Экономика и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Сферы политики и экономики тесно переплетены, зависят друг от друга, в условиях современного политического процесса претерпевают весьма существенные изменения. Их взаимоотношения оказывают заметное влияние на становление политической системы, эффективность политического управления, на характер и ход реформирования современной России. Политика есть вопрос о власти между различными социальными силами; о сферах их влияния на властные структуры, участие в представительных органах и т.д. Одна из главных целей в политике - устройство государственной власти. Государство призвано охранять интересы самого могущественного экономически класса. Экономически господствующий класс становится и господствующим политически. Это хорошо просматривается на примере современной России.
Целью курсовой работы является изучение взаимодействия и относительной обособленности экономической теории и экономической политики, анализ основных группировок и показателей, характеризующих экономику России.

Содержание

Введение
Глава1. Экономика и политика. Анализ основных экономических показателей России
1.1. Экономическая теория: ее предмет и функции
1.2 Взаимосвязь политики и экономики. Теоретические аспекты проблемы
1.3. Государство – активный участник рыночных отношений
1.4. Анализ объема и динамики ВВП
Глава 2. Восстановление экономики и экономическая политика государства
2.1. Экономическая политика государства
2.2. Основные закономерности восстановления экономики государством
2.3. Меры экономической политики российского государства необходимые для восстановления темпов развития экономики
2.4. Перспективы экономической политики России
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик АЛЕНА.docx

— 101.05 Кб (Скачать)

     Экономическая политика - система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии[16,с.11]. Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики. В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной.

     Взаимосвязь политических и экономических проблем  постоянно обнаруживается даже на поверхности событий. Мы уже привыкли, что экономические дискуссии всегда тесно связаны с политическими дебатами и они ведутся не только в учебных аудиториях, на теоретических конференциях, но и в средствах массовой информации. При этом граница между политикой и экономикой очень подвижна.

     Приступая к рассмотрению этой сложной и  многогранной темы, необходимо определиться в понятиях.

     Политика (от греч. polites – искусство управления государством) – деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами.

     К этому следует добавить, что предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию обеспечения урегулированности [3,c.81] и порядка социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства, совместного труда. “Регулярность и порядок сами суть необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен приобрести общественную устойчивость и независимость от простого случая и произвола. Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от простого случая и просто произвола” [1,с.382]. Очевидно, что эта функция наиболее непосредственно связана с экономикой.

     Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами [5,c.115] и взаимоотношениями людей. В этом существо проблемы. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними – все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов. В действительности различные “факторы производства” – это люди из плоти и крови. Собственник капитала и наемный работник могут противостоять друг другу. Для многих людей с малыми доходами и ничтожной властью все разговоры о “свободном выборе” кажутся издевательством.

     Понимание экономических взаимосвязей дает возможность  изменить условия нашей жизни, добиваться ее улучшения. Наша повседневная жизнь, хотим мы того или нет, наше собственное  положение, наша жизненная ситуация, зависят от заработной платы и цен, квартирной платы и налогов, прибылей и инвестиций, безработицы и инфляции. Именно эти явления называются макроэкономикой. Если мы не влияем на эти явления и не понимаем их, то принимать решения всегда будет та или иная небольшая группа так называемых “экспертов”-экономистов. И здесь вновь актуально звучат слова: “Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов” [4,с. 38].

     Но  и очевидно также, что экономисты представляют интересы различных групп, социальных слоев, классов и обычно спорят друг с другом. Одни хотят сократить бюджет, в то время как другие – наоборот. Одни хотят снизить налоги, другие утверждают, что мы не можем себе этого позволить. Одни считают, что нужно как-то противодействовать дефициту платежного баланса, а другие не видят в этом никаких причин для беспокойства. И так далее.

