Экономика социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление основных противоречий функционирования социальной сферы и поиск наиболее оптимальных путей её совершенствования.
В работе будут решены следующие задачи:
Во – первых, необходимо определить какова же роль социальной сферы и её отраслей в развитии экономики страны.
Во - вторых, выявить ряд противоречий и проблем современной социальной сферы.
В – третьих, определить основные направления развития социальной сферы и её отраслей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Структура и особенности развития
социальной сферы в экономике РФ…………………………………………… 5
Социальная сфера и социальная инфраструктура экономики РФ………. 5
Особенности развития социальной сферы……………………………….. 8
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития
социальной сферы в РФ………………………………………………………… 13
2.2. Современные проблемы социальной сферы РФ…………………………. 13
2.3. Основные направления развития отраслей
социальной сферы России………………………………………………………. 18
Заключение……………………………………………………………………….. 25
Список используемой литературы………………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

соц.сфера.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     С другой стороны, специфика социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние воздействия преломляются через внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей внутренние противоречия[4].

     Еще одним рядом факторов развития социальной сферы являются факторы, которые специфичны именно для развития социального. Здесь имеется в виду, прежде всего, влияние социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических характеристик социальной сферы.

     Взаимосвязь и взаимовлияние социальной сферы и ее среды может иметь как постоянный, так и случайный характер. Переплетения необходимых и случайных взаимодействий придают их проявлениям вероятностный (стохастический) характер.

     Итак, выделим следующие группы факторов социального развития:

  • экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером и типом собственности на предприятиях, распределительных отношений;
  • политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;
  • правовые, обусловливающие законодательные нормы и правоотношения в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;
  • культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;
  • природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;
  • социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;
  • национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;
  • социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок[6].

     Качественные  и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем  развития отраслей производства и средств  потребления, производственной и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями; с другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления. При этом анализ ее движущих сил осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях и учитывает объективные и субъективные аспекты функционирования и развития социального воспроизводства.

     Поскольку особенностью социальной сферы является планомерное воздействие на каждый ее компонент со стороны субъектов управления, возникает необходимость выявления специфики механизмов их действия, познания объективных законов развития социальной сферы, изучения степени доминирования тех или иных законов и закономерностей в общем процессе ее функционирования. Движению в этом направлении будут способствовать выделенные нами факторы, детерминирующие самодвижение социальной сферы, а также выявление противоречий, лежащих в основе этого самодвижения.

     Представляется, что объективной основой деятельности индивидов, групп в социальной сфере, субъектов управления социальными процессами является противоречие между потребностями людей и материальными условиями, обеспечивающими их удовлетворение. В основе движения социальной сферы как движущегося, развивающегося целого лежит общий для всех его компонентов и в то же время специфический для системы в целом закон возрастания потребностей, управляющий функционированием как самого целого, так и образующих его частей. В социальной сфере общественные и личные интересы устремляются и к выравниванию степени удовлетворения потребностей людей, и к социально-групповому различию.

     Современное состояние социальной сферы в России характеризуется рядом особенностей, предопределяющих ее слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям. В их числе: недостаточность законодательной базы по данной области, что обусловливает отсутствие правовых норм по ряду услуг или порядку их предоставления, разночтения и спорные трактовки; институциональная неустойчивость, проявляющаяся в недовыполнении имеющимися институтами своих функций или выполнении их неподобающим образом; неопределенность в организации финансовых потоков, поступающих из разных источников, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств перед группами населения, которым положено предоставление социальных услуг бесплатно или при частичной оплате, вследствие чего обязательства не выполняются; отсутствие либо необоснованное завышение (или занижение) стандартов по услугам социального характера; имеются явные различия в доступе к социальным услугам населения столицы, крупных и малых городов, а также небольших поселков и сельских поселений, вследствие чего глубинка не получает и малой доли того, что приходится на жителей городов, особенно крупнейших [8]. Во многом с этим мнением можно согласиться и заключить, что управление социальной сферой в России нуждается в кардинальном обновлении и развитии. Решение проблем обеспечения качественного социального сервиса для всех категорий населения связано со значительными масштабными преобразованиями и с содержательным изменением функционирования социальной сферы и освоения социально ориентированного обслуживания. Качественное совершенствование рассматриваемой сферы реально в освоении нового спектра услуг, имеющих социальное значение, что требует использования новых форм оказания подобных услуг и преобразования управления в данной области, позволяющих гармонично сочетать интересы граждан, хозяйствующих субъектов, общества и государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2. Состояние и перспективы развития социальной сферы в РФ. 

    1. Современные проблемы социальной сферы РФ.
 

                 Развитие отраслей социальной сферы в начале 21 века стало актуальной проблемой экономики России.  Глубокие экономические и политические преобразования в нашей стране, начавшиеся ещё в начале 90-х годов, привели к тому, что государство было вынуждено  наиболее остро взглянуть на проблему развития социальной сферы. И, прежде всего, на необходимость регулирования и реформирования наиболее её значимых отраслей: образования, здравоохранения, ЖКХ, культуры.

            В данной сфере за последние 10 лет наметились положительные тенденции, как:

    • Обновление материально – технической базы учреждений социальной сферы;
    • Развитие частных коммерческих и некоммерческих образовательных медицинских организаций, организаций культуры, физической культуры и спорта;
    • Осуществление мероприятия по модернизации сферы социальных услуг в области образования, здравоохранения и культуры;
    • Возрастание регионального и социального неравенства в обеспечение населения услугами образования, здравоохранения, культуры и др.

