Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:28, курс лекций
В современном мире одной из основных сил, определяющих облик XXI века становится миграция, являющаяся неотъемлемой компонентой процесса глобализации1. Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, - является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов2.
188
15,1
1082
280
25,9
Самара
919
97
10,6
1111
273
24,6
Оренбург
484
18
3,7
1258
94
7,5
Пенза
973
12
1,2
682
11
1,6
Нижний Новгород
1089
77
7,1
428
63
14,7
Пермь
142
1
0,7
382
28
7,3
Иркутск
1345
61
4,5
484
76
15,7
Рисунок 1. Доля объявлений
"для русских" на рынках сдачи/найма
жилья в газетах бесплатных объявлений
разных городов России
Примечание: анализировались
11,1 тысяча объявлений о сдаче жилья
и 9,4 тысячи объявлений о найме жилья
в газетах бесплатных объявлений
в 2002-2004 гг.
Наиболее распространены
дискриминационные объявления на юге
России, в регионах, ранее других
столкнувшихся с масштабным притоком
иноэтнических мигрантов35.
Зафиксированная дискриминация
представителей этнических меньшинств,
касается наиболее благополучных регионов,
с давними традициями мультикультурного
существования (Астрахань), где сильны
позиции третьего сектора (Самара),
где многие годы проводится достаточно
продуманная и эффективная
Российское общество
поражено этнофобиями. Акцентирование
государственной миграционной политики
на "борьбу с незаконной миграцией"
дало мощный импульс мигрантофобиям,
принимающим этническую окраску. Страдают
при этом не только иноэтничные мигранты,
с большими проблемами сталкиваются
и иммигранты, переселяющиеся в Россию
из государств СНГ (в подавляющем
большинстве это русские), и временные
трудовые мигранты из этих государств,
и россияне.
Миграционная и
национальная (этнонациональная) политика
рассматриваются властями, СМИ и
общественностью в неразрывной
связи. Сложился своеобразный политический
и общественный консенсус в отношении
необходимости жесткой
И власти, и политики,
и СМИ делают акцент исключительно
на негативных последствиях миграции.
(Роль вопросов национальной политики
во внутриполитической борьбе - особая
тема. Отметим только, что националистическая
риторика активно использовалась на
последних парламентских
В масс-медиа доминирует
"язык вражды". Массированную пропаганду
нетерпимости, агрессивности и ксенофобии,
осуществляемую СМИ, назвали фактором
проявления нетерпимости в России 40,9%
опрошенных в пяти городах России
(выборка - 586 человек37). Фокус-группы с
московскими студентами, черпающими
информацию из СМИ, обнаружили, что
их оценки количества приезжих в Москве
фантастичны - от 17% до 60% населения Москвы.
Большинство приезжих, по мнению информантов
- люди другой национальности. Чаще всего
назывались такие этнические группы
как грузины, армяне, азербайджанцы
- "они все на одно лицо"38.).
И это оказывает
воздействие на общественное мнение:
обыватель начинает верить, что ужесточение
миграционной политики - во благо общества
и его лично. Редкие голоса специалистов,
предупреждающих, что без труда
мигрантов встанут целые
Надо откровенно
признать: иммиграция из стран СНГ "представляет
собой еще одну форму "неоколониализма"….
Поэтому такая иммиграция чрезвычайно
выгодна странам-реципиентам, а нелегальная
миграция выгодна вдвойне, по той
простой причине, что именно бесправный
нелегал особенно удобен для эксплуатации
без всяких ограничений. Выгоды от иммиграции
дисперсны, их ощущает каждый, кто
сталкивается с иммигрантом как
работодатель, арендодатель, потребитель
услуг, даже "правоохранитель" и
т.д. Централизованная же борьба с иммиграцией,
в том числе и нелегальной -
пустой звук, потому что эта борьба
против очевидных интересов
Необходимо стремиться
к минимизации незаконной миграции
и незаконной занятости. Но для этого
должны быть четкие и ясные процедуры
регистрации, получения вида на проживание,
вида на жительство, разрешения на работу.
