Экономический рост и проблемы экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Вся история человечества, это история его развития. На протяжении многих веков и тысячелетий человек накапливал знания, развивал науки, подчинял себе строптивую природу. Он открывал, учился добывать и использовать новые материалы. Для своего удобства человечество вырубало леса, взрывало горы, перегораживало реки.

Работа содержит 1 файл

Соколовский Павел.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, задача состоит в обосновании  возможностей экономического роста  в России на ближайшие 15-20 лет темпами не ниже 6% в год.

       Можно отметить, что и долгосрочный прогноз  развития российской экономики, разработанный  МЭР в рамках КДР1 (концепции долгосрочного развития) и прогноз ИНП РАН 20072 г. исходили из необходимости и возможности обеспечения в долгосрочной перспективе экономической динамики на уровне 6.0-8.0% в год.

       Тем не менее, последние разработки МЭР  свидетельствуют о существенно  более умеренных оценках перспективной  динамики. Так в наиболее оптимистичном  варианте прогноза МЭР на периоде до 2030 г. (учитывающий влияние произошедшего кризиса) среднегодовые темпы прироста ВВП РФ не превышают 5%.

       В этой связи можно отметить, что  учитывая ресурсные и иные ограничения  на динамику развития ТЭК, металлургии, некоторых видов сферы услуг, такого рода оценка выглядит существенно более реалистичной.

       В то же время при такой экономической  динамике мы будем вынуждены отказаться от реализации масштабной жилищной программы, уровень инфраструктурного обеспечения  российской экономики и через 20 лет останется достаточно низким, примерно двукратное преимущество России перед Китаем по уровню душевого ВВП по ППС будет полностью утрачено.

       Разумеется, такое развитие событий нас утраивать  не может, так как не только не решаются ключевые задачи, стоящие перед страной, но и происходит ухудшение пропорций обмена с внешним миром, консервируются основные структурные разрывы и диспропорции в российской экономике.

       Таким образом, требуется обоснование  сценария  ускорения экономической  динамики.

       Возможности и ограничения ускоренного роста  

       Как было сформулировано в долгосрочном прогнозе ИНП РАН 2007 г. - «Основной  инструмент решения долгосрочных проблем  развития – это инвестиции. Только с помощью инвестиций можно разорвать  путы ресурсных, структурных и технологических ограничений».

       В этом смысле ограничения по мощностям, ресурсам инфраструктурным объекта  и т.д. – не являются ограничениями, поскольку рано или поздно они  преодолеваются инвестициями и экономическим  ростом.

       Главное ограничение роста, на наш взгляд, это сужение пространства развития, когда некуда расти, или некому. Пространство развития сужается тогда, когда исчезают ориентиры и мотивы для роста. Это происходит, с одной стороны, в обществах с насыщенными потребностями, как, например, в США или в других наиболее развитых странах, с другой, в обществах с запредельными разрывами в уровне социально-экономического и технологического развития, как, например, в странах Центральной Африки.

       Россию  нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе стран. Однако фактом является то, что уровень разрывов в технологическом развитии различных секторов экономики, в уровне доходов различных социальных групп, а также в уровне социально-экономического развития регионов России чрезвычайно велик. Именно эти разрывы, на наш взгляд, могут стать основным тормозом экономического развития в долгосрочной перспективе.

       В этой связи, мы полагаем, что важнейшим  условием динамичного развития экономики  России в будущем становится однородность экономического пространства, снижение технологических и экономических разрывов, снижение экономического неравенства.

       В заключении можно сформулировать следующие  основные положения сценария ускоренного  развития:

  • создание механизма финансирования роста за счет внутренних источников;
  • повышение нормы накопления в российской экономике до 30-35%;
  • повышение общей однородности экономического и технологического пространства России;
  • обеспечение опережающего по сравнению с общим ростом доходов населения, роста оплаты труда в производственном секторе экономики
  • замещение импорта товаров импортом капитала и распространение опыта промышленной сборки, реализованного в автомобилестроении, на другие отрасли обрабатывающей промышленности;
  • ускорение жилищного и инфраструктурного строительства;
  • стимулирование несырьевого экспорта;
  • увеличение государственных расходов.

       В этом случае можно рассчитывать на достижение российской экономикой в  долгосрочной перспективе среднегодовых  темпов роста на уровне не ниже 7%.

