Эволюция теории и практики менеджмента как формы управленческого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является освещение данной проблемы. Существует необходимость в направлении сил в создание российской системы предпринимательского менеджмента.

Для достижения данной цели потребуется:

•осветить весь путь развития теории менеджмента в мире;
•проанализировать опыт зарубежных стран;
•рассмотреть факторы влияния сложившихся иностранных систем управления на становление российского менеджмента;
•рассмотреть разработанность проблемы в России;
•раскрыть национальные особенности российского менеджмента.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция управленческой мысли 5
1.1 История возникновения и развития управления 5
1.2 Развитие теории менеджмента 10
Школа научного управления 10
Административная школа 13
Школа человеческих отношений 14
Школа количественных методов 16
2. Зарубежная практика менеджмента 18
2.1 Модели управления 18
Американская модель 19
Японская модель 21
Западноевропейская модель 22
2.2 Предпринимательский менеджмент 24
3. Менеджмент в России 29
3.1 Основные направления развития теории и практики российского менеджмента 29
3.2 Российский предпринимательский менеджмент 32
Заключение 35
Список использованной литературы: 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

1.2 Развитие теории  менеджмента

 

  В XIX в. на Западе последовательно сформировались несколько научных школ менеджмента, которые внесли существенный вклад в развитие управленческой науки. Среди них выделяют:

  • школу научного управления;
  • административную школу;
  • школу человеческих отношений;
  • школу количественных методов.

Школа научного управления8

 

   Основоположники: Фредерико У. Тейлор, Генри Л. Гантт, Фрэнк и Лилиан Гилберт, Харрингтон Эмерсон, Моррис Кук, Уоллас Кларк и др.

   В 1903 г. американский инженер Фредерико  У. Тейлор опубликовал первую книгу  по управлению промышленным предприятием – «Управление фабрикой». А в 1911 г. вышла вторая книга - «Принципы научного управления». Заслугой Тейлора было стремление противопоставить научный подход сложившимся традициям, подойти к трудовому процессу как к системе и дать научные основы организации и нормированию труда человека. Основной задачей заводского управления Тейлор считал оптимизацию деятельности человека на своем рабочем месте путем его профессионального обучения и обеспечения надлежащим инструментарием. Он развил учение об интенсификации трудовых операций в целях повышения производительности труда. В частности, Тейлор детально изучал рабочие операции и изменял их таким образом, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения. В целях рациональной организации труда он раскладывал каждую работу на составляющие ее приемы, операции и замерял время их выполнения. Так появилось пооперационное разделение труда и хронометрирование. Тейлор впервые сделал попытку отделить некоторые творческие функции, такие, как обдумывание, планирование, от фактического выполнения работы. Другим весьма важным новшеством в системе организации труда стало введение тарифной системы оплаты труда. Благодаря введению системы «большей оплаты за большую производительность» и установлению перерывов для отдыха Тейлор достиг своей цели: он «объединил высокую заработную плату с низкими трудовыми затратами». До  Тейлора считалось, что эти тенденции взаимно исключают друг друга. Однако он соединил эти тенденции как взаимосвязанные, а не конкурирующие. При этом Тейлор указывал, что связать их можно только в случае достижения наивысшей производительности труда, под которой он понимал максимально возможную отдачу каждого работника. Тейлор также  исследовал факторы, мешающие повышению производительности труда, такие, как плохая организация работы, грубые и примитивные методы производства, и впервые пытался определить, каким же является наилучший тип управления.

   В книге «Принципы научного управления»  он сформулировал следующие задачи управления:9

   1) на простых примерах показать  потери, которые допускаются в стране из-за неэффективности;

   2) убедить читателя в том, что  средство, позволяющее избежать  этих потерь, заключается в системном  менеджменте, а не в бесполезном  поиске рабочих особого склада;

   3) доказать, что лучший менеджмент  – это подлинная наука, основанная на определенных законах, правилах, принципах. Убедить также, что принципы научного менеджмента применимы ко всем видам человеческой деятельности, и если их использовать правильно, они дадут поразительные результаты.

   Значительный  вклад в формирование научного управления внесли супруги Ф. и Л. Гилберты и Генри Гантт. Научные разработки супругов Гилбертов, направленные на поиски единственного наиболее оптимального способа выполнения работы, нашли практическое применение в организации процесса труда. Они изобрели специальный прибор – часы-микрохронометр – для фиксирования движений работников, который применяется и в настоящее время. Графические методы управления, разработанные Ганттом, получили название «графики Гантта» и используются до сих пор. Ф. У. Тейлор и его последователи пытались разрабатывать и применять научные принципы, методы и инструментарий организации трудовых процессов в целях повышения эффективности производства. Но их теоретические положения не представляли целостной концепции, объединяющей в единую систему объект и субъект управления. 

   Результатом работы данной школы является следующий  вклад в науку:10

   1. Использование научного анализа  для определения лучших способов  выполнения задачи.

   2. Отбор работников, лучше всего  подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

   3. Обеспечение работников ресурсами,  требуемыми для эффективного  выполнения их задач.

   4. Систематическое и правильное  использование материального стимулирования  для повышения производительности.

   5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. 
 

Административная  школа11

 

   Следующим этапом в развитии менеджмента была попытка ученых создать теорию управления общественным производством. К ним  относится, прежде всего, француз Анри Файоль (1841-1925), который говорил уже не только о промышленном управлении, но и об управлении  государственными учреждениями.

   Анри  Файоль создал первую целостную теорию управления организацией и разработал основы методологии современного менеджмента  и управления человеческими ресурсами.

   Он  впервые расчленил управленческий процесс на конкретные виды работ (т.е. выделил управленческие функции), и рассматривал управление как процесс, состоящий из взаимосвязи этих функций:12

    • предвидение;
    • планирование;
    • организация;
    • координация;
    • контроль.

