Экономический переход

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение влияния развития рыночной инфраструктуры на экономический рост России, т. к. она является одним из факторов, способствующих выводу страны из кризиса и последующему экономическому росту.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. . 3
1. Понятие и роль рыночной инфраструктуры в экономическом развитии …………………………………………………………………………… ..5
2. Основные проблемы элементов инфраструктуры в России …....... 9
3. Основные элементы инфраструктуры рынка, влияющие на экономический рост России ……………………………………………………. 13
3.1. Финансовый рынок …………………………………………. 13
3.2. Транспортная система ………………………………............. 21
3.3. Информационные технологии ……………………………... 25
3.4. Оптовая и розничная торговля……………………………… 31
Заключение ………………………………………………………………… 35
Список литературы ………………………………………………………… 36
Приложения ………………………………………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

курсовая Аньки.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

                       FREEnet (открытая сеть науки и образования, изначально построенная в рамках инициативы Института органической химии Российской академии наук);

                       Радио-МГУ (специализированная сеть по физике высоких энергий);

                       RSSI (специализированная сеть по космическим исследованиям);

                       региональные сети Уральского отделения Российской академии наук и Сибирского отделения Российской академии наук и другие.

Основная цель создания и последующего использования научной сети – укрепление научно-технического потенциала страны. Это невозможно сделать без обеспечения научного сообщества информационно-коммуникационными и вычислительными ресурсами. Для этого необходимо реализовать следующие задачи: создать высокоскоростную магистральную телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечить доступ к распределенным центрам обработки данных, сформировать сетевые информационные сервисы и многое другое. В будущем будет проведена интеграция существующих сетей и создана единая высокоскоростная опорная телекоммуникационно-вычислительная инфра - структура национального масштаба.

В России сосредоточено 215% мирового научного потенциала. Количество инженеров и ученых на 2008 год составляло 600 тысяч человек. Россия занимает ведущее место в мире по количеству ученых на 10 тысяч населения, уступая лишь Японии и США. Инвестиции в инновации составляют менее одного процента ВВП. В то время как в развитых странах «большой восьмерки» – от 2 до 3,5 процентов.

Кроме того, продолжается утечка мозгов. По оценке экспертов, с 1998 по 2004 год количество ученых сократилось в три раза. Только начиная с 2000 года, 25 тысяч исследователей уехали на постоянное место жительства за рубеж, около 40 тысяч работают на иностранные компании по контракту. Наши эмигранты, живущие в США, обеспечивают от 20 до 25 процентов производства американского хай-тека (по разным оценкам), что составляет около 10 процентов мирового рынка. К сожалению, сегодня российская наука недостаточно интегрирована в стройную национальную инновационную систему. Мировой опыт показывает, что основная часть инноваций создается в предпринимательском секторе. Существует определенная проблема диалога между государством и бизнесом, государством и наукой. При этом нет выстроенных отношений между бизнесом и наукой. Результаты НИОКР складываются на полку и не используются в дальнейшем. В США НИОКР только на пять процентов финансируется государством и на 95 процентов – бизнесом. В России – с точностью до наоборот. Российский бизнес характеризуется низкой по мировым стандартам инновационной активностью компаний предпринимательского сектора. Пока что в инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологические фирмы, способные взять на себя решение широкомасштабных финансовых и технологических задач. Большая часть идей так и не доходит до продукта из-за проблем с финансированием, из-за неправильного планирования, защиты прав и других сложностей. Ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров считает, что сохранить высокий уровень инженерного образования в России возможно только с привлечением возможностей информационных технологий. Такие технологии широко используются во всех ведущих университетах мира. США, Канада, Франция давно объединили свои открытые образовательные ресурсы в единую систему и сделали свободный доступ к выставленным учебным материалам. В России также создан ряд образовательных порталов и ряд автоматизированных обучающих систем.

В числе основных направлений, по которым развивается ИТ в образовании, – создание виртуальных и удаленных научно-исследовательских лабораторий, дистанционный доступ обучаемых к уникальному оборудованию, выполнение научно-исследовательских работ, курсового и дипломного проектирования. В основе таких лабораторий – методы и программы математического моделирования. В виртуальном доступе исследования проводятся на реальном оборудовании. Это позволяет использовать уникальные установки и стенды на значительном удалении от учебных классов, в том числе и такого оборудования, контакт с которым может быть небезопасным. Все это позволяет внедрять в учебный процесс новейшие научно-технические достижения, развивать технологии дистанционного обучения. Происходит становление и расширение систем открытого образования, в котором предоставление образовательных услуг возможно в любых объемах, в любом месте и в любое время.