            3.2. Пути решения проблем экологии.

               

           Для решения  проблем экологии страны в комплексе прежде всего должна быть выработана четкая государственная политика в области экологии. Необходимо создать ведомство (министерство или агентство), напрямую подчиненное президенту или премьер министру, которое будет курировать все разрозненные организации, занимающиеся проблемами охраны окружающей среды. Оно должно разрабатывать общую экологическую политику, вести непрерывный мониторинг окружающей среды и принимать меры по исправлению ситуации, разрабатывать единые программы  охватывающие все сферы, которые связаны с проблемами экологии.

                   Так же нужно решение законодательных  вопросов. Сейчас есть законы или отдельные статьи, касающиеся экологии, но они размыты и разбросаны. Нужно пересмотреть Лесной и Водный кодексы, многие их статьи требуют серьезных доработок. Все вопросы, связанные с защитой окружающей среды , необходимо свести в единый Экологический кодекс. Именно он, а не инструкции разрозненных ведомств должны определять порядок действия государственных служащих всех уровней, руководителей предприятий по вопросам экологии и ответственность лиц к этому причастных.

                      Один из вариантов решения  проблем – создание экологических  фондов, аккумулирующих государственные  и частные средства. Это проблема государственно-частного партнерства в области экологии. Если бизнес разрабатывает природные ресурсы, он должен вносить деньги в эти фонды. Средства пойдут на восстановление территорий, нарушенных в результате добычи полезных ископаемых.        

                       Сейчас министерство природы предлагает устанавливать нормативы вредного воздействия на природу на основе показателей наилучших доступных технологий. Сейчас в России плата за негативное воздействие рассчитывается на основе санитарно-эпидемиологических нормативов. Если компания в них не укладывается, то обращается в территориальное управление уполномоченного органа, Например в Ростехнадзор, и просит установить ей индивидуальные лимиты сверх нормы. За выбросы по индивидуальным лимитам оплата вырастает в пять раз, сверх лимитов – в 25, но доходы бюджета при этом остаются незначительными – 16 млрд.руб. в год.

                      В новом законопроекте с 2011 по 2016 год планируется ликвидировать существующий институт лимитов и повысить платежи за сверхнормативное воздействие в 2011 г. – в 5 раз, в 2014 – в 20 раз. При расчете платежей устанавливаются стимулирующие коэффициенты. На  коэффициент 25, а с 2016 года – коэффициент 100. При этом, для предприятий, внедряющих НДТ, устанавливается коэффициент 0,5. Платежи от всех компаний за негативное воздействие должны вырасти до 138 млрд. руб. Однако, задача данной реформы не в том, чтобы заставить предприятия платить больше, а в том чтобы укладываться в экологические нормативы. В данной ситуации существует угроза того, что усиление санкций заставит предприятия не вкладываться в модернизацию, а прятать выбросы, так как система экологического контроля в стране практически разрушена.

                       Понятие «наилучшие доступные технологии» - (НДТ) широко применяется в странах ЕС с середины 90-х годов прошлого столетия в соответствии с Директивой Совета Европы 96/61/ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнения - (Директива ККПЗ). Целью Директивы является обеспечение комплексного подхода для защиты окружающей среды, путем совершенствования системы управления и контроля за производственными процессами промышленных предприятий. Ключевым элементом в данном подходе имеет общий принцип, предусмотренный в Статье 3 Директивы о том, что операторы (предприятия) должны принимать все необходимые профилактические меры по предотвращению загрязнения, в частности через применение НДТ, которые обеспечат им возможность повысить свою экологическую эффективность.

                    Определение термина НДТ дано  в Директиве следующим образом:  «наиболее эффективная и продвинутая стадия в развитии видов деятельности и связанных с ними режимов эксплуатации, которые указывают на практическую пригодность конкретной технологии в качестве принципиальной основы расчета величин предельно допустимых выбросов, предусмотренных для предотвращения и, если это невозможно, общего сокращения выбросов и влияния на окружающую среду в целом».

