Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление основных противоречий функционирования социальной сферы и поиск наиболее оптимальных путей её совершенствования.
В работе будут решены следующие задачи:
Во – первых, необходимо определить какова же роль социальной сферы и её отраслей в развитии экономики страны.
Во - вторых, выявить ряд противоречий и проблем современной социальной сферы.
В – третьих, определить основные направления развития социальной сферы и её отраслей.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Структура и особенности развития
социальной сферы в экономике РФ…………………………………………… 5
Социальная сфера и социальная инфраструктура экономики РФ………. 5
Особенности развития социальной сферы……………………………….. 8
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития
социальной сферы в РФ………………………………………………………… 13
2.2. Современные проблемы социальной сферы РФ…………………………. 13
2.3. Основные направления развития отраслей
социальной сферы России………………………………………………………. 18
Заключение……………………………………………………………………….. 25
Список используемой литературы………………………………………………. 27
На долю ЖКХ приходится около 30% всех основных фондов страны. Годовой объем оказываемых предприятиями и организациями отрасли услуг составляет 1,2 трлн рублей. И, осуществляющаяся уже 10 лет реформа коммунальной отрасли направлена на изменение ситуации в ЖКХ, улучшение качества услуг. Начало реформы положил указ Президента РФ от 28.04.1997 №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации». Сейчас, приоритетными направлением реформирования отрасли ЖКХ, является обеспечение российских граждан доступным и комфортным жильем.
Ещё одна сфера, на мой взгляд, является
актуальной для рассмотрения – пенсионное
обеспечение, которая по – прежнему, остается
острейшей проблемой в экономике России.
Многие пожилые россияне продолжают получать
пенсии ниже прожиточного минимума.
По международным стандартам нормальная
пенсия – это 40% от средней зарплаты.
С 2006 года идет сокращение относительного
размера пенсии с 32% от средней зарплаты,
до почти 25%.
2.2 Основные направления развития социальной сферы в РФ.
В 2010 году продолжалась работа, направленная на совершенствование системы здравоохранения, повышение доступности для широких слоёв населения медицинских услуг, объемы, виды и качество которых соответствовали бы уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. В 2010 году реализовывались мероприятия по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства, благодаря которым удалось стабилизировать ценовую ситуацию на рынке лекарственных средств.
По состоянию на 11 августа 2010 г. зарегистрировано 7 531 предельных отпускных цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. В I квартале 2010 г. субъектами Российской Федерации приняты новые предельные розничные и предельные оптовые надбавки к фактическим отпускным ценам производителя. При этом установленные надбавки дифференцированы в зависимости от цены лекарственного средства, а в ряде регионов реализована возможность дифференциации размеров надбавок с учетом региональных особенностей.
В результате сформировалась устойчивая тенденция к снижению потребительских цен на лекарства. Так за первое полугодие в амбулаторном сегменте розничные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты снизились за первое полугодие 2010 г. на 5,34%, а в госпитальном сегменте закупочные цены – на 6,29 процента.
Основными приоритетами в сфере физической культуры и спорта в 2010 году были мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (далее – Программа), обеспечивающие создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также мероприятий по подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.
Объем финансирования в 2010 году за счет средств федерального бюджета составляет 10,87 млрд. рублей, в том числе по ГКВ – 10,4 млрд. рублей, НИОКР – 25,0 млн. рублей, «прочие нужды» – 456,4 млн. рублей.
Вышли приказы Минспорттуризма России от 23 апреля 2010 г. № 385 и от 28 июня 2010 г. № 656 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» по распределению субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в объеме 304,0 млн. рублей и 3,3 млрд.. рублей соответственно.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 21 мая 2010 г. № 338-рп «О проведении Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава» и заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани» 29 июля – 1 августа в г. Москве был проведен Международный спортивный форум «Россия - спортивная держава».
Развитие сферы образования за 2010 г. было направлено на реализацию основополагающих документов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Образование», Федерального закона «Об образовании» и др.
В ходе реализации инициативы «Наша новая школа» обновлен стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена. Разработаны квалификационные требования к педагогам, порядок их регулярной аттестации и профессиональной переподготовки. Подготовлено около 50 программ повышения квалификации учителей по проблематике профильного обучения. Консультативную помощь через семинары, конференции, форумы, круглые столы получили свыше 1500 специалистов системы общего образования, около 300 руководителей школ, из них: руководителей сельских школ (36%), городских школ (города с населением до 250тыс. чел.) (25%), городских школ (города с населением свыше 250 тыс. чел.) (39 процентов).
Выплату вознаграждения за классное руководство в общеобразовательных учреждениях получили 708,3 тыс. учителей; одной тысячи наиболее выдающихся учителей России выплачено денежное поощрение; награждены премией для поддержки талантливой молодежи 5350 талантливых молодых людей, в том числе 1250 премий победителям всероссийских и международных мероприятий в размере 60 тыс. рублей, 2500 премий – призерам всероссийских мероприятий по 30 тыс. рублей и 1600 премий – победителям региональных и межрегиональных мероприятий по 30 тыс. рублей, организовано дистанционное обучение 2 828 детей-инвалидов.
В реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках приоритетного национального проекта «Образование», начиная с 2008 года, участвуют 33 субъекта Российской Федерации (в 622 образовательных учреждениях созданы все условия для обеспечения школьников двухразовым горячим питанием в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами), в том числе в 2010 году – 18 регионов (295 школ, 162 477 обучающихся).
