Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:18, курсовая работа
Цель данной работы – синтезировать различные представления о понятиях информации, неопределенности и риске, чтобы выявить место и роль информации в условиях неопределенности и риска во время финансово-экономического кризиса.
Введение 3
1. Понятие риска и неопределенности 5
1.1 Сущность, понятие и функции риска 5
1.2 Понятие неопределенности 9
1.3 Соотношение категорий «риск» и «неопределенность» 10
2. Характеристика информационной экономики 17
2.1 Понятие информационной экономики 17
2.2 Информационная экономика и индустриальная экономика 22
3. Роль экономики информации, неопределенности и риска в экономике Российской Федерации 26
3.1. Место и роль информации в условиях риска и неопределенности 26
3.2. Роль экономики информации, неопределенности и риска в экономике Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса 31
Заключение 40
Приложение 1 44
Приложение 2 47
Во-вторых, экономика — это наука, изучающая процессы создания, распределения и использования благ. В этом случае экономика представляет собой продукт сознания, который зависит от уникальных личностных качеств человека, а потому имеет субъективный характер. Она является теоретической экономикой, а объектом ее изучения является практическая экономика.
Также в рамках второй главы был приведен краткий сравнительный анализ основных положений индустриальной (традиционной) экономики и приходящей ей на смену информационной экономики. Сравнение было проведено по следующим критериям: продукт, труд, капитал, богатство, ценность, потребности, благосостояние, деньги, социальные взаимодействия, модель человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках второй главы решена часть поставленных задач.
Любая сфера человеческой деятельности, в особенности экономическая,
связана с принятием решений в условиях неполноты информации. Неполнота
информации создает неопределенность. В зависимости от степени определенности возможных исходов или последствий различных действий, с
которыми сталкивается лицо, принимающее решение, в теории принятия решений рассматривается три типа моделей выбора решений18:
• Выбор решений в условиях определенности, если относительно каждого действия известно, что оно обязательно приводит к некоторому конкретному исходу (в этом случае говорят, что решения принимаются в условиях определенности);
• Выбор решения в условиях, если каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно оцениваемую вероятность, известную лицу, принимающему решение (в этом случае говорят, что решения принимаются в условиях риска);
• Выбор решений в условиях, когда то или иное действие или действия имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смысла (в этом случае говорят, что решения принимаются в условиях неопределенности).
В экономической теории детально разработаны процессы принятия рациональных решений в условиях неопределенности, которые являются примером запрограммированных решений.
Решения, для которых используется информация в виде накопленного опыта или полученных знаний, являются наиболее часто встречаемые на практике. От полностью рационально принимаемых решений их отличает допущение ситуации неопределенности, которое вносится: во-первых, неопределенностью личностных оценок, мнений и стремлений лиц, принимающих решения; во-вторых - неопределенностью внешней среды, и в-третьих - недостаточностью и неопределенностью информации. Рассмотрим последовательно эти виды неопределенности.
С точки зрения личностных мотиваций лицу, принимающему решения, необходимо рассмотреть вопрос о влиянии на процесс принятия решений личностных оценок и систему ценностей руководителя. Общеизвестно, что основным критерием для принятия решений в области управления является максимизация прибыли (внутренней нормы прибыли). Однако в современных условиях структура управления новшеством на предприятии является сложным механизмом, так как сама собственность распыляется в результате акционирования капитала на многие части19. Предприятия в этих условиях представляют собой структуру, каждый член которой имеет свои интересы и стремления, которые так же в значительной степени могут отличаться от целей самой организации. Обычной стратегией принятия решений в подобных ситуациях является достижение компромисса с помощью установления желаемого уровня достижения цели, а не максимизации критериального показателя, или последовательного достижения различных целей. В условиях, когда решения принимаются при наличии недостаточной или неточной информации о внешней среде, или при полном отсутствии данных наблюдается картина (рис. 3.1.1).
Как
видно из приведенного рисунка, при
принятии решений различают два вида неопределенности
внешней среды: неопределенность из-за
полного отсутствия информации и риск.
Ситуация риска имеет место, если при наличии
нескольких возможных исходов (последствий)
принятого решения можно определить их
вероятность.
