Автор: i*******@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:29, курсовая работа
Целью нашей работы является выявить и охарактеризовать экономико-социологические взгляды Карла Поланьи. Для достижения этой цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
Изучить субстантивистский взгляд К. Поланьи на экономику и экономическое действие.
Охарактеризовать его взгляды на проблему домашнего хозяйства, проблему экономического принуждения и моральной экономики.
Рассмотреть идеи К. Поланьи на взаимообусловленное развитие общества и рынка.
Объектом данной работы являются теории и концепции Карла Поланьи.
Предметом работы являются экономико-социологические идеи Карла Поланьи.
Глава 2. Идея взаимообусловленного развития рынка и общества
2.1
Социологическая критика
рыночной экономики
Поланьи
исследует соотношение
В примитивном племени, к примеру, ни производство, ни распределение, ни обмен не подчинены экономическим мотивам. Распределение осуществляется как церемониальное, как награда за достоинства, обмен выступает как дарение или выполняет функцию общения, производство и труд не окрашены стремлением к вознаграждению или приобретательству, а выступают как исполнение долга, подчинение традиции. В основном здесь; господствуют три принципа экономических действий - перераспределение (все произведенное подлежит в племени распределению, осуществляемому вождем); натуральное хозяйство, предполагающее производство не для обмена и не для себя лично, а для коллектива; взаимный обмен, предполагающий взаимообразные действия, создающие симметрию социальной организации общества. Так или иначе, все хозяйства нерыночного типа предполагают наличие хотя бы одного принципа.
Но
рынок преобразовывает
Как же образуется рынок? Со времен Смита считается, что рынок вырастает из склонности людей к обмену, затем самостоятельно вырастает городской, национальный и международный рынок. Но антропология доказала, что человеку не свойственна психология обмена. Человек по своей природе не является «экономическим существом». Рынок существовал в древности, но он был основан на принципе неконкурентности, регулировался традицией и законодательством, существовал обычно для редких предметов, т. е. был внешним по преимуществу.
В
противовес Марксу, Поланьи доказывал,
что рынок не возник как логическое
развитие экономических отношений,
а был создан государственной
политикой в эпоху формирования
централизованных государств в Европе.
Именно государственное вмешательство
освободило торговлю от привязанности
к городам и стимулировало
образование национального
Все доходы стали определяться рыночными ценами, все производство и обмен ориентировалось на цены и прибыль. Рынок стал захватывать в свою орбиту все наиболее важные для общества ресурсы — труд, землю, капитал. Но эти ресурсы составляют ткань социальной организации — обладание землей было источником привилегии, социального статуса, поэтому земля не входила в объекты купли-продажи; труд также был вложен в цеховую организацию либо в крестьянскую общину, отношения труда регулировались обычаем и традицией; капитал в виде денег был исключительной функцией государства, выпуск денег, обеспечение ими входили в монополию государства. В рыночной экономике труд, земля и деньги должны быть в составе рынка, но сами по себе они не являются товарами, они не воспроизводятся как товары на продажу в условиях спроса — предложения. Труд выступает, как часть жизни человека и не предназначен для продажи, но он продается. Земля и капитал не могут быть произведены в зависимости от простого повышения спроса на них, они продаются как товары. Таким образом, субстанция общества — земля, труд, капитал — втягивается в рыночный оборот. Рыночная экономика может существовать только в рыночном обществе, здесь социальные отношения уже вложены в экономические, вся организация общества, становится придатком рынка.
В результате рынок разрушает социальную организацию общества и социальные отношения — все сельское население вынуждено превратиться в мигрантов, рабочий уже не имеет социального окружения как крестьянин. Изменяется вся его жизнедеятельность. Рынок, разрушив социальные связи, создает культурный вакуум.
Рынок
разрушает связь человека с природой,
превращая природу –
Рынок нарушает естественные связи производства и потребления — раньше торговля их соединяла, теперь промышленность стала развиваться: самостоятельно, единственный ее мотив — получение прибыли без учета потребностей. Такое развитие производства и рынка привело к высокому росту бедности, что было невидимой безработицей, но вскоре возникла и явная безработица. Постепенно общество предоставило рынку решение проблемы бедных — в Англии стали возникать работные дома.
Тем не менее, главное последствие рынка не в возросшей бедности и эксплуатации, а в разрушении социальной ткани общества, его социальной организации.