     Эти разногласия не новы. Еще почти  сто лет назад Бернард Шоу  говорил: “Даже если собрать всех экономистов на свете, они не смогут договориться”. Дело в том, что экономисты часто исходят из теорий и абстрактных моделей действительности, которые они же [4,c.39] впоследствии и интерпретируют разными способами. Хотя многие правомерно утверждают, что экономический анализ действителен лишь для определенной страны и в определенное время. Экономика каждой страны отличается от другой в разных аспектах. Общество – чрезвычайно сложный феномен, который постоянно развивается и изменяется. Общество состоит из тысяч предприятий и миллионов домашних хозяйств, где постоянно принимаются разнообразные решения и тем самым постоянно изменяются предпосылки анализа. Поэтому, если мы ведем речь о макроэкономике, эксперимент – когда человек сам контролирует условия и наблюдает сравнимые процессы – не годится. Здесь приходится не экспериментировать, а применять модели (упрощенные описания действительности). Примером такого упрощения является предположение, что все потребители или все предприятия ведут себя одинаково. Но эти предположения нереалистичны и рассуждения экономистов подвергаются критике за оторванность от жизни и их выводы также далеки от действительности.

     Тем не менее, моделирование, в известной  мере, необходимо и экономистам приходится “отвлекаться” от действительности, так как “нет ничего более практичного, чем хорошая теория”.

     Процессы  и явления, происходящие в макроэкономике, решения и действия влияющие на них, имеют прямые политические последствия. Политические деятели и политические движения заинтересованы в том, чтобы дать экономическое объяснение своей политики и оснастить ее “научной” аргументацией. Экономическая постановка вопроса – как производятся и распределяются материальные блага – затрагивает основы жизненных отношений. И здесь вопросы и ответы на них по разному оцениваются людьми, классами, социальными группами поскольку затрагиваются их жизненные интересы.

     Итак, проблема взаимосвязи политики и  экономики наиболее полное свое содержание раскрывает в понятии экономическая  политика. Экономическая политика – это система экономических мероприятий государства; совокупность целей, средств, задач, мероприятий по направленному воздействию на развитие экономики.

     Последовательность  и эффективность экономической  политики детерминируется действием разнообразных факторов. Будучи атрибутом политической власти и одним из способов ее осуществления, она формируется на пересечении экономики и политики, определяется социальной структурой общества, интересов, ценностных ориентаций субъектов и организаций, принимающих решения, зависит от состояния общественного сознания, уровня политической культуры, структуры власти (отношения между законодательной и исполнительной властью, правительством и профсоюзами, различными партиями) и распределения сил внутри иерархии власти.

              1.3. Государство – активный участник рыночных отношений

 
     Рыночные отношения, окончательно охватившие экономику  всего земного шара, формируют в настоящее время систему интегрированного мирового хозяйства, вобрав в сферу его действия весь земной шар и тем самым, ставя вопрос о централизованной структуре управления мировой экономикой. Каждое государство самостоятельно выбирает методы регулирования экономики и степень своего влияния на экономические процессы, что соответственно влияет на функционирование как отдельного государства, так и на международные экономические процессы.  
Современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Уход России от системы планово-директивного хозяйствования и вступление на путь рыночных отношений коренным образом изменили условия функционирования экономических субъектов. Это, в свою очередь, потребовало изменения уровня и направленности определяемых ими самостоятельно целевых установок и принимаемых управленческих решений.

     Иными словами, возникла первостепенная необходимость  в разработке научно обоснованной, адекватной современным требованиям  системы формирования информационного обеспечения управленческих решений, без которой в настоящее время невозможна реализация адаптивных взаимоотношений любых экономических субъектов с внешней средой.  
Деятельность муниципального сектора экономики довольно сложна и противоречива на фоне кризисных явлений государства в целом. Эти факторы обусловлены рядом причин, среди основных доминируют следующие:

     1. Несовершенство федерального законодательства и недостаточное количество законодательных актов, способных сохранить муниципальную собственность.

     2. Грубые ошибки в разгосударствлении  и приватизации собственности. Из-за этого большинство ранее рентабельных предприятий с прочной материально-технической базой и оборотными средствами, с сильным управленческим аппаратом, компетентными служащими и квалифицированными рабочими кадрами преобразовались в частные предприятия. Изменение экономической и политической ситуации поставили эти предприятия на грань банкротства.

     3. Недостаточный образовательный  уровень руководителей в сфере  экономики в переходный период  обусловил их полную неспособность  сориентироваться в новой экономической ситуации.

