Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:35, курсовая работа
Целью работы является изучение рынка и процесса его эволюции.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть эволюцию взглядов на рынок;
- рассмотреть типологию рынков;
- рассмотреть процесс эволюции рынка канцелярских товаров в России.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Рынок и его эволюция…………………………………………………….4
1.1 Эволюция взглядов на рынок…………………………………………...4
1.2 Типология рынка………………………………………………………....8
2. Эволюция рынка канцелярских товаров в России……………………..14
Заключение………………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………………..27
Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование. Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на рабочую силу которых имеется спрос.
2)
Механизм свободной
3)
Принципы свободной
4)
Рынок не в состоянии
5)
Рынок реализует научно-
Свободный рынок - это абстракция. В настоящее время, да и в прошлом (в различных объемах) имеет и имело место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.
Сегодня многие считают, что переход к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечит полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.
Но в действительности полной свободы нет и быть не может. Еще Н.И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г.В. Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности не существует сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж. Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен А.Смита и кто призывает к этому - это человек с психическим заболеванием клинического характера.
Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.
Цивилизованный (регулируемый) рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.
Следовательно, рынок должен быть регулируемым с тем, чтобы снять или как-то ограничить его отрицательные последствия.
Еще Н.Д. Кондратьев отмечал, что регулирование в рамках капиталистической системы ограничено государственной собственностью и осуществляется косвенно.
Сегодня же некоторые авторы утверждают о недопустимости термина "регулируемый рынок" (называют это "горячим льдом", т.е. абсурдом) на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система.
Дело в том, что рынок может регулироваться:
-
с помощью своего собственного
рыночного механизма (
- а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д.
Для нас же сегодня крайне важно, как отмечал В. Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое идеально отвечало бы этим требованиям.
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в директивно-нормативной экономике, где условия функционирования рынка были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет. Отсюда заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражало реальность, либо акты купли-продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок в административной экономике был серьезно деформирован.
Основные
черты деформации рынка в условиях
административно-командной
1)
отсутствие многочисленных
2)
чрезмерная централизация в
3)
монополизм производителя (
4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
5)
чрезмерный рост цен,
6) расцвет теневой экономики, "серого" и "черного" рынков;
7)
развал общенационального
8)
замена товарно-денежных
9)
деформация экономических
10)
отсутствие у потребителя
Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать нормальные условия для функционирования рынка и последующего его развития.
Такими условиями являются:
1)
наличие в экономике
2)
достаточное количество
3)
свобода выбора партнеров по
хозяйственным связям; их равновесие,
самостоятельность,
4) право рыночных субъектов самим устанавливать цены (это не жесткое условие, либо классический рынок как бы задает извне "невидимой рукой" цену покупателям и продавцам); наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, но не устраняющая рынок;
5) свободное маневрирование ресурсами; их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию; свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка как обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;
6)
полнота и доступ всех
7)
наличие рыночной
2. Эволюция рынка канцелярских товаров
в России
Основным фактором, определявшим развитие рынка канцелярских товаров и школьно-письменных принадлежностей на протяжении последних десяти лет, была либерализация внешнеэкономической деятельности. В 1992 г. качество, многообразие и дизайн иностранных канцтоваров, впервые в огромном количестве появившихся в России в то время, намного превосходили принятые советские стандарты потребления предметов для делопроизводства и организации учебного процесса.
Несмотря на быстрый рост культуры потребления канцелярских принадлежностей, в нашей стране активный спрос охватывает ассортимент широтой примерно в одну тысячу наименований. Для сравнения, крупные западные дистрибьюторы заявляют о том, что вместе с сопутствующим ассортиментом предлагают своим потребителям до 15 тысяч наименований продукции.
Рынок рос нарастающими темпами, пока к 1997 г. не был достигнут товарооборот примерно на уровне 1 млрд. долларов. Российские производители и бывшие советские госснабовские структуры не смогли своевременно адаптироваться к произошедшим на рынке изменениям. Отечественная продукция по качеству и дизайну не могла конкурировать с импортной, а бывшие государственные оптовые базы слишком долго не проявляли коммерческой гибкости. Их доля рынка все это время неуклонно сокращалась. Рост товарооборота происходил в основном за счет импорта.
Наполнение
рынка происходило
После распада Совета Экономической Взаимопомощи, канцелярские товары из этого региона на некоторое время перестали поступать в Россию. Производители восточно-европейских стран в основном были ориентированы на западно-европейские рынки. Но конкуренция сделала свое дело. Западные дистрибьюторы и торговые сети не пустили соседей на свою территорию, а сами пришли на восточный рынок и интегрировали значительную часть местных конкурентов в собственные структуры. Через участие в приватизации западные компании получили контроль и над многими производителями канцтоваров в Восточной Европе.
В
настоящее время на рынке канцтоваров
сложилась структура, характерная
для рынков товаров народного
потребления в современной
Рис.
1. Структура импорта канцтоваров
в 1988 г.
Однако, данные представления о структуре предложения канцелярских товаров, соответствующей рыночной сегментации, в значительной степени связаны с существованием субъективных стереотипов потребительского поведения, формирующихся не только на канцелярском, но и на других рынках офисных и потребительских товаров5.
В общем-то не является секретом, что значительная часть канцтоваров, продвигаемых под западными торговыми марками, производится именно в Юго-Восточной Азии. А наиболее крупные западные компании, владеющие этими торговыми марками, являются прежде всего вертикально интегрированными дистрибьюторами. На собственных мощностях они производят только небольшую часть продвигаемого ассортимента. На продукцию, заказываемую в Китае или Гонконге, сразу ставится товарный знак европейского или американского дистрибьютора. Далее товар морем доставляется в Европу или США, где начинается его продвижение через собственные розничные сети дистрибьютора, секции в универмагах и гипермаркетах, оптовиков, осуществляет дальнейший экспорт. Главное отличие продукции с западной торговой маркой от продукции со знаком made in China состоит в гарантиях качества, которые становятся возможными благодаря жесткому контролю западных компаний за процессом производства и отгрузки продукции.