Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:28, курс лекций
В современном мире одной из основных сил, определяющих облик XXI века становится миграция, являющаяся неотъемлемой компонентой процесса глобализации1. Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, - является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов2.
С не меньшими сложностями
мигрант сталкивается при попытке
законным путем оформить регистрацию.
Российские институты регистрации
и использования иностранной
рабочей силы работают с обратным эффектом,
плодя незаконных мигрантов, выталкивая
их в теневую экономику.
И тогда включаются
институты традиционного
Патриархальная структура
воспроизводится и в
В известной мере
вынужденная сегрегация тех или
иных этнических общин в общественном
мнении россиян трансформируется в
подозрительность, обвинения в клановости,
мафиозности, замкнутости. Эти настроения
тем явственнее, чем более значима
этнокультурная дистанция между
этнической группой и местным
населением. Отсутствие транспарентности
взаимоотношений внутри этнической
общины подпитывает подозрительность
и отторжение со стороны принимающего
общества. Частота контактов местных
жителей и вновь прибывших
позитивно влияет на их взаимоотношения.
Но для этого требуются годы и
опыт многих поколений - по крайней
мере, в местах компактного расселения
этнических общин.
Особое значение
приобретает фактор разницы "урбанизационных
потенциалов" территорий выхода и
вселения мигрантских этнических общин.
Сложно адаптироваться к российским
условиям не только таджикам, но и выходцам
из сельской местности других государств
Средней Азии, Азербайджана, республик
Северного Кавказа. Важно и качество
городской среды: традиции и нормы
поведения, сложившиеся даже в больших
городах Средней Азии, несут печать
традиционного общества и кардинально
отличаются от российских. Не меньшее
значение имеет и опыт этнокультурных
контактов принимающего населения,
тесно связанный с
Мигрантофобии и
этнофобии, перефразируя С. Хантингтона,
- порождение столкновения цивилизаций.
Столкновения городской цивилизации
с развитыми социальными
Интолерантность к
мигрантам есть результирующая реакция
на целый комплекс наложившихся проблем,
связанных с появлением культурно
различающихся новообразований
в локальной социальной среде, которые
неизбежны при массовом притоке
мигрантов в ту или иную местность,
преобладанием в миграционных потоках
представителей не урбанизированной среды,
не адаптированных к высокоурбанизированной
российской среде, тем паче - к существованию
в условиях мегаполисов, перенесением
негативных стереотипов на целые
антропологические группы - "кавказцев",
"азиатов".
Фобии и дискриминация
меньшинств
Нетерпимость может
принимать различные формы, вплоть
до физического насилия. По данным правозащитных
организаций, можно достоверно утверждать
о трех десятках убийств на национальной
почве в 2001-2004 годах27, представители
национально-культурных организаций
утверждают, что их на порядок больше.
Однако если громкие случаи насилия
привлекают внимание общества, то ползучая
дискриминация меньшинств, представляющая
не меньшую угрозу социальной стабильности,
незаслуженно игнорируется и СМИ, и
российским социумом. Хотя подростки
четко фиксируют дискриминацию
меньшинств: отвечая на вопрос, каково
отношение в современной России
к национальным, этническим, религиозным
или языковым меньшинствам, школьники
на первое место поставили национализм
(18,6%), затем расизм (17,1%), дискриминацию
(16,4%)28.