   Управлять по Файолю, значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Он впервые поставил задачу построения структуры организации на основе принципа единоначалия, согласно которому каждый сотрудник должен получать распоряжения только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

   В 1916 г. его книги "Общее и промышленное управление", "Научная организация  труда", "Позитивное управление" были опубликованы на русском языке.

   В области управления человеческими  ресурсами Анри Файоль одним из первых классифицировал персонал организации и сформулировал квалификационные требования для каждой квалификационной группы, разработал специальные правила управления работниками в виде должностных требований к руководителю. В завершение своих исследований он пришел к выводу, что управление является не врожденным талантом, а своеобразным искусством, которому можно научиться.

   Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждению создателей школы, организация достигнет успеха. 

   Результатом работы данной школы является следующий  вклад в науку:13

  1. Развитие принципов управления.
  2. Описание функций управления.
  3. Систематизированный подход к управлению всей организации.

Школа человеческих отношений14

 

    Следующий этап в развитии управленческой мысли  характеризуется развитием концепции  человеческих отношений. Концепция  человеческих отношений как теория получила свое развитие в 20-30 годы в  США. Наконец, обратили внимание на то, что человек это, прежде всего, личность, и им надо управлять по-иному, чем другими факторами производства.

    Личность  это главный фактор, поддерживающий конкурентоспособность и способность  к адаптации к новым ситуациям. Человек – единственный источник обновления в современной компании. Поэтому и теоретики и практики США в 30-е годы повернулись к проблеме мотивации. Прежде всего, это Элтон Мэйо (1880-1949), психолог и социолог, основоположник изучения в школах бизнеса таких дисциплин, как индустриальная социология, основы доктрины человеческих отношений. Занимался этикой, философией, логикой, психопатологией. Свои выводы сделал на основе известного хоторнского эксперимента, в ходе которого изучал влияние различных факторов, таких, как освещение, расположение рабочих мест и др., на производительность труда. Было  установлено, что эти факторы меньше влияют на производительность труда, чем общение рабочих друг с другом, их контакты в процессе работы. Это породило социальные аспекты менеджмента. Э. Мэйо сделал ряд выводов:

    • человек существо социальное, ему нужно работать в группе;
    • жесткая иерархия бюрократической системы противоречит природе человека, он тяготеет к свободе;
    • руководители должны ориентироваться на людей, а не на продукцию;
    • необходима интеграция в группах, т.е. создание в группах соответствующего психологического климата.

      Человек всегда откликался на  влияние группы, т.к. он в большей  степени реагирует на людей,  равных по статусу, чем на  руководство. Отсюда, если в группе  все заняты достижением поставленной  цели, то это в гораздо большей степени мотивация, чем контроль, идущий сверху. Таким образом, появилось понятие неформальных групп и отношений в доктрине человеческих отношений. Неформальные группы это структура, возникающая на основе симпатий и антипатий. Эти отношения естественны, необходимы и полезны для организации. Иногда интересы неформальных групп вступают в противоречие с интересами формальных организаций. В таком случае задачей менеджмента является согласование этих интересов, т.е. менеджер должен научиться управлять неформальными группами. В неформальных группах появляются неформальные лидеры в силу своих личностных качеств. Чтобы успешно управлять неформальными отношениями, менеджер должен совмещать в себе качества формального и неформального лидера. Это залог сплоченности, группового сотрудничества. При этом в своей деятельности менеджер должен:15

    • концентрировать внимание на потребностях группы;
    • увеличивать степень удовлетворенности своих работников: повышение благосостояния, ротацию, снятие усталости, монотонности и т.д.;
    • создать систему эффективности мотивации;
    • внедрять систему взаимного контроля и взаимной ответственности (кружки качества).

    В результате таких исследований появляется менеджмент персонала, кадровую работу в котором принято рассматривать  лишь как составную часть. Управление персоналом это, прежде всего управление человеческими отношениями, куда входит и сама кадровая работа (размещение, продвижение, увольнение), а также мотивация, групповая дисциплина, система социальных мер. Таким образом, идеи Э. Мэйо лежат в основе современного менеджмента. 

   Результатом работы данной школы является следующий  вклад в науку:16

   1. Применение приемов управления  межличностными отношениями для  повышения степени удовлетворенности  и производительности.

   2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Школа количественных методов17

 

    Основная  цель школы – повышение рациональности принимаемых управленческих решений. Развитие этой школы связано с именами К.У. Черчмена, Р.А. Аккофа и В. Леонтьева, которые пытались перенести на управление новые методы анализа, базирующиеся на точных науках. Они подходили к управлению как к линейному процессу, который может быть выражен математически. В настоящее время методы математического моделирования используются в таких областях управленческой деятельности, как управление запасами, распределение ресурсов, внедрение массового обслуживания.

    Изучение  управления как процесса, применение в управлении метода исследования операций, кибернетики привело к широкому распространению системных методов анализа. Основное различие системной теории от других школ управления заключается в ее интегрированности – все предприятие рассматривается как единое целое, как совокупность взаимосвязанных элементов. Главная задача системного анализа – повышение эффективности деятельности организации в целом.

    Становление системного анализа связано с  именем Честера И. Бернарда (1896-1961). Основными элементами согласованно действующей системы он считал готовность человека к труду, общую цель и обмен информацией. Существенный вклад в развитие системного анализа внесла «кибернетика» Норберта Винера и теория информации Клода Шеннона.

    Основным  объектом исследования в рамках этой школы являлся менеджер, имеющий управленческий опыт. Изучались функции руководителя, критерии подбора и оценки управленческого персонала. Были сформулированы общие обязанности менеджеров:

Информация о работе Эволюция теории и практики менеджмента как формы управленческого предпринимательства