     4. Нехватка бюджетных средств привела  в упадок жилищно-коммунальное  хозяйство, здравоохранение, образование,  транспорт и т.п.  
Поэтому, если в ближайшее время не принять экстренных мер в области экономики и управления муниципальным хозяйством, результат может быть плачевным. [12,с.91]

     Чрезмерное  увлечение зарубежным опытом, попытки  бессистемно и бездумно внедрить его в нашу действительность не только не решили проблемы, но и породили новые.

      
          В современных условиях государство активно вмешивается в экономику, но государство не должно мешать экономике, а только помогать и только при необходимости в чем-то ограничивать.

     Государство использует различные методы регулирования экономикой:

  • Правовые (Государство принимает законы, которые упорядочивают рыночные отношения. Например: антимонопольные законы.
  • Финансово экономические (С помощью налогов и пошлин.).
  • Экономическо-правовые (Государство составляет примерные планы развития экономики. Они носят не обязательный, а рекомендательный характер.).

     Влияние государства на экономику:

  • Денежное обращение.
  • Курс валюты.
  • Налоги, пошлины.
  • Перераспределение доходов населения.
  • Выдача кредитов.
  • Вложение в экономику иностранных капиталов.
  • Разработка различных программ.

     Реализация  рекомендаций, сформулированных по итогам общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России, позволит обеспечить устойчивое и быстрое развитие российской экономики в среднесрочной перспективе с темпом не менее 7% прироста ВВП в год, 10% прироста промышленного производства на основе активизации имеющегося научно-производственного потенциала, создания необходимых макроэкономических условий для трехкратного повышения инвестиционной активности и структурной перестройки экономики на современной технологической основе.

     Экономические функции правительства.

     Экономические функции правительства многообразны и сводятся к следующим:

     1. Обеспечение правовой базы и  общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

     2. Защита конкуренции.

     3. Перераспределение дохода и богатства.

     4. Корректирование распределения  ресурсов с целью изменения  структуры национального продукта.

     5. Стабилизация экономики, то есть  контроль за уровнем занятости  и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста[7,с.134].

     При изменении политической обстановки наблюдаются перемены в экономической  политике.

     Управление  экономикой — это целенаправленное воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных предприятий и фирм для достижения намеченных целей.

     В процессе управления экономическими процессами на уровне всего общества осуществляется сбор и анализ информации о ходе и перспективе производственной деятельности, принимается решение, постановление, законы обязательные для исполнения.

     Правительство берет на себя задачу обеспечения  правовой базы, является предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает также меры, как предоставление законного статуса частным предпринимателям соответствующие права и гарантии предпринимательства. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. В соответствии с принятыми законами правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи противозаконной экономической практики, применяет власть для наложения соответствующих наказаний.

     Государство также представляет услуги обществу в форме содержания государственных  структур, обеспечивающих поддержание  общественного порядка: суд, прокуратура, полиция и т.п., а также вводит стандарты измерения веса, качество продуктов, поддержание денежного обращения и правил функционирования рынка товаров, капитала и рабочей силы.

     Государство стоит на защите конкуренции, то есть создает условия для состязательности между предпринимателями за более выгодные условия реализации результатов своего производства, с одной стороны и состязательности между производителями и покупателями за кошельки потребителей товаров и услуг. В этом случае сама конкуренция рассматривается как форма творческой деятельности и свободы, когда все участники рынка подчиняются диктату покупателя или требованиям потребителя. При конкуренции вопрос о спросе и предложении товаров и услуг решается с помощью рыночной цены. Это значит, что индивидуализация производителя и поставщики ресурсов могут достигнуть желательных результатов лишь в том случае, если они приспосабливаются к желаниям и потребностям потребителей, покупателей.

     Силой противопоставления конкуренции является монополия. При возникновении монополии  ситуация резко меняется, поскольку  на передний план выходят интересы производителей, которые могут устанавливать  цены в ущерб всему обществу.

     В странах Запада правительства устанавливают  контроль над монополиями, и это оно делает двумя способами.