Рис. 3.1.1 Виды
неопределенности внешней среды при принятии
решений
При принятии решений в условиях риска, различают объективную и субъективную вероятность события. Объективность - наиболее желаемый способ определения вероятности. При проведении практических расчетов используются два различных способа определения объективной вероятности: при помощи математических методов и, используя статистические данные прошлых лет (периодов). Важную роль при определении вероятности такого типа играет достоверность и полнота статистической информации20. Но во многих случаях организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности. В этих условиях определение вероятности события основано на личностных, субъективных оценках руководителя (специалистов). Полученная таким образом вероятность является субъективной, она в большей степени зависит от уровня информированности лица, принимающего решения. Как преимущество применения субъективно оцениваемой вероятности следует назвать возможность ее использования для принятия неповторяющихся, нетрадиционных решений. Таким образом, если объективная эмпирическая вероятность получается непосредственно из существующих данных или информации, то субъективная - устанавливается без помощи данных на основе суждений и мнений. Ситуация полной неопределенности внешней среды означает, что для некоторого курса действий существуют варианты последствий (более чем один), вероятность которых определить нельзя. Сомнительно, чтобы предприниматель когда-либо мог ощущать, что он принимает решение в ситуации полной неопределенности. В современном мире существует достаточно развитая система информационного обеспечения и коммуникаций, которая в большей или меньшей степени способствует снятию неопределенности и переводит ситуацию в разряд рисковой. И, наконец, необходимо рассмотреть неопределенность, которая вносится в процесс принятия решений неточностью и неопределенностью самой информации. Получение точной информации и в достаточном объеме является стремлением каждого лица, принимающего решения. Качество принятых решений в значительной степени зависит от качества и надежности имеющейся информации, хотя целиком и не определяется ею21.
С точки зрения неопределенности представляется возможным выделить три типа информации. Наиболее простым типом является детерминированная информация, которая полностью представляет условия, в которых должно приниматься решение. Второй тип неопределенности информации - вероятностный, который соответствует рисковой ситуации принятия решения. Третий тип информации - неопределенный, когда информация неполна, неконструктуирована должным образом для того, чтобы иметь представление о вероятности каждого из множества возможных вариантов. Примером может служить общая непредсказуемость развития событий во всех сферах жизни страны (предприятия, проекта). Возможно, решение в таких условиях не принимается, и делается попытка получить более надежную информацию.
Потребность в информации определяет необходимость создания служб и отделов, которые занимаются ее сбором и подготовкой. В целом затраты на нужды информации не должны превышать выгод, которые она предоставляет. Именно целесообразность осуществления затрат на информацию заставляет лицо, принимающее решение, отказаться от дополнительных издержек и сознательно принимать решения в ситуации неопределенности.
Затраты на информацию в большей степени зависят от уровня неопределенности среды, в которой принимается решение22.
Количество
(QE) и цена (РЕ) необходимой информации
определяются точкой пересечения кривых
ожидаемой от нее предельной выгоды (MB)
и ожидаемых издержек (МС), связанных с
ее получением. Если ожидаемая выгода
от покупки информации не превышает ожидаемых
предельных издержек (MB > МС), то такую
информацию необходимо приобрести. Если
же наоборот (MB < МС), то от покупки такой
дорогой информации лучше отказаться:
дешевле будет сделать некоторые ошибки
(рис. 3.1.2).
Рис. 3.1.2.
Определение оптимального размера
необходимой информации
Чтобы повысить качество принимаемых хозяйственных решений, видимо, необходимы в первую очередь, меры по снижению неопределенности из-за отсутствия информации. Такие меры могут быть приняты и уже принимаются на общегосударственном уровне. Об этом свидетельствует то, что все большее место в средствах массовой информации занимает прогнозы, обзоры, реклама и другие мероприятия, с помощью которых можно судить о ситуациях на различных рынках страны. Следующим моментом должно стать повышение точности и надежности представляемой информации, которая может быть достигнута ужесточением ответственности средств массовой информации за публикацию неверных или неточных данных, что, в конечном счете, должно повысить доверие и степень восприятия информации.
Многие
российские коммерческие банки уже
давно пришли к пониманию того,
что наличие собственной
При
обострении кризиса роль
информационной работы в банке
резко возрастает, а ее акцент смещается
в направлении обеспечения
Руководству банка редко приходится действовать в условиях достаточности информации. Часто информация, попадающая на стол руководителя, является неадекватной и плохо структурированной. Желательно, чтобы информация для руководителя имела прогнозный характер. Прогнозы же можно строить с определенной долей вероятности, только располагая данными о реальном состоянии дел в финансовой и политической сферах, внешних по отношению к банку, а также о существующих тенденциях. Информационно-аналитические отделы должны учитывать фактор внешней среды (состояние мировой и российской финансовой системы, политическую обстановку в мире и стране, а также финансовое состояние контрагентов банка). Необходимо помнить, что банк функционирует в условиях не стационарной, а турбулентной среды, и информация адекватная в определенный момент времени может не оказаться таковой в следующий момент.
Не надо гоняться за закрытыми сведениями: очень много полезных сведений можно получить, фильтруя информацию открытых источников. Как известно, мировые разведки до 90% информации получают именно оттуда. Отобранная и структурированная информация может породить новое знание, даже если она сама по себе не нова.
Сегодня
информационно-аналитические
Мировой финансовый кризис поставил предприятия перед необходимостью искать способы выживания в новых условиях. Каждый раз, принимая управленческое решение, хороший руководитель задумывается, к каким последствиям оно приведет, какие возможные риски оно имеет. И как показывает мировой опыт, в будущем вопреки финансовому кризису, а может быть, и благодаря ему, принятие оптимальных управленческих решений будет базироваться на широком применении систем поддержки принятия решений. Одним из ключевых компонентов таких систем является подсистема управления рисками. В статье мы сконцентрируемся на вопросе управления информационными рисками на предприятиях24.
Как правило, создание комплексной системы управления рисками, в том числе информационными, в компании не может обойтись без разработки и принятия следующих мер25:
1.
Разработка нормативной базы
функционирования системы
1.1.
Политика информационной
1.2. Политика в области управления рисками.
1.3.
Регламенты и методики
1.4.
Дополнения в положения о
2.
Создание органов управления, контролирующих
и координирующих общую работу
по управлению рисками, в
3. Внедрение в практику работы подразделений компании (в том числе в Службе контроллинга) современных методов управления рисками (идентификации, оценки рисков, а также контроля эффективности управления рисками).
4.
Постепенный переход в
Обязательным условием успешного управления информационными рисками является его непрерывность. Поэтому оценка информационных рисков, а также разработка и обновление планов по их минимизации должны производиться в компании с определенной периодичностью, например раз в квартал. Периодический аудит системы управления рисками, проводимый независимыми экспертами, будет дополнительно способствовать минимизации рисков.
После общей растерянности первых нескольких недель кризиса многие компании приступили к активным действиям по преодолению кризисной ситуации. Вдвойне эта задача важна для компаний, имеющих территориально распределенные филиальные сети: четкая и эффективная антикризисная программа позволит избежать значительных спадов и провалов в регионах присутствия компании. На какие цели ориентировать филиалы? Какие составляющие необходимо предусмотреть в антикризисной программе компании, имеющей филиальную сеть?
Руководители и топ-менеджеры территориально распределенных компаний в ситуации большой неопределенности должны принимать решения – об оптимальной стратегии филиальной сети, о необходимости и конкретной программе изменения работы филиальной сети, об изменении кадровой политики и множество решений по другим вопросам. Каждый раз при принятии решений команда менеджеров стоит на распутье. Им приходится выбирать между потерями. Для того чтобы снизить неопределенность ситуации принятия решения используются алгоритмы, позволяющие минимизировать объем потерь26.
Для подготовки антикризисной программы необходимо максимально быстро провести оценку теперешней ситуации и возможные негативные тенденции в будущем. Исходя из собранных фактов и перспективных оценок можно будет разработать целевую программу, предотвращающую воздействие самых негативных факторов. И в первую очередь необходимо оценить динамику состояния различных регионов.
Начинаем оценку регионов с анализа экономического состояния. Динамика снижения основных экономических показателей сильно отличается в различных регионах. Это связано в первую очередь с различной экономической структурой. По прогнозам экспертов в наименьшей степени кризис затронет регионы с развитой пищевой промышленностью, сельским хозяйством. В большей степени и в значительной степени уже сейчас кризис отразился на регионах с преобладанием в экономике производств сферы b-to-b: например, уже сейчас известно, в каком непростом положении оказались компании, работающие на рынке металла. Для обоснованного вывода о темпах снижения регионального рынка необходимо знать инфраструктуру региональной экономики, собрать дополнительные данные на сайтах местных региональных СТАТов, еще раз проанализировать подборку данных из журнала «Эксперт», который регулярно публикует информацию об инфраструктуре регионов, а также привлечь всю информацию, ранее собранную филиалом. В результате можно с неплохим приближением вынести экспертное суждение о темпах падения региональных рынков.
Другой очень важный параметр оценки регионов основан на прогнозной оценке снижения емкости потребления продукции компании в регионе.
Продолжая комплексную оценку стагнации регионов, нужно обратить внимание на параметр конкурентности региональных рынков. Важно понять, насколько долго могут активно работать конкуренты в регионе, взвесить возможности и угрозы, которые идут от них. Среди общих тенденций можно ориентироваться на более быстрое сворачивание деятельности мелкими конкурентами и относительной стабильности больших компаний со значительными ресурсами. Однако необходим более тщательный анализ ситуации на региональном рынке и здесь источником информации в первую очередь является база данных по конкурентам филиала27.
Почему важно оценивать риски? Дело в том, что у каждой компании есть не только сильные, но и слабые стороны, которые, как правило, обостряются в кризисных ситуациях. Необходимо как минимум знать, а как максимум нейтрализовать слабые места компании до того момента, когда они приведут к проблемам.
Для того чтобы разработать эффективную программу противодействия кризису необходимо выделить основные направления, по которым кризис может нанести компании наибольшие разрушения, то есть оценить наиболее уязвимые сферы бизнеса. Можно использовать для оценки потенциальных рисков методику STAR, применяемую ведущими специалистами в области риск-менеджмента и адаптированную с учетом особенностей российского рынка. Настоящая методика не исключает, а дополняет детальный финанасово-экономический анализ рисков, и основана на экспертной оценке системы управления ведущими менеджерами компании: генеральным директором, коммерческим и директором по развитию, директором по маркетингу и другими топ-менеджерами. Методика отражает системный подход к оценке рисков. Наиболее важные риск-факторы, влияние которых на бизнес компании в условия кризиса необходимо оценить:
Каждый фактор состоит из нескольких параметров, количество которых варьируется от 3 до 12. Например, среди подобных параметров оказались28:
Первые два параметра подводят к необходимости проработки отделом маркетинга /планирования/ управления категориями специальной антикризисной программы изменения ассортимента и формирования новой ассортиментной матрицы с продукцией более низкого ценового сегмента.
Риск потенциальных потерь в физической инфраструктуре (склады, логистика) означает необходимость дополнительной проработки вопроса о возможности реформирования части региональных подразделений с собственной логистической инфраструктурой в торговые представительства. Имея карту оценки ситуации кризиса в регионах, можно определить те региональные подразделения, изменение статуса которых с полнофункциональных на только торговые необходимо рассмотреть в первую очередь29.
Последние два показателя риска формирует задачу для коммерческой службы по разработке специальной антикризисной политики продаж, в которой будут отражена обновленная система скидок, максимально поддерживающая непрерывность денежных средств от клиентов.
Таким образом, в рамках третьей главы была рассмотрена роль экономики информации, неопределенности и риска в экономике российской федерации.
В
зависимости от степени определенности
возможных исходов или
С точки зрения неопределенности выделяется три типа информации. Наиболее простым типом является детерминированная информация, которая полностью представляет условия, в которых должно приниматься решение. Второй тип неопределенности информации - вероятностный, который соответствует рисковой ситуации принятия решения. Третий тип информации - неопределенный, когда информация неполна, неконструктуирована должным образом для того, чтобы иметь представление о вероятности каждого из множества возможных вариантов.
В эпоху кризиса информация играет ведущую роль для выживания компаний на рынке. Например, банки имеют специализированную информационную службу. При обострении кризиса роль информационной работы в банке резко возрастает, а ее акцент смещается в направлении обеспечения экономической безопасности. В период кризиса любое решение является важным, а значит, резко возрастает роль служб, готовящих информацию, на основании которой решения будут приниматься.
Многие компании создают комплексную систему управления рисками, в том числе информационными, в компании не может обойтись без разработки и принятия следующих мер:
1.
Разработка нормативной базы
функционирования системы
1.1. Политика информационной безопасности, доведение ее положений до каждого сотрудника.
1.2. Политика в области управления рисками.
1.3.
Регламенты и методики
1.4.
Дополнения в положения о
2.
Создание органов управления, контролирующих
и координирующих общую работу
по управлению рисками, в
3. Внедрение в практику работы подразделений компании (в том числе в Службе контроллинга) современных методов управления рисками (идентификации, оценки рисков, а также контроля эффективности управления рисками).
4.
Постепенный переход в
Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках третьей главы выполнена часть поставленных задач.
В рамках первой главы было рассмотрено понятие, сущность и функции риска. Существует четыре группы определения категории риск. Первая группа определений трактует риск как неопределенность результатов деятельности. Вторая – как опасность или возможность ущерба. Третья - как вероятность потерь или дохода от деятельности, а четвертая – как ситуативная деятельность любого экономического субъекта. Понимание сущности экономического риска неотделимо от рассмотрения и учета его основных функций. Среди основных функций риска можно назвать аналитическую, стимулирующую, функция сбора и защитную функцию.
Также в данной главе было рассмотрено понятие неопределенность. Это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риск.
И, наконец, в рамках первой главы было рассмотрено соотношение категорий «риск» и «неопределенность». Был проведен анализ точки зрения на эти два понятия известного классика теории риска – американского ученого Фрэнка Найта (1885-1974). Практическое различие между категориями риска и неопределенности состоит, по его мнению, в том, что, когда речь идет о риске, распределение исходов в группе случаев известно либо благодаря априорным расчетам, либо из статистических данных прошлого опыта, тогда как в условиях неопределенности это не так по той общей причине, что ситуация, которой приходится иметь дело, весьма уникальна, и нет возможности сформировать какую-либо группу случаев.
В рамках второй главы была рассмотрена характеристика информационной экономики. Термин экономика используется для обозначения двух разных понятий: как сфера общественной жизни и как наука, изучающая процессы создания, распределения и использования благ.
Также в рамках второй главы был приведен краткий сравнительный анализ основных положений индустриальной (традиционной) экономики и приходящей ей на смену информационной экономики. Сравнение было проведено по следующим критериям: продукт, труд, капитал, богатство, ценность, потребности, благосостояние, деньги, социальные взаимодействия, модель человека.
В рамках третьей главы была рассмотрена роль экономики информации, неопределенности и риска в экономике российской федерации.
В
зависимости от степени определенности
возможных исходов или
С
точки зрения неопределенности выделяется
три типа информации: детерминированная,
вероятностная и
В эпоху кризиса информация играет ведущую роль для выживания компаний на рынке. Например, банки имеют специализированную информационную службу. При обострении кризиса роль информационной работы в банке резко возрастает, а ее акцент смещается в направлении обеспечения экономической безопасности. В период кризиса любое решение является важным, а значит, резко возрастает роль служб, готовящих информацию, на основании которой решения будут приниматься.
Многие компании создают комплексную систему управления рисками, в том числе информационными, в компании не может обойтись без разработки и принятия различных мер.
Таким образом, можно сделать вывод, что все поставленные задачи данной курсовой работы решены и цель достигнута.