          На сегодняшний день, в каждой из этих отраслей социальной сферы Российской Федерации, наблюдаются острые противоречия и проблемы, влияющие не просто на уровень жизни населения нашей страны, но и препятствующие её экономическому развитию.

            Рассмотрим наиболее существенные проблемы каждой из этих отраслей, требующих своевременного решения путем экономических, политических и социальных приемов.

           Современное состояние сферы образования в России охарактеризовал Президент России Д.А. Медведев. "С передовых позиций мы откатились", - признал он. "Слабость образовательной системы - это угроза конкурентоспособности страны в целом".         

               Текущими проблемой в сфере образования являются  высокий уровень коммерциализация высшего образования России. В государственных вузах 54% студентов учатся на платной основе и 46% - за счет бюджета, в то время как в Германии за счет бюджета учатся 90% студентов. Противостоят идее введения платного обучения Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция  - подлинно социальные государства.

         Отсюда же вытекает проблема доступности и качественности образования. По этой шкале  составители международного рейтинга поставили Россию на 31 место. В то время, как в ряде стран ЕЭС и БРИК высшее образование становиться либо полностью, либо преимущественно бесплатным, в России сектор бесплатного высшего образования значительно сужается, а школьное образование коммерциализируется.

          Если говорить о качестве образования, то за последние несколько лет, в целом по России оно значительно ухудшилось. Общий уровень школьной подготовки стал ниже требуемого в настоящее время. Наиболее заметным оказалось ухудшение знаний по русскому языку, литературе, математике, физике и химии. В 2009 году число неудовлетворительных оценок по математике составило 23,5%, по литературе - 25,3%, а по русскому языку - 11,2%. Средней отметкой по большинству предметов стала "тройка". Лишь по ряду дисциплин - обществознанию, информатике, английскому и французскому языкам большинство получило "четверку". В связи с этим, в 2009 году Рособрнадзор в целях самосохранения снизил требования к аттестации выпускников школ, после чего статистика ЕГЭ заметно улучшилась. Но качество образования от этого лучше не стало. Оно продолжает ухудшаться

        Одной из проблем в сфере высшего образования  на сегодняшний момент является проблема «открытого демпинга». Когда образовательные учреждения, «устанавливают плату за обучение на коммерческих местах ниже государственных нормативов, то есть пытаются заработать и сохранить свои учебные заведения, сознательно предлагая будущим студентам некачественное образование».

            Также заметно и сильное отставание сферы Российского образования в технологическом плане,  от  сферы образования США, например. В России, в ближнесрочной  перспективе, соотношение чисто очного, полностью через Интернет и комплексного (смешанного) обучения составит соответственно 54.7% - 13.7% - 31.6%, тогда как в США аналогичные данные составляют 20%-20%-60%

          Таким образом, приоритетным направление в развитие отрасли образования, на сегодняшний момент является модернизация сферы  российского образования, повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

       В сере здравоохранения, в России, за последние несколько лет были сделаны существенные изменения, которые позволили создать положительные тренды в этой сфере: Национальный проект «Здоровье», модернизация системы здравоохранения, прежде всего в сфере охраны материнства и детства – создание региональных перинатальных центров, центров здоровья для детей, улучшение работы учреждений родовспоможения и детства. В результате младенческая смертность в России снизилась за период с 2008 – 2011 гг. в два раза, с 15,3 до 7,5 смертей на 1000 живых новорожденных.

       Были также достигнуты заметные успехи, позволившие вывести ожидаемую продолжительность жизни российских женщин на рекордно высокий за всю историю России уровень – 74,9 лет. Достичь таких результатов позволили принятые за последние годы меры, такие как, внедрение программ  государственных закупок лекарственных препаратов, введение специальных доплат врачам первичного контакта, в том числе в сельской местности. Начата реализация беспрецедентных по общему объему региональных программ модернизации здравоохранения (2011 – 2012 годы – 460 млрд.руб).

          Основными проблемами в сфере здравоохранения, по – прежнему остается  недостаточный уровень доли бюджетного обеспечения сферы здравоохранения.  Если в России доля ВВП, расходуемого на здравоохранение, составляет 5,4%, то в восточно – европейских странах 6-8%, в странах Западной Европы – 9-12%. По данным Всемирного банка, в 2009 г. по доле расходов на здравоохранение в структуре ВВП Россия находится на 131-м месте в мире и на последнем в Европе (вместе с Румынией).

         Другими проблемами  сферы здравоохранения является низкий уровень  доходов медицинских работников,  низкий уровень информатизации медицинских учреждений,  в частности, находящихся в отдаленных от центра районах, нехватка квалифицированного персонала на местах и т.д.;

         Приоритеными направления развития сферы  являются: изменение системы финансирования системы здравоохранения; реструктуризация системы оказания профилактических мероприятий и оказания первой медицинской помощи; повышение финансового обеспечения медицинских работников; информатизация и интерантизация медицинских учреждений т.д.

         В области культуры основной задачей является сохранение культуры и искусства РФ, её национальных традиций, единого многонационального культурного потенциала и условий для интеграции культуры народов России  мировое культурное пространство, сохранение возможности доступа всех социальных слове населения к ценностям отечественной  культуры.

               Жилищно-коммунальное хозяйство России на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд общей площадью около 3 млрд. кв.м, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др.

Информация о работе Экономика социальной сферы