Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:43, курсовая работа
Вся история человечества, это история его развития. На протяжении многих веков и тысячелетий человек накапливал знания, развивал науки, подчинял себе строптивую природу. Он открывал, учился добывать и использовать новые материалы. Для своего удобства человечество вырубало леса, взрывало горы, перегораживало реки.
Таким образом, задача состоит в обосновании возможностей экономического роста в России на ближайшие 15-20 лет темпами не ниже 6% в год.
Можно отметить, что и долгосрочный прогноз развития российской экономики, разработанный МЭР в рамках КДР1 (концепции долгосрочного развития) и прогноз ИНП РАН 20072 г. исходили из необходимости и возможности обеспечения в долгосрочной перспективе экономической динамики на уровне 6.0-8.0% в год.
Тем
не менее, последние разработки МЭР
свидетельствуют о существенно
более умеренных оценках
В этой связи можно отметить, что учитывая ресурсные и иные ограничения на динамику развития ТЭК, металлургии, некоторых видов сферы услуг, такого рода оценка выглядит существенно более реалистичной.
В
то же время при такой экономической
динамике мы будем вынуждены отказаться
от реализации масштабной жилищной программы,
уровень инфраструктурного
Разумеется, такое развитие событий нас утраивать не может, так как не только не решаются ключевые задачи, стоящие перед страной, но и происходит ухудшение пропорций обмена с внешним миром, консервируются основные структурные разрывы и диспропорции в российской экономике.
Таким образом, требуется обоснование сценария ускорения экономической динамики.
Возможности
и ограничения ускоренного
роста
Как было сформулировано в долгосрочном прогнозе ИНП РАН 2007 г. - «Основной инструмент решения долгосрочных проблем развития – это инвестиции. Только с помощью инвестиций можно разорвать путы ресурсных, структурных и технологических ограничений».
В этом смысле ограничения по мощностям, ресурсам инфраструктурным объекта и т.д. – не являются ограничениями, поскольку рано или поздно они преодолеваются инвестициями и экономическим ростом.
Главное ограничение роста, на наш взгляд, это сужение пространства развития, когда некуда расти, или некому. Пространство развития сужается тогда, когда исчезают ориентиры и мотивы для роста. Это происходит, с одной стороны, в обществах с насыщенными потребностями, как, например, в США или в других наиболее развитых странах, с другой, в обществах с запредельными разрывами в уровне социально-экономического и технологического развития, как, например, в странах Центральной Африки.
Россию нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе стран. Однако фактом является то, что уровень разрывов в технологическом развитии различных секторов экономики, в уровне доходов различных социальных групп, а также в уровне социально-экономического развития регионов России чрезвычайно велик. Именно эти разрывы, на наш взгляд, могут стать основным тормозом экономического развития в долгосрочной перспективе.
В этой связи, мы полагаем, что важнейшим условием динамичного развития экономики России в будущем становится однородность экономического пространства, снижение технологических и экономических разрывов, снижение экономического неравенства.
В заключении можно сформулировать следующие основные положения сценария ускоренного развития:
В этом случае можно рассчитывать на достижение российской экономикой в долгосрочной перспективе среднегодовых темпов роста на уровне не ниже 7%.
Для решения проблем экологии страны в комплексе прежде всего должна быть выработана четкая государственная политика в области экологии. Необходимо создать ведомство (министерство или агентство), напрямую подчиненное президенту или премьер министру, которое будет курировать все разрозненные организации, занимающиеся проблемами охраны окружающей среды. Оно должно разрабатывать общую экологическую политику, вести непрерывный мониторинг окружающей среды и принимать меры по исправлению ситуации, разрабатывать единые программы охватывающие все сферы, которые связаны с проблемами экологии.
Так же нужно решение
Один из вариантов решения
проблем – создание
Сейчас министерство природы предлагает устанавливать нормативы вредного воздействия на природу на основе показателей наилучших доступных технологий. Сейчас в России плата за негативное воздействие рассчитывается на основе санитарно-эпидемиологических нормативов. Если компания в них не укладывается, то обращается в территориальное управление уполномоченного органа, Например в Ростехнадзор, и просит установить ей индивидуальные лимиты сверх нормы. За выбросы по индивидуальным лимитам оплата вырастает в пять раз, сверх лимитов – в 25, но доходы бюджета при этом остаются незначительными – 16 млрд.руб. в год.
В новом законопроекте с 2011 по 2016 год планируется ликвидировать существующий институт лимитов и повысить платежи за сверхнормативное воздействие в 2011 г. – в 5 раз, в 2014 – в 20 раз. При расчете платежей устанавливаются стимулирующие коэффициенты. На коэффициент 25, а с 2016 года – коэффициент 100. При этом, для предприятий, внедряющих НДТ, устанавливается коэффициент 0,5. Платежи от всех компаний за негативное воздействие должны вырасти до 138 млрд. руб. Однако, задача данной реформы не в том, чтобы заставить предприятия платить больше, а в том чтобы укладываться в экологические нормативы. В данной ситуации существует угроза того, что усиление санкций заставит предприятия не вкладываться в модернизацию, а прятать выбросы, так как система экологического контроля в стране практически разрушена.
Понятие «наилучшие доступные технологии» - (НДТ) широко применяется в странах ЕС с середины 90-х годов прошлого столетия в соответствии с Директивой Совета Европы 96/61/ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнения - (Директива ККПЗ). Целью Директивы является обеспечение комплексного подхода для защиты окружающей среды, путем совершенствования системы управления и контроля за производственными процессами промышленных предприятий. Ключевым элементом в данном подходе имеет общий принцип, предусмотренный в Статье 3 Директивы о том, что операторы (предприятия) должны принимать все необходимые профилактические меры по предотвращению загрязнения, в частности через применение НДТ, которые обеспечат им возможность повысить свою экологическую эффективность.
Определение термина НДТ дано
в Директиве следующим образом:
- понятие «технологии» включает
и применяемую технологию, и способ,
с использованием которого
- к «доступным» технологиям
-«наилучшие» означает наиболее эффективные для достижения высокого общего уровня защиты окружающей среды в целом.
В российском законодательстве в настоящее время данный термин определен как «наилучшие существующие технологии» - НСТ.
Справочники по НДТ широко
используются в процедуре
Справочники по НДТ, и это главное их предназначение, служат фундаментом системы комплексных экологических разрешений для промышленных предприятий в Европе, США и ряде других стран.
Важными особенностями
Как правило, в справочнике приводится некоторый диапазон величин, которые ограничивают «коридор» возможных значений технологических нормативов для данной отрасли. Если предприятие укладывается в эти нормативы, то оно имеет все шансы на получение разрешения на эти эмиссии и, следовательно, осуществление производственной деятельности. Следующим этапом при получении разрешения будет анализ условий рассеивания выбросов, учет ассимиляционной емкости природных систем и, конечно, нормативов качества окружающей среды в данном географическом месте. Технологический норматив никак не может рассматриваться как альтернатива нормативу качества окружающей среды. При определении допустимых для предприятия эмиссий, в конечном счете, за нормативами качества окружающей среды остается последнее слово.
Хотя данная система является
разрешительной и не
- комплексность разрешений, позволяющая минимизировать воздействие на окружающую среду в целом, находя оптимальные соотношения между величинами эмиссий в различные природные среды;
Главным достоинством этой
Помимо того, что справочники
по НДТ служат инструментом
при выдаче экологических