Дискриминации в
первую очередь подвергаются самые
бесправные представители этнических
меньшинств: отсутствие гражданства, регистрации,
плохое знание русского языка, недостаточная
квалификация и пробелы в образовании
делают неконкурентоспособными представителей
меньшинств во всех сферах социально-экономической
жизни принимающего общества. При
этом не играет значения, насколько "успешно"
данное меньшинство в локальном
социуме. Важен уровень толерантности
к данному конкретному
В известном смысле,
дискриминацию можно
Социальный статус
представителя меньшинства - его
личный статус - становится производным
от статуса данного меньшинства
в системе взаимоотношений "местное
население - меньшинство". Парадоксальным
следствием этого является многомерность
("размытость") социального статуса
иноэтничного мигранта: скорее правилом,
нежели исключением, являются примеры
занятия им противоречивых социальных
позиций. Дискриминатор ориентируется
не на личные качества работника, а
на статус меньшинства, определяющего
стоимость труда его
Решающее значение
на распространенность ксенофобий и
сопутствующей дискриминации
Нетерпимость направлена
исключительно на представителей мигрантских
этнических групп. Отвечая на вопрос,
"Есть ли такие национальности, пребывание
которых на территории вашей области
признается в общественном мнении нежелательным?",
эксперты, выделяют цыган, чеченцев, затем,
с большим отрывом, дагестанцев,
таджиков, азербайджанцев, узбеков (Астрахань,
2004). Наиболее сложно представителям кавказских
и среднеазиатских меньшинств: "Сам
термин - лицо кавказской национальности
- это как клеймо, ты уже бандит";
"за последние год-два возникло
негативное отношение к дагестанцам
и, независимо от национальности, к
выходцам из Чечни, будь то русские, татары,
евреи - кто угодно"32. Те меньшинства,
на которые направлены этнофобии, и
подвергаются дискриминации в первую
очередь. Основными сферами
Нами предпринимались
попытки опытной проверки дискриминации
представителей национальных меньшинств
в этих сферах в Астрахани и
Самаре (2002 год и 2004 год). Обследование
проводилось волонтерами, преимущественно,
студентами. Методика обследования включала
элиминирование всех, по возможности,
факторов, кроме этнической принадлежности
претендентов и сводилась к "провоцированию"
работодателей на выбор между
представителем национального меньшинства
и русским (либо между представителями
разных национальных меньшинств)33.
Опытное обследование
положения представителей национальных
меньшинств на рынке труда
Наряду с отказами
в найме на работу отмечались факты
и дискриминации в оплате труда,
условиях труда. В одном случае студенту-армянину
предложили объект и график труда
хуже, чем его напарнику; оплата труда
также была меньше в полтора раза.
В другом случае русскому студенту,
кроме фиксированной ставки, одинаковой
с его напарником-узбеком, были предложены
премиальные (Самара, 2004).
В то же время традиционные
меньшинства меньше сталкиваются с
дискриминацией на рынке труда: из 51
"провокации" работодателей только
в 8 случаях можно говорить о возможной
дискриминации татар и ногайцев
(причем в некоторых случаях девушки
прибегали к экстремальным
Сходная ситуация на
рынке жилья. Владелец жилья, по мнению
и астраханских, и самарских экспертов,
в первую очередь обращает внимание
на то, является арендатор приезжим
или местным, а также его национальность.
Другие факторы - прописка, наличие
маленьких детей, семейное положение,
гражданство, род занятий, пол, возраст
- существенно менее значимы. В
Астрахани наименьшие шансы снять
жилье имеют чеченцы, цыгане, дагестанцы,
таджики, узбеки, в Самаре - цыгане, таджики,
чеченцы, узбеки, азербайджанцы (Астрахань,
2004; Самара, 2004). В то же время большинство
экспертов и участников фокус-групп
отвергали предположения о
Налицо устойчивые
предубеждения против сдачи жилья
представителям кавказских, среднеазиатских
меньшинств, цыганам. Наиболее сложно
найти жилье выходцам с Кавказа:
из 37 "провокаций" съемщика жилья,
предпринятых нашими кавказскими волонтерами,
в 11 случаях зафиксирован отказ по
национальному признаку (Астрахань,
2004).
Практически во всех
регионах России можно встретить
в частных объявлениях о сдаче
жилья формулировки: "только для
русских", "только для русской
семьи ".
Учитывая сложившуюся
ситуацию на рынке жилья, лица, ищущие
жилье, зачастую сами указывают свою
национальность. Наиболее распространены
формулировки "для русской семьи",
"русского мужчины", "русской
женщины", "русской девушки",
"семья славян". (таблица 1, рисунок
1).
Таблица 1. Объявления "только для русских" в газетах бесплатных объявлений, 2002-2004 годы
Территория
Объявления арендодателей
Объявления арендаторов
Всего
Из них «для русских»
Всего
Из них «для русских»
Количество
%
Количество
%
Санкт-Петербург
126
2
1,6
156
31
19,9
Москва
330
0
0,0
331
71
21,5
Смоленск
131
2
1,5
177
4
2,3
Орел
154
11
7,1
80
5
6,3
Курск
1104
1
0,1
507
0
0,0
Кавказские минеральные воды
83
3
3,6
98
13
13,3
Краснодар
152
4
2,6
222
17
7,7
Ставрополь
755
187
24,8
1530
342
22,4
Астрахань
617
51
8,3
622
81
13,0
Волгоград
1433
107
7,5
265
82
30,9
Саратов
1247