Рыночное
общество требовало своего идеологического
оправдания – так появилась политическая
аномия. Она рассматривала человека
как «экономическое» существо, а
общество как экономическое по своей
сути явление. Саморегулируемый рынок
сделал для политэкономов общество
саморегулируемым, а его законы были
объявлены нечеловеческими, по типу
законов природы. В политической
области появился «экономический либерализм»
- вера в свободное общество на основе
конкуренции, в золотой стандарт,
в свободу международной
Так
появилось либеральное
Кроме всего прочего, побочным результатом возникновения рынка стал мир. Век свободного , рынка XIX в.—-характеризовался столетием мира (1816 по 1914 г.): Бизнес и торговля связывали интересы разных стран, золотой стандарт обеспечивал единую финансовую систему, капитальные вложения в другие страны не давали повода развязать войну. Поэтому Поланьи писал, что финансовый капитал принес не только войны, но и мир.
Почему
же в XX в. происходит крушение рыночной
экономики и рыночного
Общество
защищается от рынка, прежде всего, с
помощью классовой организации.
Если в теории марксизма классы объявляются
экономическими по своей природе, то
Поланьи настаивал на том, что
классы — это чисто социальные
группы; для интересов класса удовлетворение
потребностей стоит па последнем
месте и наибольшее значение играют
социальное признание, статус, безопасность.
И рынок угрожал социальному,
а не экономическому положению классов,
поэтому рабочие классы, землевладельцы
и земледельцы стали
Землевладельцы также отчаянно сопротивлялись рынку — это была так называемая борьба «либералов» и «реакции». Но эти слои постепенно теряли значение — они вынуждены были идти на компромисс с рынком. Только рабочий класс и его организации до конца шли против рынка.
Но
самое интересное в концепции
Поланьи то, что и производство,
и бизнес вынуждены искать защиты
у рынка. Во-первых, в денежной системе,
подчиненной законам рынка, возникают
трудности, поскольку деньги – фиктивный,
а не настоящий товар. Поэтому
многие страны одновременно отказались
от политики золотого стандарта и
стали чисто политическими
Таким
образом, все основные рыночные общества
испытывали к началу XX в. существенные
трудности, выражавшиеся в росте
безработицы, нестабильности экономического
развития и т.д. Но эти противоречия оставались
скрытыми внутри стран до тех пор, пока
мировая экономика и баланс сил не потерпели
крушения. В результате, всех этих проблем
экономическая и политическая системы
оказались парализованными, при этом лидерство
в политике отходило тем, кто предлагал
легкий выход из сложившейся ситуации.
Рыночное общество отказалось функционировать.
2.2
Институциональная
природа рыночной экономики
Прежде всего, мы опишем те методы, которыми рыночный механизм контролирует и управляет элементами производственного процесса, а затем попытаемся точно определить природу влияния этого механизма на общество, являющееся объектом его приложения.
Воздействие рыночного механизма на разные стороны производственного процесса может быть объяснено с помощью понятия товара.
Эмпирически товар определяется как предмет, произведенный для продажи на рынке; в свою очередь, рынки эмпирически определяются как реальные взаимодействия между покупателями и продавцами. Соответственно, и каждый элемент производства рассматривается как произведенный для продажи, – ибо в этом и только в этом случае он подвергается воздействию механизма спроса и предложения, который определяет цену. Практически это означает, что для каждого элемента производства должны существовать свои рынки, что на этих рынках все элементы объединены в группы по предложению и по спросу, и что каждый из этих элементов имеет цену, которая зависит от соотношения спроса и предложения. Эти рынки – а их бесчисленное множество – взаимосвязаны и образуют вместе один большой рынок.
Ключевым моментом здесь является следующий: труд, земля и деньги – это основные элементы производства, которые также должны быть организованы в форме рынков; эти рынки, по существу, являются ядром экономической системы. Но труд, земля и деньги по своей природе – явно не товары; утверждение о том, что все, что покупается и продается, должно быть произведено для продажи, в данном случае явно неверно.
Другими словами, если принять эмпирическое определение товара, то эти элементы – не товары. Труд есть не что иное, как другое название человеческой деятельности, неразрывно связанной с самой человеческая жизнью; эта последняя же – существует не для продажи, но совершенно для других целей. Кроме того, трудовая деятельность не может быть оторвана от прочих составных частей человеческой жизни в целом, она не может запасаться или мобилизовываться по мере надобности. Земля – не что иное, как другое название природы, которая человеком не производится. Наконец, современные деньги – знаки покупательной силы в чистом виде, и, как правило, не производятся вообще, но порождаются банковской или государственной финансовой системой. Ни один из этих трех элементов не производится для продажи; характеристика труда, земли и денег как товаров является чисто фиктивной.
Информация о работе Экономико-социологические взгляды Карла Поланьи