Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:21, курсовая работа
Сферы политики и экономики тесно переплетены, зависят друг от друга, в условиях современного политического процесса претерпевают весьма существенные изменения. Их взаимоотношения оказывают заметное влияние на становление политической системы, эффективность политического управления, на характер и ход реформирования современной России. Политика есть вопрос о власти между различными социальными силами; о сферах их влияния на властные структуры, участие в представительных органах и т.д. Одна из главных целей в политике - устройство государственной власти. Государство призвано охранять интересы самого могущественного экономически класса. Экономически господствующий класс становится и господствующим политически. Это хорошо просматривается на примере современной России.
Целью курсовой работы является изучение взаимодействия и относительной обособленности экономической теории и экономической политики, анализ основных группировок и показателей, характеризующих экономику России.
Введение
Глава1. Экономика и политика. Анализ основных экономических показателей России
1.1. Экономическая теория: ее предмет и функции
1.2 Взаимосвязь политики и экономики. Теоретические аспекты проблемы
1.3. Государство – активный участник рыночных отношений
1.4. Анализ объема и динамики ВВП
Глава 2. Восстановление экономики и экономическая политика государства
2.1. Экономическая политика государства
2.2. Основные закономерности восстановления экономики государством
2.3. Меры экономической политики российского государства необходимые для восстановления темпов развития экономики
2.4. Перспективы экономической политики России
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Развитие отечественной обрабатывающей промышленности и строительства способно обеспечить кардинальное повышение качества жизни россиян, создать потенциал позитивного изменения условий проживания на основе масштабного предложения доступного жилья, дальнейшей эффективной автомобилизации и опережающего развития инфраструктуры.
Первичный сектор экономики России, добывающая промышленность и особенно экспортоориентированные отрасли, представляют собой важнейший материальный ресурс экономического роста и поддержания уровня и динамики экспортных доходов. Последнее особенно важно в период восстановления технологического потенциала обрабатывающего сектора промышленности, строительства и транспорта. Выполнение первичным сектором экономики задач материального обеспечения экономического роста в России и поддержания в среднесрочной перспективе положительных значений чистого экспорта также требует развития в рамках добывающей промышленности комплексной переработки сырья, увеличения доли конечной продукции в экспорте.
Условия возрождения экономики. Для обеспечения динамичного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение минимум следующих трех предпосылок. Это, во-первых, максимально возможное использование уже имеющегося в стране и сохранившего технологические свойства производственного потенциала. Во-вторых, сохранение в России генерируемых в рамках отечественной экономики финансовых ресурсов и превращение их в главный источник спроса на отечественную продукцию (современный уровень вывоза капитала в 15—20 млрд. долл. ежегодно эквивалентен потере 450—600 млрд. руб. конечного спроса или 6—8% потенциального среднегодового прироста производства; в среднем за год отток финансовых ресурсов за пределы страны фактически и являлся одной из главных причин многолетнего спада). В-третьих, — создание в экономике условий для нормальной инвестиционной деятельности и осуществления процесса расширенного производства. Именно под углом зрения создания этих условий должны рассматриваться все вопросы экономической политики и формироваться концепция экономического развития России на перспективу.
Основной предпосылкой концепции развития является предположение о том, что экономический рост в России в среднесрочной перспективе на уровне 5—7% в год по общим объемам производства и 10—15% — по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности не только необходим, но и возможен. Такая возможность в ближайшие годы определяется рядом позитивных факторов, в том числе возникших в результате многолетнего спада производства.
Это, во-первых, наличие незагруженных производственных мощностей. Речь идет о «натуральном» капитале, т.е. о зданиях, сооружениях, станках, механизмах, тепловых и электрических коммуникациях, которые в условиях глубокого экономического кризиса использованы в производстве продукции не в полной мере или выведены в резерв. Часть из них по разным причинам не может быть заново запущена в производство, но значительная часть сохранена и в состоянии интегрироваться в состав функционирующего капитала в случае повышения уровня платежеспособного спроса. Увеличение размеров функционирующего капитала на базе вовлечения этих мощностей является «бесплатным» ресурсом экономического роста, так как на первом этапе не потребуется значительных инвестиций для наращивания производства за счет ввода новых мощностей.
Во-вторых, — ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики[14,с.127]. В настоящее время она не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы. Единственным серьезным ограничением является нехватка квалифицированной рабочей силы, потеря многими предприятиями (особенно отраслей обрабатывающей промышленности) за годы стагнации наиболее квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Восстановление кадрового потенциала потребует значительных усилий и длительного времени, но в части материальных ресурсов на первом этапе не будет необходимости в специальных усилиях и средствах для формирования заделов для экономического роста. Ситуация 1999 г., когда при практически неизменных инвестициях отечественные производители существенно увеличили объемы промышленного производства, воспользовавшись снижением конкурентоспособности импортной продукции на внутреннем рынке в результате девальвации рубля, подтверждает возможность использования незадействованных производственных резервов для организации экономического роста.
В-третьих, — относительное снижение издержек во многих отраслях обрабатывающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения в 1998—1999 гг. Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках в отношении традиционных товаров российского экспорта позволило существенно укрепить финансовое положение экспортных отраслей. Это привело к образованию в ряде секторов экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой основой экономического роста.
