Автор: i*******@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:29, курсовая работа
Целью нашей работы является выявить и охарактеризовать экономико-социологические взгляды Карла Поланьи. Для достижения этой цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
Изучить субстантивистский взгляд К. Поланьи на экономику и экономическое действие.
Охарактеризовать его взгляды на проблему домашнего хозяйства, проблему экономического принуждения и моральной экономики.
Рассмотреть идеи К. Поланьи на взаимообусловленное развитие общества и рынка.
Объектом данной работы являются теории и концепции Карла Поланьи.
Предметом работы являются экономико-социологические идеи Карла Поланьи.
В противовес классическому «экономическому человеку», который чаще всего представляется нам в обликах предпринимателя, максимизирующего прибыль, или потребителя, максимизирующего полезность, в домашнем хозяйстве мы сталкиваемся с другой ипостасью хозяйствующего субъекта, не сводимой ни к первому, ни ко второму облику. В противоположность фермерскому хозяйству, стремящемуся к максимизации прибыли, оно ориентируется на «бытовые формы трудопотребительского баланса», пытаясь уравновесить тяжесть труда и уровень удовлетворения насущных потребностей.
Добавим,
что хотя политика выживания была
выявлена при исследовании докапиталистических
крестьянских хозяйств, разумеется, не
означает, что она важна не только
для них и не имеет значения
для современных
Стратегии выживания не являются продуктом индивидуальных решений, принимаемых независимыми индивидами и тем более не сводятся к эгоистическому интересу отдельного человека. Они включают интересы выживания и благосостояния его ближних. И в этом отношении экономическое действие, нацеленное на обеспечение жизнедеятельности человека, неминуемо оказывается социально укорененным действием, которое встроено в социальные отношения. Здесь уместно вспомнить о знаменитом тезисе Поланьи об укорененности экономического действия, который впоследствии столь эффективно продвигается М. Грановеттером в рамках новой экономической социологии в 1980-е годы. Однако, если Грановеттер трактует ее как структурную укорененность в сетевых связях между хозяйственными агентами, то в первоначальном значении у К. Поланьи речь идет скорее об институциональном оформлении экономических процессов.
Одним из проявлений такого институционального оформления служат моральные нормы, следование которым пронизывает многие хозяйственные действия. Характерным примером вновь является организация домашнего хозяйства, для которого важным элементом хозяйственных процессов становятся межпоколенческие трансферты, когда весомая часть ресурсов расходуется в форме односторонней и безвозмездной материальной помощи , будучи обусловлена существованием нормального демографического жизненного цикла. Конечно, можно представить дело и так: сегодня ты кормишь детей, чтобы завтра они заботились о своих собственных детях, а заодно поддержали в старости и тебя самого. Но сомнительно, чтобы эту помощь можно было свести к чисто экономическому обмену благами. Ибо она обусловлена существованием моральных норм, обеспечивая «право на жизнь» и цементируя порядок, складывающийся внутри семей и родственных кланов.
В
еще большей степени социальный
характер хозяйственных действий проявляется
в отношениях между отдельными домохозяйствами
в рамках локальных общностей (например,
соседской общины). Требования, касающиеся
обеспечения выживания и
В
чем заключаются в данном случае
моральные обязательства
История
преподнесла множество примеров
того, как люди способны долгое время
относительно безропотно сносить разного
рода лишения. Но в тот момент, когда
они доходят до опасной черты
– возникает опасность голода
или социальной маргинализации –
они становятся способными на самые
радикальные и разрушительные действия.
В этом отношении субстантивная
экономика предстает как
Информация о работе Экономико-социологические взгляды Карла Поланьи