Что не исключает их жесткости
как по отношению к мигрантам,
так и к работодателям.
Реальные и серьезные
проблемы, обусловленные интенсивным
формированием "новых диаспор"
и компактных поселений мигрантских
этнических меньшинств, следует решать
путем проведения конструктивной этнонациональной
региональной политики. И регионы начинают
активно проводить более решительную
политику по предупреждению напряженности
между местным населением и мигрантами.
Проблемы, связанные с мигрантофобиями,
власти субъектов Федерации стараются
ныне решать в рамках программ региональной
национальной политики, которые финансируются,
как и программы борьбы с незаконной миграцией
и борьбы с преступностью, из региональных
бюджетов40.
В ряде регионов, где
осуществляется конструктивное сотрудничество
с этническими меньшинствами, достигнуты
впечатляющие успехи (Пермская, Самарская
области, Коми, Удмуртия и др.). В регионах
России накоплен большой позитивный
опыт проведения национальной политики:
разработки нормативной базы, институционального
и финансового ее обеспечения, взаимодействия
органов государственной власти
с организациями и
В ознакомлении с
таким опытом нуждаются как органы
государственной власти и местного
самоуправления, так и организации
национальных меньшинств. Сегодня угрозу
социально-политической стабильности
(несомненному приоритету региональных
властей) представляют не межнациональные
конфликты, а нарастающая социально-
1 - На пороге 21 века. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. М.: "Весь мир", Всемирный банк, 2000. с. 35
2 - Термины "этнизация",
"майноризация" ("меньшинизация"),
стремительно
3 - Опрос фонда
"Экспертиза", весна 2004, выборка
- 2533 человека. 77% респондентов негативно
относятся к кавказцам, 50 % не любят
китайцев, 42 % считает, что этнические
меньшинства "пользуются в
нашей стране слишком большой
властью и влиянием". 68% опрошенных
заявили, что страну должны
контролировать русские [http:/
4 - Левада Юрий. "Человек советский": четвертая волна. Рамки самоопределения // Вестник общественного мнения, 2004, май-июнь, N 3 (71), с.10
5 - Обследование ВЦИОМ-А под руководством Ю.А.Левады, ноябрь 2003: репрезентативная выборка по России - 2112 человек, выборка по Москве - 429 человек, выборка московской молодежи - 109 человек; обследование ВЦИОМ, июль 1996 г.: репрезентативная выборка по России - 2404 человека, выборка по Москве - 429 человек, выборка московской молодежи - 105 человек. Формулировка вопроса: "Как Вы в целом относитесь к (национальность)?", ответы - "С раздражением, неприязнью" и "С недоверием, страхом".
6 - Куда же мы
от империи: материалы
7 - Бедеров И. Незаконная фамилия // Новая газета, 2002, 11 июля, с. 4
8 - Левада Ю.А. От
мнений к пониманию:
9 - К схожей аргументации,
прекрасно вписывающейся в
10 - См., например, [Титов В.Н. О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы) // Социологические исследования, 2003, N 11]
11 - В. Жириновский,
во время последних
12 - Гудков Лев.
Русский неотрадиционализм и
сопротивление переменам // Отечественные
записки, 2002, № 3 (4); Штомпка Петр.
Доверие: социологическая
13 - Гудков Лев.
Антисемитизм в постсоветской
России // Нетерпимость в России:
старые и новые фобии /Под
ред. Г. Витковской и А.
14 - Леонова Анастасия.
Настроения ксенофобии и
15 - Там же, с. 86
16 - Соболева Светлана,
Чудаева Ольга. Иностранные
17 - Скорее наоборот:
распространенные
18 - Этническая толерантность
в поликультурных регионах
19 - Савва М.В., Савва Е.В. Пресса, власть и этнический конфликт (взаимосвязь на примере Краснодарского края), Краснодар, КЮИ, 2002, с.148