Следовательно, в российской экономике имеются главные предпосылки продолжения экономического подъема: свободные производственные мощности, «мягкие» ресурсные ограничения и ищущие эффективного приложения финансовые ресурсы. Основная задача экономической политики состоит в том, чтобы соединить эти факторы роста. В этом случае удастся реализовать малокапиталоемкий вариант развития большинства отраслей народного хозяйства и промышленности. Расчеты показывают, что в ближайшие два—три года только путем использования уже существующих производственных мощностей производство может быть увеличено минимум на 25—30%. В то же время ориентация на приоритетное обслуживание внешнего спроса практически исключает устойчивый экономический рост. Сохранение основных составляющих воспроизводственного режима последних лет может обеспечить в лучшем случае не более чем трехпроцентный экономический рост, стагнацию в течение десятилетия уровня жизни населения и повлечь за собой дальнейшее снижение роли России в мировой экономике и политике.
Вместе
с тем сохранившийся ресурсный
потенциал невечен. Любая задержка
с разработкой и реализацией адекватной
социально-экономической политики с неизбежностью
сокращает обусловленные им возможности
позитивного экономического развития
и достижимые его итоги[16,с.103].
2.3.
Меры экономической политики российского
государства необходимые для восстановления
темпов развития экономики
Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики. В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией - на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной.
На
современном этапе главной
Реализация
экономической стратегии
Рыночная
экономика, обладая некоторыми достоинствами,
имеет ряд существенных недостатков.
Один из них - неуправляемость, при которой
трудно направить развитие экономики
на достижение общенациональных целей
(укрепление геополитического положения
страны в мире, обеспечение научно-
Можно возразить: но ведь за последние годы российская экономика развивается достаточно быстро. За 2001-2005 гг. ВВП России вырос на 35%, промышленная продукция - на 28%, реальные доходы населения - в 1,7 раза[10,с.113]. Это все так. Но анализ показывает, что нынешний рост происходит в основном благодаря ряду факторов, благоприятно сложившихся для российской экономики в последние годы. К их числу относятся, прежде всего, высокие цены мирового рынка на нефть, другие топливные и сырьевые ресурсы. Нетрудно видеть, что все это факторы конъюнктурного, недолговременного характера и будут исчерпаны в ближайшие годы.
Следует учитывать также, что происходящий рост экономики имеет стихийный, неуправляемый характер и не позволил пока решить ни одну из острых проблем развития, стоящих перед страной. Практически во всех отраслях сохраняется высокий физический и моральный износ основных фондов, препятствующий инновационному развитию и повышению конкурентоспособности большинства производств. Слабо преодолевается топливно-сырьевая направленность экономики. В условиях ориентации ее на рынок западных стран сохраняется огромное положительное сальдо внешнеторгового баланса, что означает работу российской экономики на потребности этих стран, а не на решение отечественных проблем.
Таким
образом, если Россия в самое ближайшее
время не найдет новых эффективных
методов обеспечения
Решающую
роль в развитии общества играет взаимодействие
экономики и политики. Экономика выступает
определяющей детерминантой политической
жизни. Эта зависимость получила всестороннее
обоснование в марксизме. Марксизм исходил
из того, что государство, политические
отношения определяются характером экономических
отношений и уровнем
развития производительных сил. Эта идея
была развита В.И. Лениным.
Однако позиция однолинейного экономического
детерминизма,
представленная в марксизме, не позволила
отметить относительную
автономность политики и объяснить ряд
исторических примеров, которые
не укладываются в эту схему, например,
как на основе
рабовладельческого способа производства
возникла демократическая
форма правления в Афинах. Общества, находящиеся
на одной ступени развития производительных
сил, обмена и потребления, могут иметь
разные типы политической системы, отличаться
социальной структурой. Например, современная
рыночная экономика может сочетаться
как с демократическими, так и с авторитарными
режимами.
Наконец,
политика может быть детерминирована
и другими фак
торами: культурными, географическими,
особенностями социальной структуры общества
и исторического развития.
Вместе с тем, влияние экономических отношений
на политику существует, хотя оно и не
всегда бывает заметным в повседневной
жизни:
Экономический фактор определяет главные
параметры социальной
стратификации общества: классовую, профессиональную,
имущественную,
что сказывается на политической жизни.
Так, например, уровень политической стабильности
зависит от соотношения богатых и бедных
в
структуре общества, наличия значительного
среднего класса.
Политические интересы людей прежде всего
детерминированы их экономическими интересами.
Определяющую роль играют отношения собственности
и распределения. Это порождает различные
политические требования, программы и
лозунги. Экономическое интересы "заставляют"
бизнесэлиту финансировать избирательные
кампании, непосредственно
воздействовать на политиков для принятия
выгодных для бизнеса
решений. Экономическая нестабильность
и кризисы порождают кризисы доверия к
правительству, являются причинами смены
власти, роста протестных форм активности
населения и революций.
Внешняя политика государства строится
с учетом интересов национальной экономики.
Вопрос о том, насколько политический
фактор (в качестве которого в первую очередь
выступает государство) может присутствовать
в экономике является спорным. Это влияние
может быть как позитивным, так и негативным.
Командование экономикой с помощью директив
оборачивается ростом теневой экономики,
дефицитом, потерей экономической
заинтересованности, что в конечном итоге
заканчивается крахом
социальной системы. С другой стороны,
государство средствами политики
должно поддерживать порядок и урегулированность
экономических
отношений, сдерживать негативные проявления
рынка.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.
На экономической теории
2.
Экономическая теории