                     - понятие «технологии» включает  и применяемую технологию, и способ, с использованием которого осуществляется  проектирование, строительство, техническое обслуживание, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов;

                   - к «доступным» технологиям относятся  те технологии, которые разработаны в масштабах, позволяющих реализацию их в соответствующем секторе промышленности, в условиях экономической и технической жизнеспособности, с учетом расходов и преимуществ, независимо от того, используются или изобретены ли данные технологии в соответствующем государстве-участнике, и если они объективно доступны оператору;

                   -«наилучшие» означает наиболее эффективные для достижения высокого общего уровня защиты окружающей среды в целом.

                   В российском законодательстве в настоящее время данный термин определен как «наилучшие существующие технологии» - НСТ.

                  Справочники по НДТ широко  используются в процедуре выдачи  разрешений предприятиям на выбросы,  сбросы, размещение отходов в  странах ЕС. Подготовка справочников  по НДТ – это непрерывный  процесс, включающий периодический пересмотр и обновление справочных данных. В настоящее время разработаны и приняты – 31 документ, в процессе подготовки/пересмотра – 2 документа. Справочники по НДТ доступны для заинтересованных лиц на сайте Европейского бюро по ККПЗ: http://eippcb.jrc.es.

            Справочники по НДТ, и это  главное их предназначение, служат  фундаментом системы комплексных экологических разрешений для промышленных предприятий в Европе, США и ряде других стран.

               Важными особенностями справочников  является наличие в них сведений о потреблении сырья, энергии, эмиссиях на единицу выпускаемой продукции – технологических нормативах. Эти величины приведены как по отрасли в целом, так и для предприятий, которые достигли наилучших результатов в снижении воздействия на окружающую среду, энерго- и ресурсоэффективности.

               Как правило, в справочнике  приводится некоторый диапазон  величин, которые ограничивают «коридор» возможных значений технологических нормативов для данной отрасли. Если предприятие укладывается в эти нормативы, то оно имеет все шансы на получение разрешения на эти эмиссии и, следовательно, осуществление производственной деятельности. Следующим этапом при получении разрешения будет анализ условий рассеивания выбросов, учет ассимиляционной емкости природных систем и, конечно, нормативов качества окружающей среды в данном географическом месте. Технологический норматив никак не может рассматриваться как альтернатива нормативу качества окружающей среды. При определении допустимых для предприятия эмиссий, в конечном счете, за нормативами качества окружающей среды остается последнее слово.

               Хотя данная система является  разрешительной и не направлена  на запрещение какого-либо вида деятельности, её применение характеризует следующие особенности:

                    - комплексность разрешений, позволяющая  минимизировать воздействие на окружающую среду в целом, находя оптимальные соотношения между величинами эмиссий в различные природные среды;

  • - постоянное совершенствование знаний о наилучших доступных технологиях, широкий обмен мировым опытом в этой области;
  • - интегрированная процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), дающая возможность поиска наилучших природоохранных решений при приемлемом балансе издержек и выгод на ранних стадиях проектирования;
  • - учет местных условий при соблюдении нормативов качества окружающей среды;
  • - прозрачность процедур, участие общественности в принятии решений.

             Главным достоинством этой системы  является возможность постоянного и постепенного снижения воздействия на окружающую среду. Ведь технологии постоянно совершенствуются и справочники по НДТ раз в 5-6 лет подвергаются серьезной ревизии.

               Помимо того, что справочники  по НДТ служат инструментом  при выдаче экологических разрешений  и могут быть элементом российской системы стандартизации, их можно использовать в качестве:

  • руководства к действию и направлениям для экологически и экономически выгодных инвестиций/производственного планирования и технологического проектирования;
  • сравнительного анализа эффективности действующих установок (например, в рамках экологического аудита);
  • материала при обучении и подготовке инженеров и экологов, особенно это относится к горизонтальным справочникам по НДТ;
  • основы для обсуждения набора стандартов качества окружающей среды, используемых при выдаче экологических разрешений.
  • Надо создавать экологическую промышленность. Закупать технологии и строить предприятия, которые будут у нас выпускать современные системы очистки воды, воздуха и почвы. Активно внедрять собственные разработки, которые, как правило, не находят у нас применения, активно скупаются Западными странами.
  • Наконец, нужно формировать у людей экологическое мировоззрение. Причем делать это начиная с детского сада. Нужны программы экологического воспитания в школах и вузах. Экологическая культура должна быть одной из составляющих культуры страны в целом.

Информация о работе Экономический рост и проблемы экологии