Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:28, курс лекций
В современном мире одной из основных сил, определяющих облик XXI века становится миграция, являющаяся неотъемлемой компонентой процесса глобализации1. Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, - является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов2.
В.И. Мукомель
(Опубликовано в
журнале "Социологические
В современном мире
одной из основных сил, определяющих
облик XXI века становится миграция, являющаяся
неотъемлемой компонентой процесса
глобализации1. Прямым следствием масштабных
перемещений мигрантов - в соответствии
с потребностями быстро развивающихся
экономик, по политическим, социальным
и иным мотивам, - является все возрастающее
этно-культурное и этно-конфессиональное
разнообразие социумов2.
Оборотной стороной
этнической эрозии локальных социумов
становится возникающее напряжение
между местным населением и мигрантами,
которые по этническим, расовым, конфессиональным,
социальным, культурным параметрам могут
существенно отличаться от "аборигенов".
Эти напряжения, фиксируемые во всем
мире, особенно опасны для многонациональной
России, в истории которой можно
найти не только позитивные примеры
межэтнических взаимодействий. Взаимоотношения
между принимающими социумами и
мигрантскими меньшинствами и являются
предметом настоящей статьи.
В России этническая принадлежность выступает сегодня определяющим маркером отношений "свой-чужой". По данным Фонда "Экспертиза", ксенофобские настроения разделяет большинство населения России3, отрицательное отношение к лозунгу "Россия для русских!" преобладает только среди этнических нерусских4. Особую озабоченность, наряду с динамикой, вызывают расширение социально-демографической базы ксенофобских настроений и аппеляция к ним практически всех политических сил, избирательность фобий по отношению к определенным этническим группам и ужесточение форм преследования "иных".
Крайне негативно
отношение населения к
Вирусу этнофобий
сегодня более подвержены жители
мегаполисов, чем других поселений.
Весьма настораживает подверженность
этнофобиям молодежи: среди московской
молодежи, например, негативное отношение
ко всем этническим группам выше, чем
среди москвичей5. Молодежь демонстрирует
сегодня более высокий уровень
интолерантности, чем пожилые люди,
- в отличие от 1990-х годов, когда
на фоне этнических фобий старшего
поколения, молодые были более терпимы
к представителям разных этнических
групп.
Преувеличенное значение
этничности, пронизывающее все аспекты
социальных контактов ("транспарентная
этничность"), в первую очередь
затрагивает мигрантов. Антимигрантские
настроения (по данным Л.Д. Гудкова, антипатию
к мигрантам сегодня разделяют
68% россиян6) базируются на представлении
о мигрантах как чуждых, иных. Фиксируемые
социологами ксенофобии направлены, в
первую очередь, на этнических мигрантов,
независимо от их гражданства, от того,
являются они временными трудовыми мигрантами
(трудящиеся-мигранты), переселяются ли
на постоянное место жительства в пределах
России (мигранты) или из-за ее пределов
(иммигранты).
Взаимосвязь этно- и
мигрантофобий
Тесная взаимосвязь
мигрантофобий и этнофобий
Несмотря на то, что
незначительная часть мигрантов
отлична по своему этническому составу
от населения принимающей
Мигрантофобии проецируются
на всех представителей этнических общин
- зачастую, независимо от времени и
особенностей их формирования (например,
неприятие властями Краснодарского
края армянской общины, давно обосновавшейся
на Кубани и весьма неоднородной7). С
другой стороны, этнофобии проецируются
на всех мигрантов - хотя в миграционных
потоках превалируют русские.
Факторы роста этно-
и мигрантофобий не могут быть
объяснены однозначно. Как и все
фобии, они производны от страхов
утраты "ресурсов" и "утраты собственной
идентичности"8.
