Эволюция рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение рынка и процесса его эволюции.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть эволюцию взглядов на рынок;
- рассмотреть типологию рынков;
- рассмотреть процесс эволюции рынка канцелярских товаров в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Рынок и его эволюция…………………………………………………….4
1.1 Эволюция взглядов на рынок…………………………………………...4
1.2 Типология рынка………………………………………………………....8
2. Эволюция рынка канцелярских товаров в России……………………..14
Заключение………………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

эволюция рынка.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование. Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на рабочую силу которых имеется спрос.

    2) Механизм свободной конкуренции  не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства. Имеет место нехватка денег.

    3) Принципы свободной конкуренции  не обеспечивают соблюдение правил  и норм поведения в обществе, что приводит к нежелательным  эффектам (таким, как загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма и т.д.).

    4) Рынок не в состоянии обеспечить  общество услугами, в которых  нуждается любой человек и  от которого никто не получает  прибыли (оборона, государственное управление и др.).

    5) Рынок реализует научно-технические  достижения уже имеющиеся, но  не выделяет средства для фундаментальных  исследований в науке и технике,  а они крайне необходимы для  развития общества в отдаленной  перспективе.

    Свободный рынок - это абстракция. В настоящее время, да и в прошлом (в различных объемах) имеет и имело место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.

    Сегодня многие считают, что переход к  рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечит полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.

    Но  в действительности полной свободы  нет и быть не может. Еще Н.И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г.В. Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности не существует сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж. Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен А.Смита и кто призывает к этому - это человек с психическим заболеванием клинического характера.

    Итак, не может быть полной экономической  свободы, но должна быть достаточная  экономическая свобода, которая  способствует быстрому развитию экономики  и которая обеспечивается развитием  нормального, цивилизованного, регулируемого  рынка.

    Цивилизованный (регулируемый) рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.

    Следовательно, рынок должен быть регулируемым с  тем, чтобы снять или как-то ограничить его отрицательные последствия.

    Еще Н.Д. Кондратьев отмечал, что регулирование в рамках капиталистической системы ограничено государственной собственностью и осуществляется косвенно.

    Сегодня же некоторые авторы утверждают о  недопустимости термина "регулируемый рынок" (называют это "горячим  льдом", т.е. абсурдом) на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система.

    Дело  в том, что рынок может регулироваться:

    - с помощью своего собственного  рыночного механизма (конкуренции,  прибыли, цен, спроса и предложения);

    - а также государством прямо  и косвенно через госзаказы,  налоги и т.д.

    Для нас же сегодня крайне важно, как  отмечал В. Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое идеально отвечало бы этим требованиям.

    Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и  чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в директивно-нормативной экономике, где условия функционирования рынка были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет. Отсюда заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражало реальность, либо акты купли-продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок в административной экономике был серьезно деформирован.

    Основные  черты деформации рынка в условиях административно-командной системы:

    1) отсутствие многочисленных рыночных  субъектов, организующих свою  хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

    2) чрезмерная централизация в распределении  товарных ресурсов и их движении; отсутствие самостоятельности в  коммерческой деятельности;

    3) монополизм производителя (большинство  предприятий были единственными  изготовителями той или иной продукции) и торговца;

    4) несбалансированность спроса и  предложения, которая с каждым  годом возрастает;

    5) чрезмерный рост цен, безудержная  инфляция - нарушение денежного обращения,  бюджетный дефицит, эмиссия денег  и т.д. ;

    6) расцвет теневой экономики, "серого" и "черного" рынков;

    7) развал общенационального рынка,  попытка усиления региональных  рынков, разгул центробежных сил;

    8) замена товарно-денежных отношений  товарным (бартерным) обменом;

    9) деформация экономических интересов  всех субъектов рыночных отношений (например, у торговцев: не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

    10) отсутствие у потребителя права  выбора товара.

    Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать нормальные условия для функционирования рынка и последующего его развития.

    Такими  условиями являются:

    1) наличие в экономике разнообразных  форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, абсолютный доступ всех хозяйственников к конкуренции и свобода выхода из нее;

    2) достаточное количество производителей (не менее 15 - 20 изготовителей однотипной продукции);

    3) свобода выбора партнеров по  хозяйственным связям; их равновесие, самостоятельность, независимость  и ответственность; возможность  самостоятельно заключать контракты  и договоры, размещать и принимать  заказы; производство на так называемый (условно) неизвестный рынок; возможность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирование и др.), т.е. свободная купля-продажа;

    4) право рыночных субъектов самим устанавливать цены (это не жесткое условие, либо классический рынок как бы задает извне "невидимой рукой" цену покупателям и продавцам); наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, но не устраняющая рынок;

    5) свободное маневрирование ресурсами; их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию; свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка как обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;

    6) полнота и доступ всех хозяйственников  к информации о состоянии рынка;

    7) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

 

     2. Эволюция рынка канцелярских товаров в России 

    Основным  фактором, определявшим развитие рынка  канцелярских товаров и школьно-письменных принадлежностей на протяжении последних  десяти лет, была либерализация внешнеэкономической деятельности. В 1992 г. качество, многообразие и дизайн иностранных канцтоваров, впервые в огромном количестве появившихся в России в то время, намного превосходили принятые советские стандарты потребления предметов для делопроизводства и организации учебного процесса.

