Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:25, контрольная работа
Тот факт, что норма прибыли фирм на одних отраслевых рынках устойчиво выше, нежели на других, наводит на мысль о наличии определенных экономических и иного характера препятствий для входа новых фирм. Эти препятствия, получившие наименование «входных барьеров», позволяют функционирующим на данных рынках фирмам получать более высокую прибыль, не опасаясь появления новых конкурентов. Позднее было предложено определить эти барьеры исходя из асимметрии в поведении действующих на отраслевых рынках и входящих на них фирм, а конкретнее – как издержки производства, которые должны нести входящие и несут функционирующие, укоренившиеся фирмы.
1. Теоретическая часть. Барьеры на отраслевом рынке: уровни, виды, значение………………………………………………………………………3
2. Задача……………………………………………………………………..11
3. Тест………………………………………………………………………..12
4. Литература………………………………………………………………..14
Усиление рыночной власти активных фирм расширяет возможности альтернативного механизма использования ресурсов в виде фирм или их частей. Наряду с ресурсами, товарами и услугами на отраслевом рынке обращаются сами фирмы. Операциями же рынка являются фирменные (корпоративные) слияния (поглощения).
Слияния, во-первых, обеспечивают механизм расширения контролируемой хозяйствующими субъектами доли рынка, альтернативной традиционной конкурентной борьбе, чреватой для действующих его участников значительными потерями. Во-вторых, - позволяют обойти входные барьеры (приобретенная фирма – априори участник данного рынка). В-третьих, - резко сокращают время, необходимое для развертывания бизнеса: сроки реализации инвестиционной программы уменьшаются. В четвертых, - снижают степень инвестиционных и других предпринимательских рисков.
Итак, участники отраслевого рынка делятся на категории пассивных и активных форм. Последние отличаются способностью проявлять рыночную власть за своими границами, возводить стратегические барьеры, препятствующие входу потенциальных конкурентов. Образование же рынка фирм свидетельствует о том, что, с одной стороны, продолжается процесс трансформации природы последних, с другой, - существенно расширяется сфера анализа отраслевой организации взаимосвязи производителей и потребителей товаров (услуг) на отраслевых рынках.
2. Задача.
На рынке присутствуют 10 фирм, объем продаж которых представлен следующим образом ( в млн. руб.)
Фирма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Объем продаж (млн. руб.) | 12 | 9 | 8,1 | 7,5 | 7,2 | 6 | 5,9 | 5,5 | 5,3 | 5 |
Определите долю каждого производителя на рынке. Рассчитайте показатели концентрации. На основе полученных данных определите уровень конкуренции и тип рыночной структуры отрасли.
А) Доля рынка это отношение объема продаж компании к объему продаж всего рынка.
Объем всех продаж= 71,5 млн. рублей
ДР= объем фирмы
весь объем
Фирма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Доля каждого производителя на рынке | 0,16 | 0,12 | 0,11 | 0,10 | 0,10 | 0,08 | 0,08 | 0,07 | 0,07 | 0,06 |
Б) Индекс концентрации
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
HHI = ΣYi2, i = 1, 2,...,n.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
HHI = (0,16+0,12+0,11+0,10+0,10+0,
На основании полученных данных можно сделать вывод, что тип рыночной структуры – совершенная конкуренция.
3. Тест.
В городе открылся первый ночной магазин. Это пример, скорее всего:
А – естественной монополии
Б – вынужденной монополии
В – временной монополии
Г – монопсонии
Объясните свой выбор.
Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
Временная монополия - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции
Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель.
Ответ: В – временная монополия. Открытие первого ночного магазина является временной монополией, поскольку спрос на услуги ночных магазинов и предложение конкурентов предполагает открытие новых ночных магазинов.
4. Литература.
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ
2. Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 5 августа 1995 года.
3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года – Положение о Федеральной Антимонопольной Службе.
4. Авдашева С.Б. Розанова Н.М. теория организации отраслевых рынков М. 1998
5. Вурос А. Розанова Н. Экономика отраслевых рынков М. Теис 2000
6. Грязнова А. Юданов А. Микроэкономика Теория и российская практика М 2001
7. Коуз Р. Фирма рынок и право М.1993.
8. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство М 2001
9. Пахомова Н.В. Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. «Экономика» Москва 2009
10. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков в структурно-логических схемах М 2002.
3