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 374 утвержден дополнительный перечень ГОУ НПО и СПО - победителей конкурсного отбора ГОУ НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. В перечень вошло 31 образовательное учреждение, расположенное в 21 субъекте Российской Федерации.
Созданы 6 новых федеральных университетов (федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
После проведения двух этапов конкурса на присвоение категории «национальный исследовательский университет» данная категория была присвоена 29 университетам.
В 2010 году обучение лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Воруженных Силах Российской Федерации, ведется на подготовительных отделениях 15 вузов, Общее количество обучаемых составляет 539 человек, из них: по очной форме обучения – 226 человек, по очно-заочной форме обучения – 179 человек, по заочной форме обучения – 134 человека.
Во исполнение Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г № 667 продолжается работа по проведению эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в федеральных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по направлениям подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики. Количество участников эксперимента составляет 49 образовательных учреждений, из них – 33 учреждений СПО и 16 учреждений ВПО. Эти образовательные учреждения расположены на территории 34 субъектов Российской Федерации: в Центральном федеральном округе – 18, Приволжском федеральном округе – 11, Северо-Западном федеральном округе – 6, Уральском федеральном округе – 5, Южном федеральном округе – 4, Сибирском федеральном округе – 2 и Дальневосточном федеральном округе – 2. В 2010 году на программы прикладного бакалавриата было зачислено 1361 человек, из них в учреждения СПО – 980 человек, в учреждения ВПО – 381 человек.
Продолжалась работа по разработке и утверждению федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). В 2010 года утверждены соответствующими приказами Минобрнауки России и зарегистрированы в Минюсте России 294 ФГОС начального профессионального образования, 234 ФГОС среднего профессионального образования, 287 ФГОС высшего профессионального образования (из них: уровень бакалавра – 134 ФГОС, уровень специалиста – 7 ФГОС, уровень магистра – 146 ФГОС).
Проводилась оптимизация сети образовательных учреждений всех уровней. Проводилась работа по совершенствованию регламентации создания и деятельности дошкольных организаций, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг.
В 2010 году осуществлялись мероприятия по реализации важнейших задач в сфере культуры, в том числе государственная поддержка учреждений культуры и искусства, и, в первую очередь, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Проводились мероприятия по обеспечению по сохранности культурного достояния Российской Федерации, музейных и библиотечных фондов и пополнение государственной части Музейного фонда, работы по созданию национальной электронной библиотеки, а также формированию Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, генерального электронного каталога Российской национальной библиотеки.
В 2010 году проводились ремонтно-реставрационные работ на 85 объектах культурного наследия, в том числе особо значимых: «Гостиный двор» в г.Архангельске; в рамках подготовки празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года; в рамках подготовки празднования 65-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; в рамках подготовки празднования 1000-летия основания города Ярославля; в рамках 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова.
Проведены такие наиболее значимые мероприятия, как фестиваль российской культуры во Дворце Фестивалей и конгрессов в г. Канны (Франция), концерт из цикла «Оперные шедевры из Франции», гастроли спектакля «Борис Годунов» в городах Париж и Со в рамках Года России-Франции 2010, гастроли Государственного духового оркестра России по городам Франции, церемония открытия ежегодного Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске», в рамках проведения мероприятий Союзных Государств в Италии на флорентийском музыкальном фестивале прошли гастроли Молодежного белорусско-российского Симфонического Оркестра.
Государственная финансовая поддержка в кинопроизводстве была направлена на дальнейшее увеличение числа фильмов, создаваемых на российских киностудиях, на расширение и обогащение содержательных программ нашего кино, на создание кинокартин, востребованных массовой зрительской аудиторией.
При этом приоритетной для российской кинематографии является необходимость создания кинопроизведений, ставящих актуальные проблемы развития страны, ориентации ее граждан в меняющихся социальных условиях; кинокартин на военно-патриотические темы; фильмов на исторические темы и экранизации; фильмов для детей и подростков со значимым познавательным и воспитательным потенциалом; кинопроизведений ярких жанровых форм, любимых зрителем, картин-дебютов, способствующих выявлению талантливых творческих кадров.
С начала 2010 г. было выпущено: 633 киновидеофильмов, из них 55 игровых, 442 неигровых, 136 анимационных.
За 2010 год года издательствами ведения Роспечати и ОАО отраслевой принадлежности со 100% участием государства выпущено 63,3 млн. экз. книг (в условном 10-листном исчислении), в том числе в декабре 2010 г. – 1,7 млн. экз., что составляет 101,1% и 43,6% к соответствующим периодам 2009 года.
Анализ выпуска книжной продукции по видам литературы показывает, что в 2010 году выпуск учебной литературы составил 60,3 млн. экз., или 100,1% к 2009 году, детской – 0,8 млн. экз., или 105,7%, научной и производственной литературы – 1,7 млн. экз., или 133,0%, художественной литературы – 0,2 млн. экз., или 116,5 процента.
Оказана государственная поддержка 371 организации на социально значимые проекты, в том числе на выпуск периодических печатных изданий для инвалидов и инвалидов по зрению, ветеранов, для детей и молодежи.
Основным направлением деятельности архивных учреждений является обеспечение качественного пополнения Архивного фонда Российской Федерации, а также эффективное использование содержащихся в нем информационных ресурсов в интересах граждан, общества и государства.
Осуществлялся перевод информационных
ресурсов с бумажных на электронные носители
и формирование на их основе электронных
каталогов и баз данных архивных описей
Заключение
Социальная сфера является