    Несмотря  на быстрый рост культуры потребления  канцелярских принадлежностей, в нашей  стране активный спрос охватывает ассортимент  широтой примерно в одну тысячу наименований. Для сравнения, крупные западные дистрибьюторы заявляют о том, что вместе с сопутствующим ассортиментом предлагают своим потребителям до 15 тысяч наименований продукции.

    Рынок рос нарастающими темпами, пока к 1997 г. не был достигнут товарооборот примерно на уровне 1 млрд. долларов. Российские производители и бывшие советские госснабовские структуры не смогли своевременно адаптироваться к произошедшим на рынке изменениям. Отечественная продукция по качеству и дизайну не могла конкурировать с импортной, а бывшие государственные оптовые базы слишком долго не проявляли коммерческой гибкости. Их доля рынка все это время неуклонно сокращалась. Рост товарооборота происходил в основном за счет импорта.

    Наполнение  рынка происходило последовательно  в соответствии с процессом изменения  структуры доходов населения  и образования новых рыночных сегментов. Наиболее простой была организация импорта дорогой канцелярии из Западной Европы и США. На первоначальном этапе постсоветской трансформации рынка эта группа товаров соответствовала спросу в наименее насыщенном сегменте рынка корпоративных и состоятельных частных потребителей. Далее, примерно до 1995 г., посредством импорта канцтоваров из Юго-Восточной Азии происходило наполнение наиболее значительной части рынка, к которой относятся потребители с низким уровнем доходов. Примерно с 1996 г., по мере формирования так называемого нижнего среднего класса, на рынок стала поступать продукция из Восточной Европы.

    После распада Совета Экономической Взаимопомощи, канцелярские товары из этого региона  на некоторое время перестали  поступать в Россию. Производители  восточно-европейских стран в  основном были ориентированы на западно-европейские  рынки. Но конкуренция сделала свое дело. Западные дистрибьюторы и торговые сети не пустили соседей на свою территорию, а сами пришли на восточный рынок и интегрировали значительную часть местных конкурентов в собственные структуры. Через участие в приватизации западные компании получили контроль и над многими производителями канцтоваров в Восточной Европе.

    В настоящее время на рынке канцтоваров  сложилась структура, характерная  для рынков товаров народного  потребления в современной России. При этой структуре каждому сегменту рынка соответствует своя группа стран, товар которых наилучшим образом удовлетворяет потребительским предпочтениям одного из сегментов. Так, принято считать, что эксклюзивные и наиболее качественные канцелярские принадлежности производятся в США и Западной Европе. Соответственно цены на эту продукцию должны быть наиболее высокими. Наименее качественную продукцию к нам привозят из Юго-Восточной Азии. А промежуточную нишу товаров, близких по качеству к западно-европейским, но более дешевых, занимает продукция из Восточной Европы, прежде всего из Чехии и Польши. Данной структуре рынка соответствует и структура импорта канцтоваров, представленная на рис. 1. На российские канцелярские товары по различным оценкам приходилось от 15% до 30% товарооборота4.

    

    Рис. 1. Структура импорта канцтоваров  в 1988 г. 

    Однако, данные представления о структуре  предложения канцелярских товаров, соответствующей рыночной сегментации, в значительной степени связаны с существованием субъективных стереотипов потребительского поведения, формирующихся не только на канцелярском, но и на других рынках офисных и потребительских товаров5.

    В общем-то не является секретом, что  значительная часть канцтоваров, продвигаемых под западными торговыми марками, производится именно в Юго-Восточной Азии. А наиболее крупные западные компании, владеющие этими торговыми марками, являются прежде всего вертикально интегрированными дистрибьюторами. На собственных мощностях они производят только небольшую часть продвигаемого ассортимента. На продукцию, заказываемую в Китае или Гонконге, сразу ставится товарный знак европейского или американского дистрибьютора. Далее товар морем доставляется в Европу или США, где начинается его продвижение через собственные розничные сети дистрибьютора, секции в универмагах и гипермаркетах, оптовиков, осуществляет дальнейший экспорт. Главное отличие продукции с западной торговой маркой от продукции со знаком made in China состоит в гарантиях качества, которые становятся возможными благодаря жесткому контролю западных компаний за процессом производства и отгрузки продукции.

Информация о работе Эволюция рынка