     Во - первых, правительство с помощью "естественных монополий" оказывает прямое воздействие на ценообразование многих видов товаров, услуг, сырьевых источников и т.п. В этих сферах правительство формирует комиссии для регулирования цен. Кроме этого, правительство устанавливает стандарты на предоставление услуги.

     Во - вторых, важным противодействующим фактором диктату монополий является система антимонополистических и антитрестовых законов с целью защиты свободы предпринимательства в качестве эффективного регулятора поведения малых, средних и крупных представителей бизнеса[2,с.142]

     

 

    1.4. Анализ объема и динамики ВВП

     Динамика изменения

     В таблице приведена динамика ежегодного изменения ВВП РФ, начиная с 1996 года по 2008. Таблица построена на основе данных по ВВП России от 04.02.2010г Федеральной службы государственной статистики.[1][2]

  • Номинальный ВВП — Внутренний Валовой Продукт в ценах того года, на который он рассчитан. Официальные данные ФСГС.
  • Реальный ВВП — Внутренний Валовой Продукт, скорректированный на ежегодную инфляцию. В таблице приведён в базовых среднегодовых ценах 1995, 2000, и 2007 годов. Рассчитано на основе данных ФСГС, строки в таблице являются справочными, и могут содержать небольшую погрешность.[***]
  • Реальный рост — рост Реального ВВП, относительно предыдущего года, и относительно 1995, 2000, и 2007 годов (для справки). Значение 100 % означает отсутствие изменений; значения ниже 100 % — снижение; значения выше 100 % — увеличение Реального ВВП. Реальный рост к предыдущему году — официальные данные ФСГС. Строки по годам — рассчитаны на основе данных ФСГС, могут содержать небольшую погрешность[10,с.46].
  • Индекс-дефлятор — индекс, корректирующий Номинальный ВВП на ежегодную инфляцию. Следует помнить, что индекс-дефлятор для ВВП отличается от официальной инфляции. По этой причине информация из этой строки может сильно отличаться от информации по официальной инфляции в России. Рассчитано на основе данных ФСГС, строки справочные, могут содержать небольшую погрешность[10,с.47]..
  • Инфляция в 2008 году — в строке указана инфляция на 31 декабря 2008 года относительно 1 января того года, в ячейке которого прописано значение процента. Например, инфляция к концу 2008 года, начиная с января 2000 года составила 297 %, то есть произошёл рост цен в 3,97 раза. Данная строка даёт понимание того, на сколько изменились цены начиная с каждого года к сегодняшнему моменту (2009 году). Строка справочная, может содержать небольшую погрешность[10,с.47].
  • [*]  Цены 2003, 2004, 2005 годов, а также реальный ВВП в ценах 2003года, можно рассматривать в триллионах неденоминированных рублей.
  • [**]  В отличие от других процентных строк таблицы, эта строка записана с вычетом 100 % (для удобства восприятия, в формате того, как вещают про инфляцию СМИ);
  • [***]  Рассчитанные строки являются справочными, могут содержать погрешность в десятых долях, внесены в Википедию лишь для удобства общей оценки показателя в ценах того или иного периода, в связи с отсутствием на сайте Росстата сквозной информации по годам за весь период.[3]
 
 
        * Исчисляется на основе данных об изменении физического объема производства продукции сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта, розничной и оптовой торговли.
     ** Оценка.
     *** Рассчитано по данным агентства  "Рейтер", в среднем за период.
     **** По методологии платежного баланса  (по состоянию на 10 июня 2011 г.).
      

     Валовой внутренний продукт (ВВП) - показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.

     Предметом изучения ВВП являются экономические  единицы - резиденты, производящие товары и услуги для конечного пользования за определенный период.

     Показатель  ВВП имеет очень важное значение для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов  производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП.

     Прежде  всего, ВВП - это показатель произведенного продукта, который представляет собой  стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных  товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как  сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВВП. В противном случае ВВП содержал бы повторный счет.

     Конечная  продукция - это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция - это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.

     Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные  в данном году, были учтены один раз, и не более того. Большинство продуктов  проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учета частей продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчете ВВП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточный продукция[7,с.152].

Информация о работе Экономика и политика