Экономика и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Сферы политики и экономики тесно переплетены, зависят друг от друга, в условиях современного политического процесса претерпевают весьма существенные изменения. Их взаимоотношения оказывают заметное влияние на становление политической системы, эффективность политического управления, на характер и ход реформирования современной России. Политика есть вопрос о власти между различными социальными силами; о сферах их влияния на властные структуры, участие в представительных органах и т.д. Одна из главных целей в политике - устройство государственной власти. Государство призвано охранять интересы самого могущественного экономически класса. Экономически господствующий класс становится и господствующим политически. Это хорошо просматривается на примере современной России.
Целью курсовой работы является изучение взаимодействия и относительной обособленности экономической теории и экономической политики, анализ основных группировок и показателей, характеризующих экономику России.

Содержание

Введение
Глава1. Экономика и политика. Анализ основных экономических показателей России
1.1. Экономическая теория: ее предмет и функции
1.2 Взаимосвязь политики и экономики. Теоретические аспекты проблемы
1.3. Государство – активный участник рыночных отношений
1.4. Анализ объема и динамики ВВП
Глава 2. Восстановление экономики и экономическая политика государства
2.1. Экономическая политика государства
2.2. Основные закономерности восстановления экономики государством
2.3. Меры экономической политики российского государства необходимые для восстановления темпов развития экономики
2.4. Перспективы экономической политики России
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик АЛЕНА.docx

— 101.05 Кб (Скачать)

     Например, зерно, выращенное в сельском хозяйстве, прежде чем превратиться в конечный продукт - хлеб, проходит четыре стадии обработки: 1) сбор, обмолот и сортировка зерна в сельском хозяйстве; 2) очистка, сушка и хранение на элеваторах; 3) размол зерна на мельницах; 4) выпечка хлеба на хлебозаводах.

     Если, предположим, цена зерна, произведенного в сельском хозяйстве, составляет n единиц, то при его обработке и  переработке на трех последующих стадиях эта цена еще трижды включается в издержки производства на элеваторе, мельнице хлебозаводе и в конечном итоге четырежды суммируется при счете объема продукции по всем отраслям. Однако реальная стоимость, создаваемая на каждой стадии обработки зерна и охватывающая стоимость производства и доход, предстает лишь в виде заработной платы, амортизации и прибыли этого конкретного предприятия.

     Следовательно, для исключения многократного повторного счета, ВВП должен выступать как  стоимость конечных товаров и  услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки.

      Анализ динамики ВВП РФ в период с 2009 по 2010гг.

По данным Госкомстата, объем ВВП России за II квартал 2010г.  Составил в текущих ценах 3134,9 млрд.рублей, что на 7,2% выше показателя I  квартала.

     Темп  роста его реального объема относительно  II  квартала  2009г.  Составил 107,2%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2003г. по  отношению  к  ценам  II квартала 2002г. составил 115,9%.

           В целом за I полугодие 2010г. объем ВВП в текущих ценах равен  6028,0 млрд.рублей, темп  роста  его  реального  объема  относительно  I  полугодия 2009г. составил 107,0%, индекс-дефлятор - 117,6%.

           Анализ графика показывает, что,  начиная с I квартала  1999  года  ВВП, растет.  За  период  с  2002  по  2010   годы   самые   высокие   показатели индивидуального индекса производства ВВП приходятся  на  Ш  квартал  каждого года   возможно   в   связи    с    сезонными    колебаниями    производства сельскохозяйственных товаров (на III  квартал  приходится  сбор  урожая),  а самые низкие – на I квартал.  Своего  наибольшего  значения  показатель  ВВП достиг в III квартале 2009 года – 143% от показателя I квартала  2002  года, а наименьшее значение этот показатель принял в I  квартале  2006  года.  По моим предположениям общее снижение ВВП в период с I квартала 2005 года по  I квартал 2006 года связано с экономическим кризисом августа 1998 года[11,с.77].

           Как можно видеть из таблицы 1 в I полугодии 2004 года наблюдается рост ВВП в рыночных ценах (6028 млрд. рублей.) по сравнению с 2003 годом  (4790,5 млрд.  рублей).  Даже  скорректированный  с  учетом  инфляции   в   8,3%, зарегистрированной Центробанком за данный период,  в  2003  году  объем  ВВП оказывается выше этого показателя за  2002  год.  (5566  млрд.  рублей,  что составляет 116% от объема ВВП за 2002 год). Прирост реального объема ВВП  за I (106,8%) и  II (107,2%) кварталы и в целом за I полугодие(107,0%)  в  2003 году на 3-4% оказался выше, чем  за  соответствующие  периоды  в  2002  году (103,0;   104,1;   103,6%).   Индивидуальные   индексы   производства    ВВП поквартально  (относительные  величины   динамики   цепные)   демонстрируют, указанное выше снижение объема ВВП в I квартале за оба года по  сравнению  с предыдущим периодом (10,5% в 2002 году и 9,1% в 2003 году), и  увеличение  в III квартале[10,с.59]..

           Валовой внутренний продукт характеризует  конечный результат

экономической деятельности в стране. Более правильно  было бы вычислять

чистый  внутренний продукт, то есть ВВП за вычетом потребления основных

фондов. Но из-за того, что определение величины потребления основных фондов требует  достаточно сложных расчетов на основе детальной информации о вложениях в основной капитал, сроках службы и износе основных фондов за длительное время, показатель ВВП получил более широкое распространение, чем ЧВП.

           ВВП можно рассчитывать тремя  способами: производственным, распределительным  и методом конечного использования.

     Выбор метода зависит от того, какие цели ставит перед собой исследователь.

           Производственный метод отражает  структуру ВВП с точки зрения  создания товаров и услуг; производство  товаров можно подразделить по  отраслям: промышленность, сельское хозяйство, строительство, производство услуг на услуги транспорта, связи, торговли. Расчет ВВП производственным методом показал, что основную долю в I полугодии 2003 года составляет оказание услуг 55,6% от общего объема, производство товаров – 32,1%, чистые налоги – 12,3%[10,с.87]..

           При расчете ВВП методом конечного  потребления его состав определяется исходя из направлений использования доходов: конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт. По результатам оценки ВВП Госкомстатом за I полугодие можно отметить, что наибольшую долю в общем объеме имеет конечное потребление 71,8%, валовое накопление составляет 17,4%, чистый экспорт – 10,8%.

 

    Глава 2. Восстановление экономики и экономическая политика государства  
    2.1. Экономическая политика государства

     Экономической политикой называют совокупность идейно-теоретических  основ, методов и мероприятий  государства для влияния на экономические  процессы в стране в целом, направленных на удовлетворение определенных интересов  и достижение поставленных целей.

     К основным целям экономической политики государства относятся:

     достижение  достойного уровня жизни, который обеспечивает условия для самореализации граждан, стабилизации производства и цен, высокий  уровень занятости и социальной защиты сбалансированность хозяйственного комплекса страны общий экономический  рост.

     Стабилизация  средних цен тесно связана  со сдерживанием процессов инфляции в экономике. Поэтому в развитых странах считают, что уровень  цен на протяжении года не должен подниматься  выше 1 % [7,с.45].

     Достижение  высокой занятости как одна из экономических целей государства для гарантии благосостояния его граждан является общим показателем оптимального использования всех факторов производства, прежде всего продуктивных сил общества. Эта задача основывается на представлениях о человеческой личности, для которой важно самоутверждение в процессе активной деятельности. Экономическая и политическая независимость работника возможна только в том случае, если он уверен, что в любое время будет иметь для себя соответствующую работу.

     Сбалансированность  внешнеэкономических связей особенно важна для стран, тесно интегрированных  в мировое хозяйство. Сегодня  международное экономическое сотрудничество - важный фактор повышения национального  дохода и уровня жизни в каждой стране.

     Наряду  с этим также называют другие экономические  цели, например справедливое распределение  доходов и богатства, охрану окружающей среды и т.п

     Государственное регулирование экономики может  касаться и отдельных периодов (фаз) экономического цикла, структуры хозяйства, инвестиционных процессов[1,с.69].

     Важные  направления стимулирования государством экономического роста - поддержка конкурентоспособности  оптимальной структуры производства через налоговое регулирование, прямые или посредственные субсидии для отдельных отраслей и регионов, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, поддержка фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

     Государство является также активным участником на Рынке товаров и услуг. В  отличие от потребительского Рынка  основная масса закупок государственных организаций осуществляется на контрактной основе.

     Разумеется, если государство выплачивает заработную плату многочисленным работникам государственных учреждений, то эти затраты правительства проявляются в виде спроса на потребительском рынке. Однако основная часть государственных затрат выступает в виде правительственных заказов бизнесу на производство разнообразных товаров и услуг общенационального значения (строительство дорог, проведение фундаментальных исследований, разработка и производство оружия и т.п)

     В этом случае работа осуществляется по контракту, в котором заблаговременно, до производства продукции, обусловливаются ее цены, количество и условия поставки.

      

2.2. Основные закономерности восстановления экономики государством

     Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

  1. устойчивый рост национального производства;
  2. поддержание эффективного размера занятости;
  3. стабилизацию уровня цен;
  4. обеспечение внешнеторгового баланса.

     Можно выделить следующие направления  государственного регулирования экономики:

  1. регулирование капиталовложений;
  2. регулирование сбыта;
  3. регулирование рынка рабочей силы;
  4. стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)[2,с.139].

     Через регулирование капиталовложений государство  оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

     Система сбыта регулируется государством через  государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

     Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  1. установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  2. установление минимальной величины заработной платы;
  3. установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  4. государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров[2,с.143].

     Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет  поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.

     Помимо  вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.

     Реализация  экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику.

     К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

     Каждый  из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система  дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и  ее составляющие не противоречат друг другу.

     Достижение  стратегических целей развития России в среднесрочной перспективе  возможно лишь при условии воссоздания  экономики роста. При этом чрезвычайно  важны не только количественные, но и качественные характеристики экономической динамики.

     Позитивное  будущее России может быть основано только на опережающем развитии перерабатывающих отраслей промышленности. Именно их динамика определяет, с одной стороны, уровень инвестиционной активности и технологического обновления производства, а с другой, — динамику и структуру потребления населения. Потребительские стандарты в свою очередь определяют формирование и воспроизводство трудовых мотиваций, а следовательно, и возможный вклад социальных факторов в повышение эффективности производства.

Информация о работе Экономика и политика