к математизации
Во-вторых, формируется
когорта экономистов, которые не
могут дать никакого дельного совета
ни частным фирмам, ни государственным
структурам, ни отдельным лицам. Сейчас
в порядке вещей, когда профессора
экономики ведущих
Сложившееся положение
подрывает статус и престиж экономической
науки и отнюдь не способствует желанию
пополнить ее ряды. К сказанному
надо добавить, что практически полностью
исчерпаны возможности
Примечательно, что
проблема избыточности информации породила
весьма показательную тенденцию: легче
решить поставленную проблему заново,
чем отыскать имеющееся решение
в море специальных статей. И еще
одна немаловажная деталь: чтобы получить
признание в экономической
Главное же в другом.
Даже если кому-то и удастся ценой
титанических усилий ворваться в
число научных лидеров, то его
имя и идеи, по всей видимости, просто
затеряются среди множества аналогичных
имен и идей. Человек в лучшем
случае может рассчитывать на определенное
место в узком научном
Ученые-экономисты часто
испытывают информационный голод. Призванная
осмысливать процессы, протекающие
в реальной жизни, экономическая
наука должна постоянно подпитываться
соответствующими сведениями. Однако,
как правило, она получает пищу для
осмысления либо с большим запозданием,
либо в урезанном виде. Впрочем, иначе
и не может быть - в противном
случае кабинетный экономист должен
превратиться в коммивояжера. Сказанное
справедливо как для
В сфере же бизнеса
генерируются постоянные технологические
и организационно-
Наконец, научная
деятельность в академических учреждениях,
как правило, не обеспечивает достойного
уровня материального благосостояния.
Приличного уровня достигает только
тот, кто занимает высшие ступени
академической иерархии, да и то
лишь в богатых западных странах.
Однако даже в этом случае материальное
положение ученого
Концентрируя внимание только на отрицательных тенденциях, характерных для современного экономического чиновничества и экономической науки, мы стремились избежать субъективизма и попытались просто более отчетливо и без излишних прикрас показать произошедшие метаморфозы. А каковы кардинальные изменения в бизнесе?
Во-первых, бизнес (прежде
всего в его экономической
части) стал более научным и техногенным.
Усложнение системы связей между
рыночными участниками
Во-вторых, глобализация
и интернационализация
В-третьих, успех в современном бизнесе возможен только при условии полной самоотдачи. Все жестче проявляется формула "время-деньги". Человек, вставший на путь наживания денег, должен все свое время отдавать выбранному делу. Сочетать бизнес с чем-либо еще, как правило, уже не удается. И если крупные дельцы прошлого могли себе позволить пофилософствовать, поразмышлять над глобальными проблемами экономики и даже написать научный трактат, то теперешний коммерсант обычно начисто лишен такой возможности. Дефицит свободного времени, постепенное сужение сферы индивидуальных интересов ведут к деградации личности, неизбежно делают ее более суровой, черствой и бездушной. К тому же быстро обогатиться сейчас, как правило (за исключением криминальных способов), невозможно - "как мельчайшие капли наполняют горшок, так и богатство достигается постепенно" [6, с. 25]. Словом, длительное стихийное следование по пути бизнеса ожесточает людей, что вряд ли может служить аргументом в его пользу. С другой стороны, вспомним, что, согласно многим религиозным доктринам, по-настоящему гармоничной личность становится в результате определенных действий, а не благодаря постоянной интеллектуальной эквилибристике, то есть, иначе говоря, только деятельная натура является человеком в истинном смысле слова.
Так что бизнес для экономиста все же предпочтительней, нежели чиновничество и академическая наука. (В свою очередь, государственная служба более перспективна для человека с экономическим мышлением, чем университетские пенаты.) Есть у бизнеса и другие преимущества, которые мы рассмотрим ниже.
ЭКОНОМИСТ И ПРОБЛЕМА МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
В качестве одного из
основных объектов исследования экономической
науки является материальное богатство.
Но тогда справедливо
На наш взгляд, попытки заретушировать рассмотренные выше коллизии в формировании контингента экономистов, выбравших научное поприще, приводит к искажению объективного взгляда на окружающую действительность и извращенному мировоззрению. Зададимся вопросом: имеет ли право экономист, который по роду своей деятельности и в силу специфики своей профессии изучает богатство, который призван способствовать процветанию общества, быть бедным? Имеет ли право человек, знающий все тонкости функционирования экономического организма, всю жизнь стоять с протянутой рукой?
Мы убеждены, что
экономист просто обязан быть богатым.
Здесь уместна следующая
Одним из мощных контраргументов по поводу того, что экономист не может быть нищим, является достаточно расхожее утверждение: богатство - зло. Если это так, то богатство, скорее, мешает, нежели способствует любой творческой деятельности. Однако так ли все просто?
Обратимся к тысячелетней индуистской традиции. По мнению средневекового индийского мыслителя Чанакьи Пандита, именно нищета порочна, именно она лежит в основе всех зол. Нищий легче хлопка и травинки, и ветер не уносит его лишь из-за боязни того, что он попросит у него милостыню [6, с. 32].
"Только богатый зовется человеком и только богатые почитаются как люди знания" [6, с. 14].
"Тот, кто не смущается в добывании богатства, зерна и знания, будет счастлив, а тот, кто не стремится ни к добродетели, ни к богатству, ни к удовлетворению желаний, ни к освобождению, ведет абсолютно бесполезную жизнь" [6, с. 25-26].
Некоторые высказывания Чинакьи могут шокировать:
"Тот, кто лишен знания, покаяния, учености, хорошего положения, добродетели и доброты, - это скот, бродящий по земле в человеческой форме". "Тот, кто теряет деньги, лишается жены, друзей, родственников и слуг, однако, когда он возвращает свои деньги, те, кто оставили его, также возвращаются. Поэтому богатство, несомненно, лучший из родственников" [6, с. 20, 29].
Характерен следующий риторический вопрос: