Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа
Целью моего исследования является выявление понятия и сущности, типов, факторов экономического роста, связанные с ним теории и изучение взглядов ученых-экономистов на проблему экономического роста.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
Изучить сущность экономического роста и его показатели;
Изучить типы экономического роста;
Изучить факторы экономического роста;
Изучить модели экономического роста (неокейнсианские, неоклассические и модели эндогенного роста);
Выявить проблемы экономического роста в России;
Выявить пути решения этих проблем.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….6
1. ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА……………...9
1.1 Определение экономического роста и его показатели …………………….....9
1.2 Типы экономического роста ……………………………………………….…18
1.3 Факторы экономического роста ………………………….…………………..23
2.ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА …………...…………..31
2.1 Неокейнсианские модели экономического роста ………………………..….31
2.2 Неоклассические модели экономического роста ……………………….…..48
2.3 Модели эндогенного экономического роста...………………………………51
3.ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ И ИХ РЕШЕНИЕ…56
3.1 Проблемы экономического роста в России…….………………….…..…….56
3.2 Решение проблем …..……………………………….………………………...59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….68
Рис 9. Динамика производства ВВП за 2005-2009 г.
Основными особенностями развития экономики Российской Федерации в настоящее время являются доминирующее положение нефтегазового и сырьевого секторов и вытеснение из структуры потребления российской продукции традиционных отраслей импортными товарами, особенно это касается потребляемой в России продукции инновационного сектора.
России необходимо осуществить изменение действующего регулирования многих экономических процессов
Как показали события последних месяцев, избыточная зависимость экономики от конъюнктуры мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и металлов, мирового финансового рынка, а также от импорта товаров и оборудования ставит под вопрос экономическую безопасность России. В такой ситуации абсолютно необходимой представляется целенаправленная государственная политика диверсификации и модернизации экономики Российской Федерации в целях повышения конкурентоспособности экономики, обеспечения устойчивого экономического роста страны и отдельных регионов и повышение благосостояния граждан.
Таким образом, в 2008-2009 гг. по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации экспертами Автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП) выполняется научно-исследовательская работа «Разработка комплекса мер по стимулированию диверсификации экономики». На настоящий момент выполнен первый этап работы, в ходе которого была проведена комплексная оценка действующих институтов и инструментов, оказывающих значимое влияние на диверсификацию экономики Российской Федерации, выявлены проблемы применения институтов и инструментов диверсификации, уроки, которые необходимо учитывать для успешной реализации политики диверсификации в дальнейшем. Также оценен охват хозяйствующих субъектов институтами и инструментами диверсификации, определены направления необходимых изменений и рекомендации по совершенствованию рассмотренных институтов и инструментов.
Как отмечает заместитель генерального директора НИСИПП Евгений Литвак, для успешной реализации политики диверсификации экономики России необходимо осуществить изменение действующего регулирования многих экономических процессов, соответствующих институтов и инструментов экономического развития. Они должны осуществляться как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном, и наконец-то создать благоприятные условия для экономического развития и инвестиций. Особенно эти изменения становятся актуальным в условиях текущего финансово-экономического кризиса, предъявляющего новые требования к подходам, качеству и эффективности государственного управления экономикой.
У
воздействия глобального
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая
проблема - недостаточная
Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Тем не менее, в российской экономике есть значительный потенциал для восстановления экономического роста, и его реализация во многом зависит не только от перспектив мировой экономики, но и от результативности принимаемых антикризисных мер и эффективности перестройки российского бизнеса. Даже в случае затяжной стагнации мировой экономики у России есть потенциал восстановления экономического роста.
Эта
возможность связана с рядом
факторов, с использование Россией
ее исторически сложившихся
3.2 Решение
проблем экономического роста
в России.
1. Приоритеты
программы антикризисных мер
Национальная экономика в последние годы развивалась во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, "дешевых" кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.
Правительство будет осуществлять свою деятельность исходя из семи основных приоритетов:
1.
Публичные обязательства
2.
Промышленный и
3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
4.
Кризис - не повод отказаться от
долгосрочных приоритетов
5. Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
6.
Экономика должна опираться на
мощную национальную
7.
Правительство и Центральный
Банк будут реализовывать
В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более чем на четверть по сравнению с 2008 годом планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.
Глобальный
экономический кризис носит системный
характер, затрагивает большинство
отраслей экономики и социальной
сферы в каждой стране, влияет на
структуру мировой экономики и принципы
международных экономических отношений.
Велика вероятность того, что кризис будет
продолжительным. Правительство учитывает
эти факторы при выработке и реализации
антикризисных мер и исходит из необходимости
сохранения необходимого объема накопленных
финансовых ресурсов для решения как антикризисных
задач, так и задач стратегического развития
в последующие годы.
Повышение устойчивости национальной финансовой системы
В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
Правительство совместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будет продолжена в основном за счет ресурсов Центрального Банка.
В
2009 году, в дополнение к уже выделенным
коммерческим банкам, банкам с государственным
участием и Внешэкономбанку