Антимигрантские настроения базируются на следующих аргументах:
неконтролируемый
приток мигрантов резко
миграция ухудшает
санитарно-эпидемиологическую
миграция способствует криминализации обстановки и росту преступности;
иноэтнические
мигранты захватывают ключевые
позиции в социально-
замкнутый образ
жизни отдельных этнических
миграция служит
неизбежной предпосылкой
миграцию уже
можно рассматривать как
расселение отдельных
этнических групп вблизи
распространение
исламского экстремизма
в местах компактного
проживания некоторых
За исключением
первого аргумента (популярного
в начале 1990-х, когда в обществе
доминировали воспоминания о социально
ориентированном обществе с плановой
экономикой и плановым дефицитом), остальные
имеют ярко выраженную этническую окраску9.
Страхи "вторжения
другого" служат вербальным объяснением
эмоционального восприятия мигрантов
как чужеродных, незваных гостей. (Образ
гостя, нарушившего привычный образ
жизни и диктующего свои нравы "хозяевам",
весьма популярен и среди обывателей,
и среди журналистов). Страхи "утраты
ресурсов" - экономической и социальной
неконкурентоспособности с
Возможно, отчасти
правы социологи, увязывающие рост
этнофобий в период "травматической
трансформации" общества, с разрастающимся
комплексом социальных обид, принимающих,
тем не менее, форму не социального,
а этнически окрашенного
По крайней мере,
такое объяснение применимо к
части молодежи крупнейших городов,
которая не имеет перспектив вырваться
из полумаргинального
Антимигрантские настроения,
доминирующие в обществе, небеспочвенны:
среди мигрантов есть и преступники,
и наркоторговцы, и преследующие
иные, асоциальные цели. Для части
из них характерны клановость, закрытость,
вытекающая из иных культурных и национальных
традиций, нормы поведения, не сообразующиеся
с нормами и традициями принимающего
общества. Значимость вызовов и угроз,
порождаемых массовыми
Если в отношении
преступности, асоциального поведения
мигрантов нет однозначных
Социокультурные аспекты
интеграции/сегрегации этнических общин
Добровольная сегрегация
общин этнических мигрантов или,
по терминологии М. Саввы, "капсулирование",
- чаще всего осознанная стратегия
адаптации к принимающему обществу,
обусловленная низким уровнем готовности
мигрантской общины к интеграции
с местным сообществом19.
Создание "буферной
среды", воспроизводящей социальные
связи и сети, традиционную культурную
среду наиболее характерно для тех
этнических общин, традиции, культура,
сложившиеся нормы поведения которых
существенно отличаются от бытующих у
местного населения20. Классический пример
- китайцы, во всех мегаполисах мира замыкающиеся
в своей общине. (Разумеется, это выбор
части представителей мигрантской общины,
во всякой этнической общине имеются и
те, кто осознанно стремятся интегрироваться
в принимающее общество и дистанцируются
от соотечественников). Решающее значение
при этом играет тип миграционного поведения:
ориентация на постоянное проживание
или заработки (временная трудовая миграция).
Высказываются и иные точки зрения, увязывающие
выбор курса на интеграцию/сегрегацию
в зависимости от социально-экономической
дифференциации данной этнической группы
(О. Вендина21), или "интенсивности выражения
этнических черт", увязываемой Ю. Арутюняном
со временем приезда22.
Характер буферной
среды связан с типом традиционной
системы социального контроля, присущей
данной этнической группе, а также
сочетания ряда других факторов. Для
большинства этнических культур
Северного Кавказа и
С одной стороны,
сегрегация - стратегия общины, с
другой - результат политики принимающего
общества. И дело не только в бытовых,
чаще всего не складывающихся отношениях
между представителями общины и
местным населением. Огромное значение
приобретает действенность
Поясним на примере
таджикских трудовых мигрантов в
России. По закону, работодатель должен
получить лицензию на привлечение иностранной
рабочей силы, а сами работники -
разрешение на работу. Бюрократичность
процедур, сроки оформления и их
стоимость, несопоставимая со штрафами
за нарушение закона, которые на
порядок меньше стоимости разрешения,
делают эти процедуры обузой и
для работодателя, и для трудящегося-мигранта.
Нелегальная занятость