Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:02, курсовая работа
целью данной работы является освещение данной проблемы. Существует необходимость в направлении сил в создание российской системы предпринимательского менеджмента.
Для достижения данной цели потребуется:
•осветить весь путь развития теории менеджмента в мире;
•проанализировать опыт зарубежных стран;
•рассмотреть факторы влияния сложившихся иностранных систем управления на становление российского менеджмента;
•рассмотреть разработанность проблемы в России;
•раскрыть национальные особенности российского менеджмента.
Введение 3
1. Эволюция управленческой мысли 5
1.1 История возникновения и развития управления 5
1.2 Развитие теории менеджмента 10
Школа научного управления 10
Административная школа 13
Школа человеческих отношений 14
Школа количественных методов 16
2. Зарубежная практика менеджмента 18
2.1 Модели управления 18
Американская модель 19
Японская модель 21
Западноевропейская модель 22
2.2 Предпринимательский менеджмент 24
3. Менеджмент в России 29
3.1 Основные направления развития теории и практики российского менеджмента 29
3.2 Российский предпринимательский менеджмент 32
Заключение 35
Список использованной литературы: 37
В XIX в. на Западе последовательно сформировались несколько научных школ менеджмента, которые внесли существенный вклад в развитие управленческой науки. Среди них выделяют:
Основоположники: Фредерико У. Тейлор, Генри Л. Гантт, Фрэнк и Лилиан Гилберт, Харрингтон Эмерсон, Моррис Кук, Уоллас Кларк и др.
В 1903 г. американский инженер Фредерико У. Тейлор опубликовал первую книгу по управлению промышленным предприятием – «Управление фабрикой». А в 1911 г. вышла вторая книга - «Принципы научного управления». Заслугой Тейлора было стремление противопоставить научный подход сложившимся традициям, подойти к трудовому процессу как к системе и дать научные основы организации и нормированию труда человека. Основной задачей заводского управления Тейлор считал оптимизацию деятельности человека на своем рабочем месте путем его профессионального обучения и обеспечения надлежащим инструментарием. Он развил учение об интенсификации трудовых операций в целях повышения производительности труда. В частности, Тейлор детально изучал рабочие операции и изменял их таким образом, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения. В целях рациональной организации труда он раскладывал каждую работу на составляющие ее приемы, операции и замерял время их выполнения. Так появилось пооперационное разделение труда и хронометрирование. Тейлор впервые сделал попытку отделить некоторые творческие функции, такие, как обдумывание, планирование, от фактического выполнения работы. Другим весьма важным новшеством в системе организации труда стало введение тарифной системы оплаты труда. Благодаря введению системы «большей оплаты за большую производительность» и установлению перерывов для отдыха Тейлор достиг своей цели: он «объединил высокую заработную плату с низкими трудовыми затратами». До Тейлора считалось, что эти тенденции взаимно исключают друг друга. Однако он соединил эти тенденции как взаимосвязанные, а не конкурирующие. При этом Тейлор указывал, что связать их можно только в случае достижения наивысшей производительности труда, под которой он понимал максимально возможную отдачу каждого работника. Тейлор также исследовал факторы, мешающие повышению производительности труда, такие, как плохая организация работы, грубые и примитивные методы производства, и впервые пытался определить, каким же является наилучший тип управления.
В книге «Принципы научного управления» он сформулировал следующие задачи управления:9
1) на простых примерах показать потери, которые допускаются в стране из-за неэффективности;
2)
убедить читателя в том, что
средство, позволяющее избежать
этих потерь, заключается в системном
менеджменте, а не в
3) доказать, что лучший менеджмент – это подлинная наука, основанная на определенных законах, правилах, принципах. Убедить также, что принципы научного менеджмента применимы ко всем видам человеческой деятельности, и если их использовать правильно, они дадут поразительные результаты.
Значительный
вклад в формирование научного управления
внесли супруги Ф. и Л. Гилберты и Генри
Гантт. Научные разработки супругов Гилбертов,
направленные на поиски единственного
наиболее оптимального способа выполнения
работы, нашли практическое применение
в организации процесса труда. Они изобрели
специальный прибор – часы-микрохронометр
– для фиксирования движений работников,
который применяется и в настоящее время.
Графические методы управления, разработанные
Ганттом, получили название «графики Гантта»
и используются до сих пор. Ф. У. Тейлор
и его последователи пытались разрабатывать
и применять научные принципы, методы
и инструментарий организации трудовых
процессов в целях повышения эффективности
производства. Но их теоретические положения
не представляли целостной концепции,
объединяющей в единую систему объект
и субъект управления.
Результатом работы данной школы является следующий вклад в науку:10
1.
Использование научного
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
3.
Обеспечение работников
4.
Систематическое и правильное
использование материального
5.
Отделение планирования и обдумывания
от самой работы.
Следующим этапом в развитии менеджмента была попытка ученых создать теорию управления общественным производством. К ним относится, прежде всего, француз Анри Файоль (1841-1925), который говорил уже не только о промышленном управлении, но и об управлении государственными учреждениями.
Анри Файоль создал первую целостную теорию управления организацией и разработал основы методологии современного менеджмента и управления человеческими ресурсами.
Он
впервые расчленил
Управлять по Файолю, значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Он впервые поставил задачу построения структуры организации на основе принципа единоначалия, согласно которому каждый сотрудник должен получать распоряжения только от одного начальника и подчиняться только ему одному.
В 1916 г. его книги "Общее и промышленное управление", "Научная организация труда", "Позитивное управление" были опубликованы на русском языке.
В области управления человеческими ресурсами Анри Файоль одним из первых классифицировал персонал организации и сформулировал квалификационные требования для каждой квалификационной группы, разработал специальные правила управления работниками в виде должностных требований к руководителю. В завершение своих исследований он пришел к выводу, что управление является не врожденным талантом, а своеобразным искусством, которому можно научиться.
Целью
административной школы было создание
универсальных принципов
Результатом работы данной школы является следующий вклад в науку:13
Следующий
этап в развитии управленческой мысли
характеризуется развитием
Личность
это главный фактор, поддерживающий
конкурентоспособность и
Человек всегда откликался на
влияние группы, т.к. он в большей
степени реагирует на людей,
равных по статусу, чем на
руководство. Отсюда, если в группе
все заняты достижением
В
результате таких исследований появляется
менеджмент персонала, кадровую работу
в котором принято
Результатом работы данной школы является следующий вклад в науку:16
1.
Применение приемов управления
межличностными отношениями
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Основная
цель школы – повышение
Изучение управления как процесса, применение в управлении метода исследования операций, кибернетики привело к широкому распространению системных методов анализа. Основное различие системной теории от других школ управления заключается в ее интегрированности – все предприятие рассматривается как единое целое, как совокупность взаимосвязанных элементов. Главная задача системного анализа – повышение эффективности деятельности организации в целом.
Становление системного анализа связано с именем Честера И. Бернарда (1896-1961). Основными элементами согласованно действующей системы он считал готовность человека к труду, общую цель и обмен информацией. Существенный вклад в развитие системного анализа внесла «кибернетика» Норберта Винера и теория информации Клода Шеннона.
Основным объектом исследования в рамках этой школы являлся менеджер, имеющий управленческий опыт. Изучались функции руководителя, критерии подбора и оценки управленческого персонала. Были сформулированы общие обязанности менеджеров: