Экономика информации, риска и неопределенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – синтезировать различные представления о понятиях информации, неопределенности и риске, чтобы выявить место и роль информации в условиях неопределенности и риска во время финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение 3
1. Понятие риска и неопределенности 5
1.1 Сущность, понятие и функции риска 5
1.2 Понятие неопределенности 9
1.3 Соотношение категорий «риск» и «неопределенность» 10
2. Характеристика информационной экономики 17
2.1 Понятие информационной экономики 17
2.2 Информационная экономика и индустриальная экономика 22
3. Роль экономики информации, неопределенности и риска в экономике Российской Федерации 26
3.1. Место и роль информации в условиях риска и неопределенности 26
3.2. Роль экономики информации, неопределенности и риска в экономике Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса 31
Заключение 40
Приложение 1 44
Приложение 2 47

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Экономика информации, риска и неопределенности.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

      В теоретической экономике могут  одновременно существовать теории, противоречащие друг другу. Та теория, которая находит среди экономистов значительное число сторонников и вместе с тем служит основой для создания системы согласованных между собой теорий, порождает экономическую школу. Эмпирической основой каждой экономической школы служит некоторое явление, которое, по мнению приверженцев этой школы, является важнейшим, т.е. определяет функционирование всей экономической системы. Это явление называют экономической доминантой. Если данное экономическое явление объективно играет доминирующую роль в практической экономике, то экономическая школа обычно занимает доминирующее положение в теоретической экономике, т.е. становится господствующей. Если на протяжении длительного исторического периода сменяющие друг друга идеи относятся к одному направлению, то оно становится господствующим направлением. В экономической науке уже на протяжении трёх  столетий  господствует либеральное направление, поэтому его также определяют как  мейнстрим (от англ. Mainstream - основное  направление). Экономическая доминанта, общая для всех либеральных школ, выражается в определяющем значении производства  материальных товаров,  или  индустриального производства. Поэтому систему либеральных экономических теорий можно охарактеризовать как теорию индустриальной экономики, или просто как индустриальную экономику.

      Стадией развития экономики называют исторический период, который характеризуется  какой-либо одной доминантой. Каждой стадии отвечает господствующая школа, которая выбрала в качестве эмпирического базиса своих теорий доминирующее экономическое явление. Название  экономической школы часто  содержит указание на соответствующую экономическую доминанту11:

  • Меркантилизм. Экономическая доминанта — формирование рынков, расширенные сферы  торговли. Период  расцвета этой школы — XVII в.
  • Физиократия. Экономическая доминанта - преобладание сельскохозяйственного труда. Период рацвета - вторая половина XVIII в
  • Классическая школа построена на постулате о трудовой ценности, утверждающем  физический труд в качестве единого источника ценности. Экономическая доминанта - преобладание физического труда и мануфактурного производства. Период рацвета - вторая половина XVIII - первая половина XIX в.
  • Институционализм. В основе названия школы лежит понятие институт-исторически сложившаяся общественная традиция. Экономическая доминанта — усиление влияния культурных факторов на хозяйственную жизнь. Период расцвета — конец XIX – начало XX в. (Приложение 2).

      В конце XX в. явно  обозначилось экономическое явление, которое  начинает играть  определяющую роль общественной жизни развитых стран. Это явление заключается в доминирующем значении творческого труда в производстве благ. Под творчеством понимается любая высшая деятельность человека, которую  не могут осуществлять  животные или машины. Продуктом  творческого труда  служит информационный, а не  материальный продукт, что  было характерным  для индустриальной эпохи. Таким образом, в современном обществе новая экономическая  доминанта  приходит на смену  старой, причем столь глубоких изменений  общество не испытывало уже несколько столетий.  Изменяются сущностные характеристики доминирующих в  обществе благ.  Во- первых, изменяется  физическая форма блага: оно становится нематериальным. Во-вторых, изменяется экономическая форма блага: оно становится нетоварным, т.е. общественные отношения по поводу создания, распределения  и    использования  информационных  продуктов не  опосредуются товарным обменом  с использованием денег. Таким образом, на смену индустриальной  экономике приходит информационная экономика12.

      Термин  информационная  экономика используют для обозначения двух разных понятий. Во-первых, информационная экономика  есть  современная стадия  развития цивилизации, которая  характеризуется   преобладающей ролью творческого труда и информационных благ.  Во-вторых, информационная экономика — это теория, объектом изучения которой служит информационная экономика в первом смысле. В этом случае информационная экономика представляет собой экономическую теорию информационного общества, или теорию информационной экономики.

      Теория  информационной экономики  находится  в начальной  стадии своего развития, поскольку  переход цивилизации  в информационную стадию начался  лишь несколько  десятилетий тому назад. Впервые выражение "информационная экономика" широко прозвучало в 1976 году, когда сотрудник Стэнфордского центра междисциплинарных исследований американский экономист Марк Порат издал работу под этим названием. Год спустя он выпустил многотомный доклад с тем же названием, который в общих чертах обозначил некоторые проблемы, изучаемые данной областью экономической науки. Однако еще до выхода этих работ и в нашей стране, и за рубежом появились публикации, которые ставили и решали различные проблемы, относящиеся к предмету изучения информационной экономики. Среди авторов, чьи работы в значительной степени являются источниками информационной экономики как отдельной составной части экономической науки, следует в первую очередь назвать Ц.Грилихеса, Д.Белла, У.Дайзарда, Е.Масуду, Дж.Мартина, Ф.Махлупа, Р.Нельсона, Э.Мэнсфилда, И.Николова, Э.Тоффлера, Т.Стоуньера, Ж.Эллюля, Й.Шумпетера, а в нашей стране —Л.Л.Вегера, А.И.Анчишкина, Л.С.Глязера, Л.М.Гатовского, Г.И.Жильцова, В.Я.Ельмеева, В.А.Жамина, А.С.Консона, В.В.Зубчанинова, Г.А.Лахтина, В.А.Трапезникова, А.Б.Николаева, С.В.Пирогова. Термин информационная экономика  вошел в широкий научный оборот также благодаря испано-американскому экономисту Мануэлю Кастельсу, который в 1996 — 1998гг. опубликовал трехтомную монографию «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»13.

      К настоящему времени ещё не сформировалась целостная теория информационной экономики, которая разделялась бы большинством экономистов. При определении информационного  общества они используют различные  критерии: технологический, экономический, трудовой, пространственный, потребительский и креативный.

      Рассмотрим  экономический критерий, который предполагает учет роста экономической ценности информации. Увеличение доли информационного бизнеса в валовом внутреннем продукте трактутеся как движение в направлении к информационному обществу.

      Одним из первых использовал экономический  критерий Фриц Махлуп, который отнес  к информационным отраслям право, образование, издательское дело, средства массовой информации и производство компьютеров. Марк Порат ввел различие между первичным и вторичным секторами экономики. Первичный сектор поддается точной экономической оценке, поскольку он непосредственно создает рыночную ценность. Со вторичным сектором сделать это труднее, хотя он является существенным для экономики, т.к. включает в себя информационную деятельность внутри компаний и государственных учреждений14.

      Экономический критерий определения информационного  общества получил теоретическое  обоснование в работах Герберта Шиллера. Он пришел к выводу, что по отношению к любым инновациям, связанным с информацией и коммуникацией, решающей становится роль рынка: информация должна превратиться в товар, т.е. доступ к ней все чаще будет возможен только на коммерческих основаниях. В этом отношении информация все больше будет уподобляться любым другим товарам. Шиллер утверждает, что рыночные принципы (в наибольшей степени — стремление к максимизации прибыли) работают в информационной сфере так же, как и в капиталистическом обществе в целом. В соответствии с этим принципом количество и качество произведенной информации напрямую зависят от того, есть ли возможность прибыльно продать ее. Отсюда следует, что давление рынка особенно сильно сказывается на решении, какого вида информацию нужно производить, для кого и на каких условиях.

     

  • 2.2 Информационная экономика и индустриальная  экономика
  •  

          Рассмотрим  краткий сравнительный анализ основных положений индустриальной (традиционной) экономики и приходящей ей на смену  информационной экономики:

          1. Продукт. Доминирующим видом продукта  в индустриальном обществе является  материальный объект, а в информационном  обществе — информационный объект, лишенный материальной формы15.

          2. Труд. Доминирующим видом труда  в индустриальном обществе является  просто (физический, ручной, неквалифицированный) труд, который признается производительным трудом. При этом творческий труд считается непроизводительным. В информационном обществе, наоборот, доминирует творческий труд, который считается производительным. Первым экономистом, который причислил умственную деятельность к производительному труду, был немецкий ученый Фридрих Лист.

          3. Капитал. Доминирующим видом капитала  в индустриальном обществе является  материализованный (внешний) капитал:  здания, станки, машины и пр. В информационном обществе важнейшую роль играет интеллектуальный (внутренний) капитал, т.е. Образование, опыт, здоровье и пр. Первой теорией внутреннего капитала является теория человечекского капитала американского экономиста Гэри Беккера.

          4. Богатство. В индустриальном обществе под богатством понимаются принадлежащие человеку материальные ценности, такое богатство является внешним по отношению к человеку. Физический капитал является составной частью материального богатства. В информационном обществе под богатством понимается внутреннее богатство человека — система его личностных качеств. Человеческий капитал является составной частью внутреннего богатства.

          5. Ценность. В индустриальной экономике  общественная ценность блага  определяется его рыночной ценой, т.е. способностью блага увеличить материальное богатство человека. В классической школе, которая составляет базис теории индустриальной экономики, ценностью выступает трудовая деятельность. Она равна объему простого труда, затраченного на изготовление продукта. В информационной экономике общественная ценность блага определяется его способностью увеличивать продолжительность высшей деятельности человека. В этом случае ценность представляет собой креативную ценность. Таким образом, трудовая ценность и креативная ценность имеют одну и ту же единицу измерения — время жизнедеятельности человека16.

          6. Потребности. В теории индустриальной  экономики потребление понимается  как целевое использование материального  продукта. Поэтому потребности классифицируют  на основе классификации материальных благ. Утверждается, что человек имеет множество потребностей, каждая из которых закреплена за определенным классом благ: потребность в еде, одежде, жилище и т.д. В теории информационной экономики потребление понимается как использование продукта (материального или информационного) в целях увеличения результата высшей деятельности человека. В этом случае полезный эффект потребления любого блага заключается в увеличении универсального целевого показателя, поэтому классификация благ лишена смысла. Все они удовлетворяют сущностную, родовую потребность человека в творческой деятельности. При этом все прочие потребности, рассматриваемые в традиционной экономике, являются вторичными, вспомогательными.

          7. Благосостояние. В индустриальном обществе благосостояние человека измеряется потоком материальных благ (денежных доходов), а общественное благосостояние — величиной национального дохода за определенный период времени. Теория материального (экономического) благосостояния создана английским экономистом Артуром Пигу. В информационном обществе благосостояние человека измеряется потоком креативных благ (периодов творчества), а общественное благосостояние — суммарной продолжительностью творческой деятельности всех членов общества за конкретный период времени.

          8. Деньги. В индустриальном обществе  благосостояние имеет денежную  форму, поэтому деньги служат  конечной целью экономической  активности хозяйственных субъектов.  В информационном обществе конечной  целью является высшая деятельность, а деньги выступают в качестве средства увеличения креативного благосостояния.

          9. Социальные взаимодействия. В любом  обществе функционирование экономики  основано на социальных взаимодействиях  — совместных общественных действиях  индивидов, в результате которого изменяется их благосостояние. В индустриальном обществе доминируют взаимодействия в форме товарного обмена — обезличенные и опосредованные денежным обращением. В информационном обществе доминируют социальные взаимодействия в форме информационного обмена продуктами творческого труда. Эти взаимодействия имеют межличностный характер и подразделяются на прямые (например, общение) и опосредованные институтами культуры (например, написание книги)17.

          10. Модель человека. Теория индустриальной  экономики базируется на модели «экономического человека», а теория информационной экономики — на модели «креативного человека».

         Таким образом, в рамках второй главы была рассмотрена характеристика информационной экономики. Термин экономика используется для обозначения двух разных понятий.

          Во-первых, экономика — это сфера общественной жизни, в которой создаются, распределяются и используются блага, т.е. объекты, необходимые человеку для жизни  и развития. В этом случае экономика  представляет собой объективную  реальность, которая не зависит от каких-либо субъективных оценок. Она является практической экономикой, составным элементом которой становится экономическое явление — устойчивый процесс, который может быть выявлен и исследован эмпирическими методами. Все экономические явления, относящиеся к одному обществу и к одному периоду времени, согласованы между собой и не могут противоречить друг другу.

    Информация о работе Экономика информации, риска и неопределенности