Эволюция рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение рынка и процесса его эволюции.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть эволюцию взглядов на рынок;
- рассмотреть типологию рынков;
- рассмотреть процесс эволюции рынка канцелярских товаров в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Рынок и его эволюция…………………………………………………….4
1.1 Эволюция взглядов на рынок…………………………………………...4
1.2 Типология рынка………………………………………………………....8
2. Эволюция рынка канцелярских товаров в России……………………..14
Заключение………………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

эволюция рынка.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

    Введение……………………………………………………………………..3

    1. Рынок  и его эволюция…………………………………………………….4

    1.1 Эволюция взглядов на рынок…………………………………………...4

    1.2 Типология рынка………………………………………………………....8

    2. Эволюция рынка канцелярских товаров в России……………………..14

    Заключение………………………………………………………………….25

    Библиографический список………………………………………………..27

 

    

    Введение  

    В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется  такой важнейший их институционально организованный и систеообразующий элемент, как рынок.

    Рынок как самостоятельное явление  представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития.

    Со  времени возникновения рынка  различные направления и школы  экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

    В силу этого рассмотрение рынка и  его эволюции позволяют рассматривать  формирование экономики, и до сих  пор несет в себе элемент актуальности.

    Целью работы является изучение рынка и  процесса его эволюции.

    В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

    - рассмотреть эволюцию взглядов на рынок;

    - рассмотреть типологию рынков;

    - рассмотреть процесс эволюции рынка канцелярских товаров в России.

    Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. 

 

    1. Рынок  и его эволюция 

    1.1 Эволюция взглядов на рынок

    Прежде  всего, следует отметить, что рынок - это обязательный компонент товарного  производства или, по словам Н.Бухарина, обратная сторона товарного хозяйства. Без товарного производства нет  рынка, без рынка нет товарного производства.

    Объективная необходимость рынка вызвана  всеми теми причинами, которые вызывают необходимость существования товарного  производства, а именно: общественное разделение труда, полиморфизм собственности, характер труда, необходимость тесной связи с мировой экономикой путем внешней торговли, выхода на мировое экономическое пространство.

    Понятие рынка многогранно, и по мере развития общественного производства и обращения  оно неоднократно изменяло свое содержание1.

    Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. И объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений.

    По  мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства это понятие приобретает все  более сложное толкование, которое  находит отражение и в современной  экономической литературе. Так, французский  экономист-математик Курно считает, что под термином "рынок" следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны и цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпывающей, к ней добавляются новые черты.

    С дальнейшим развитием товарного  обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность  разрыва купли-продажи во времени  и пространстве и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальности, ибо формируется новая структура общественного производства - сфера обращения. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в советской экономической литературе. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок - это не сфера товарного обмена, а сфера обращения. Последнее гораздо шире, ибо включает не только товарное обращение (товарно-денежный обмен), но и денежное обращение, в том числе современный рынок ценных бумаг.

    Если  рассматривать рынок со стороны  субъектов рыночных отношений, то возникают  новые определения рынка как  совокупности покупателей (Ф.Котлер в  кн.: Основы маркетинга) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (Джевонс в кн. А.Маршалла "Принципы политической экономии").

    Но  такие определения рынка нельзя считать полными, так как они  не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей и посредников как продавцов, потребителей и посредников как покупателей) и отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

    С появлением товара "рабочая сила" рынок приобретает всеобщий характер, он проникает во все большей степени в само производство - покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения его факторов в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.

    Весьма  важен воспроизводственный аспект характеристики рынка. Это понятие  расширяется и воспринимается как  элемент воспроизводства совокупного  общественного продукта, как форма  реализации движения его составных  частей. В результате появляются такие  определения рынка, как: совокупности экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме, или как сферы реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которого проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ.

    Между определением рынка как сферы  обращения и совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений - наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором - на отношения, выражающие сущность категории "рынок".

    Рынок сегодня рассматривают как тип  хозяйственных связей между субъектами хозяйствования2.

    Существует  два типа хозяйственных связей: 1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и  структурой потребностей и 2) товарные связи, осуществляемые посредством  рынка.

    Характерными  чертами последнего являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Эти связи могут быть только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствует о деформации рыночных связей. По форме они скорее приближаются к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождаются формальными актами купли-продажи.

    Для товарных отношений, осуществляемых посредством  рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство - рынок - потребитель), но и обратные (потребитель - рынок - производство) хозяйственные связи. В.С. Немчинов писал: "Если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой... вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте... такая... система будет тормозить социальный и технический прогресс, под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана". Эти слова оказались пророческими. Административно-командная система хозяйствования, по существу отвергающая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества (в этом смысле она выступает антиподом рыночной формы функционирования экономики), действительно привела к глубокому кризису и должна быть сломана.

    Теоретически  доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условие  устойчивости и эффективности любой  экономической системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой роли экономических интересов как движущей силы экономического развития.

    Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка как способа (или  формы) организации и функционирования экономических связей хозяйствующих  субъектов, основанного на принципах  свободной купли-продажи и как общественной формы функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

    Таким образом, современный рынок - это  сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.

    Все рассмотренные нами определения  рынка свидетельствуют о различных  ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления. 

    1.2 Типология рынка

    История развития рынка позволяет выделить следующие его типы: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный3.

    Неразвитый  рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

    Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

    1) неограниченное число участников  рыночных отношений и свободная  конкуренция между ними;

    2) абсолютно свободный доступ к  любой хозяйственной деятельности  всех членов общества;

    3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

    4) абсолютная информированность рынка  о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.); осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов - продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

    5) абсолютная однородность одноименных  товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

    6) ни один участник свободной  конкуренции не в состоянии  оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

    7) цены устанавливаются стихийно  в ходе свободной конкуренции;

    8) отсутствие монополизма (один  производитель), монопсонии (один покупатель) и невмешательство государства  в функционирование рынка.

    Преимущества  свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося  механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает  ориентиры для капиталовложений в производство, развивает инициативу, творчество, стимулирует высокую эффективность труда. Свободный рынок - это бездефицитный рынок.

    Но  свободный рынок имеет и серьезные  недостатки.

    1) Рынок приводит к дифференциации  в уровне жизни населения, является  жестким и безразличным к бедным  людям, не обеспечивает социальной защиты населения. Социальные последствия рынка: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимального уровня жизни всем. Следовательно, нужно перераспределение.

Информация о работе Эволюция рынка