Список
использованных источников и литературы
Классификация рисков
Классификационный признак | Вид риска | Характеристика риска |
1 | 2 | 3 |
Природа возникновения |
субъективный (связанный с личностью предпринимателя) | Неразвитые
способности к риску; недостаток опыта,
образования, профессионализма;
необоснованные амбиции; нарушение правил поведения на рынке; недостаточное понимание сделки и т. д. |
объективный |
Недостаток информации; стихийные бедствия; неожиданное изменение конъюнктуры рынка, уровня информации, законодательства, условий кредитования, налогообложения, инвестирования и.т.д. | |
В зависимости от этапа решения проблем |
на этапе принятия решения |
Ошибки в применении методов определения уровня риска из-за недостатка информации либо ее низкого качества, использования дезинформации; или, наоборот, отличное владение этими методами |
на этапе реализации решения | Ошибки в реализации правильного решения, неожиданные изменения субъективных условий | |
По масштабам |
локальный, на уровне
индивидуального производства |
Риск отдельной фирмы (компании, их структурных звеньев) |
отраслевой | Риск, связанный со спецификой отрасли | |
региональный |
Охватывающий предпринимательство на уровне территории субъектов Российской Федерации, экономических районов страны | |
национальный |
Охватывающий предпринимательство на уровне макроэкономики (ввиду неожиданных изменений в политике, законодательстве, кредитовании, налогообложении и т. п.) | |
международный
(межстрановой) |
Связанный с
изменениями в конъюнктуре между странами,масштабными бедствиями и т.д. |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | |||
По сфере возникновения |
внешний |
Неожиданные
изменения в экономической стихийные бедствия на больших территориях; валютный риск и т. п. | |||
внутренний |
Риски, связанные
со специализацией предприятия: производственный,
финансовый,
страховой и т. п. | ||||
По возможности страхования |
страхуемый |
Поддающиеся
количественному определению
и страхованию организациями, принимающими на себя риск страхователей | |||
нестрахуемый |
Форс-мажорные
риски, оценить уровень
которых невозможно, а также масштабные риски, когда никто не готов принять на себя риск страхователя | ||||
По видам предприниматьльской деятельности |
финансовый |
Риски на фондовом рынке: ликвидности, информационной, валютной и др.; банковские — кредитный, процентный, портфельный; падения общерыночных цен (инфляционный); лизинговый и факторинговый риски, связанные со спецификой клиента банка | |||
юридический | Сопряженный
с низким качеством законодательных актов
и неожиданными
изменениями в законодательстве | ||||
производственный |
Возникающий в связи с вынужденными перерывами в производстве, выходом из строя производственных фондов, потерей оборотных средств, несвоевременностью поставки оборудования, сырья и т. д. | ||||
коммерческий | Вследствие
неожиданных изменений в
конъюнктуре рынка и других условиях коммерческой деятельности | ||||
инвестиционный |
Обусловленный
неопределенностями, непредвиденными
обстоятельствами в инвестиционной
сфере, инновационной
деятельности | ||||
страховой | Формирование
страхового фонда, управления
последним, а также собственным имуществом, денежными средствами и персоналом | ||||
инновационный |
Вытекающий
из неопределенностей в
инновационной сфере (начиная от выработки инновационной идеи, воплощения ее в продукте и кончая реализацией соответствующего продукта на рынке |
Окончание
таблицы
1 | 2 | 3 |
По возможности диверсифи кации |
систематический |
Свойственный той или иной сфере предпринимательской деятельности (так, на фондовом рынке систематическим считается риск падения стоимости ценных бумаг в целом) |
специфический |
Связанный с
получением предпринимательского
дохода от конкретной операции в данной сфере деятельности | |
По степени допустимости |
минимальный | Характеризуется уровнем возможных потерь расчетной прибыли в пределах 0-25% |
повышенный | Не превышающий возможных потерь расчетной прибыли в 25—50% | |
критический | Характеризуется возможными потерями расчетной прибыли в 50—70% | |
недопустимый | Возможные потери
близки к размеру собственных средств,
что чревато банкротством
фирмы. Коэффициент риска равен 75—100% |
Стадии
развития экономики
№ | Экономическое явление | Экономическая теория | Глава школы | Период |
1 | Формирование рынков | Меркантилизм | А. Монкретьен | XVII в. |
2 | Доминирование сельскохозяйственного труда | Физиократия | Ф. Кенэ | Вторая половина XVIII в. |
3 | Доминирование ручного труда | Классическая школа | А. Смит | Вторая половина XVIII — первая половина XIX в. |
4 | Кризис рыночной системы | Марксизм | К. Маркс | Середина XIX в. |
5 | Возрастание потребления | Австрийская школа | К. Менгер | Вторая половина XIX в. |
6 | Саморегулирование экономики | Неоклассическая школа | А. Маршалл | Вторая половина XIX в. |
7 | Влияние культуры на экономику | Институционализм | Т. Веблен | Конец XIX — начало XX в. |
8 | Государственное вмешательство | Кейнсианство | Дж. Кейнс | Середина XX в. |
9 | Влияние экономики на культуру | Экономический империализм | Г. Беккер | Вторая половина XX в. |
10 | Доминирование творческого труда | Информационная экономика | Й. Шумпетер | XXI в. |
Информация о работе Экономика информации, риска и неопределенности