Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 00:06, контрольная работа
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей,
удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья. Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.
2. Показатели расходов и потребления:
3. Показатели накопленного личного имущества и обеспеченности населения жильем:
4. Показатели
социально-экономической
дифференциации
населения:
5. Показатели,
характеризующие условия
жизнедеятельности
населения:
6. Обобщающие показатели:
Выводы:
Многие из приведенной системы показателей
используются не только для анализа и
оценки уровня жизни населения, но и для
характеристики экономического развития
страны, для международных сопоставлений
социально-экономического развития разных
стран, а также для разработки социальной
программы государства и определения
приоритетных направлений социальной
защиты малообеспеченных слоев населения.
Уровень жизни населения во многом определяется
доходами населения, от размера которых
главным образом и зависит степень удовлетворения
личных потребностей в потребительских
товарах и услугах.
______________________________
Существует четкая и непосредственная связь между качеством трудовой жизни и качеством жизни вообще. Это довольно новое для российского менталитета понятие пришло в нашу жизнь совсем недавно, вслед за развитием рыночных отношений и демократизацией общества. Однако представление о том, как формируется качество жизни, в сознании большинства остается по-прежнему очень поверхностным. Предлагаемая статья поможет вам разобраться, что понимается под качеством жизни и какие показатели используются для его оценки и сравнения.
С развитием рынка труда важной функцией организации является повышение качества трудовой жизни - уровня удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации. Между тем многочисленные исследования, проведенные в странах с развитой рыночной экономикой, показывают, что процесс формирования и развития трудового потенциала уже не ограничивается местом производства или обучения, а начинается в быту, во время отдыха и досуга, зависит от информационного потока, получаемого в обществе, от степени гражданских и политических свобод личности, от степени причастности ко всем социальным и экономическим процессам, происходящим в обществе. Иными словами, существует четкая и непосредственная связь между качеством трудовой жизни и качеством жизни вообще.
Несмотря на значительную работу, проведенную международными организациями по изменению качественных и количественных характеристик, определяющих качество жизни и решение об использовании индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) как основной интегральной характеристики качества жизни в международных сравнениях, вопрос о содержании, структуре и оценке "качества жизни" остается дискуссионным. В России пока еще не выработано единого подхода не только к методике оценки качества жизни, но и к определению самой категории "качество жизни".
Сопоставление
основных концепций качества жизни
позволяет выделить объединяющие их
общие подходы, которые могут
быть сведены к следующим
-
важной особенностью
-
качество жизни объединяет
- в обществе, основанном на демократических началах, достижение высокого качества жизни становится стратегической целью всего общества, а развитие экономики, техники и технологий производства становится средством достижения поставленной цели.
Словарь управления персоналом. Качество жизни (англ. - quality of life, сокр. - QOL; нем. - Lebensqualitat, сокр. LQ) - совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей, условия существования человека, удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой.
В
международных сопоставлениях качества
жизни преимущественно
В
документах Программы развития ООН,
чтобы оценить воздействие
1)
ожидаемой продолжительности
2)
достигнутого уровня
3)
уровня материальной
ИРЧП рассчитывается для более чем 120 стран, включая РФ. В зависимости от результатов расчетов каждая из них получает свой ранг. Каждый из частных индексов и индекс человеческого развития лежат в пределах от нуля до единицы.
Индекс ожидаемой продолжительности жизни (LEI - Life Expectancy Index) отражает степень достижения целей выживания, он зависит от уровня доходов населения, качества медицинской помощи, ее доступности и т.д.
Например, значения ожидаемой продолжительности жизни при рождении в некотором году составили: максимальное - 85 лет, минимальное - 25 лет, фактическое - 64 года. Тогда индекс ожидаемой продолжительности жизни для рассматриваемой страны составит:
64 - 25
85 - 25
В
России в настоящее время ожидаемая
продолжительность жизни
Индекс уровня образования (EI - Education Index) отражает степень достижения целей развития, он зависит от уровня развития производительных сил страны, уровня культуры, политики государства в области образования и науки и т.д.
Например, удельный вес грамотных в численности взрослого населения страны составляет 98,4%. Максимальное и минимальное значение этого показателя приняты равными 100% и 0% соответственно.
В России индекс уровня образования принимает достаточно высокие значения на протяжении длительного периода времени (значение этого показателя приблизительно одинаково в России, Швейцарии, Австрии, Германии, Аргентине, Венгрии, Польше - около 0,96). Важнейшим фактором успешного развития сферы образования в России является традиционный относительно высокий уровень государственного финансирования данной отрасли экономики. Так, удельный вес государственных расходов на образование в процентах к ВВП составляет: в России - 3,1%, Великобритании - 4,7%, Германии - 4,4%, Франции - 5,9%.
Индекс среднедушевого ВВП (GDPI - Gross Domestic Product Index) отражает степень достижения целей потребления, он зависит от уровня развития производственных сил страны, объема ее природных богатств, экспортных возможностей, предпринимательского климата и т.д.
Россия занимает 56-е место среди 100 наиболее развитых стран мира по индексу среднедушевого ВВП, данный показатель составляет 0,76.
Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается по следующей формуле (LEI + EI + GDPI)
В России данный показатель составляет 0,795, что обеспечивает стране 63-е место в мире и 5-е место в группе стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. В последние 15 лет ранг человеческого развития России (место в списке стран) существенно изменялся, при этом какая-либо устойчивая тенденция его уменьшения или увеличения не обозначалась.
Таблица 1
Индекс развития человеческого потенциала
Ранг
индекса
Развития
чел. потенциала |
Страна | Индекс
ожидаемой
Продолжительности жизни |
Индекс ур..образования (EI) |
Индекс
среднед
ВВП |
Индекс развития
чел.потенциала |
1 | Норвегия | 0,91 | 0,99 | 0,99 | 0,963 |
10 | США | 0,87 | 0,97 | 0,99 | 0,944 |
11 | Япония | 0,95 | 0,94 | 0,94 | 0,943 |
20 | Германия | 0,90 | 0,96 | 0,94 | 0,930 |
62 | Россия | 0,67 | 0,96 | 0,76 | 0,795 |
63 | Бразилия | 0,76 | 0,89 | 0,73 | 0,792 |
78 | Украина | 0,69 | 0,95 | 0,67 | 0,766 |