Важным звеном развития ИТ является работа по созданию системы регулярных телеконсультаций для регионов России на базе недорогих систем видео-конференцсвязи и цифровых каналов, а также дистанционное обучение врачей. Так как весьма проблематично организовать лекции ведущих специалистов страны для врачей отдаленных регионов. Прежде всего телемедицина в России – реально действующий проект. Каждый день проводятся консультации тяжелейших больных, читаются лекции, транслируются в регионы уникальные операции, происходит знакомство с опытом ведущих мировых центров. Только один Бакулевский центр – лидер в России в этом направлении – в год проводит на базе телемедицинских технологий более 1250 консультаций, 2000 часов лекций и 60 мастерклассов по кардиохирургии. Затраты на телеконсультации, например, в десятки раз меньше затрат на поездку в Москву на очную консультацию. Успешно консультируют регионы клиники Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону и некоторые другие. И если сегодня в каком-либо регионе, например в Челябинске, появился уникальный специалист, то его знания, его помощь становятся доступными для всей страны.

Но как и у любого реально работающего проекта, у данного немало проблем. Самое болезненное – отсутствие полноценной нормативной базы в области консультаций и телеобучения. Отсутствует система подготовки кадров. Еще одна проблема – финансирование работы медицинских центров. С одной стороны, вроде бы все понимают, что телемедицина экономит средства бюджета и граждан. Однако до сих пор не решен вопрос об оплате телеконсультаций за счет фонда обязательного медицинского страхования. Например, в Европе и США именно в это направление вкладываются очень серьезные средства. Поскольку повышается качество медицинской помощи, снижается нагрузка на стационары, а значит, у государства меньше затрат на охрану здоровья.

Несмотря на бурный рост информационных технологий, отставание России от мировых лидеров нарастает. Проникновение Интернета в России составляет около 20 процентов, что в три-четыре раза меньше, чем в ведущих странах. Зарплаты в России в разы меньше, чем на Западе, однако стоимость компьютеров и программного обеспечения в нашей стране находится на мировом уровне и даже превышает его. Ряд стран, в частности США, Индия, Малайзия, Китай, занялись созданием переносных компьютеров стоимостью в 100-150 долларов вместе с программным обеспечением. Такая техника нужна десяткам миллионов школьников и студентов, людям с ограниченными физическими возможностями. Ноутбук в руках студента и преподавателя в зарубежных университетах стал таким же неотъемлемым атрибутом, как ручка и тетрадь для конспектов. Почти все студенты могут учиться дистанционно через Интернет. В России сегодня к этому не готовы ни преподаватели, ни университеты, ни государство, например, дистанционное обучение узаконено в нашей стране  совсем недавно: в начале марта 2011 года.

В современном мире, окутанном одной общей сетью, появилось много новых угроз. Например, стали возможны атаки на важные информационные объекты, что ведет к ослаблению экономики и общества в целом. Чтобы повысить доверие к электронной торговле, к электронным банковским системам, к телемедицине, к электронному правительству, необходима сплоченность всех стран в вопросах информационной безопасности.

 

3.4  Оптовая и розничная торговля

 

Оптовая торговля является первым звеном реализации произведенного или приобретенного товара. Это деятельность по продаже товаров, предназначенных для розничных торговцев, то есть для тех, кто будет продавать их конечному потребителю. Необходимость этого звена, промежуточного между производителем товара и розничным торговцем, вызвана тем, что, с одной стороны, производителю товаров, как уже упоминалось, обычно выгоднее вкладывать средства не в торговлю, а в развитие своего производства, а с другой – розничному торговцу обычно не хватает средств на то, чтобы взять на себя торговлю полностью. Концентрация в руках оптового торговца значительных материальных ресурсов дает ему возможность гибко и эффективно ими распоряжаться, а для розничных продавцов создает преимущества работы по привычному, надежному, проверенному каналу.

Существуют две характерные особенности оптовой торговли. Первая особенность – существенная, явно гипертрофированная значимость отрасли в современной экономике России. Вторая особенность – отсутствие объективной информации об отрасли, вызванное как теневым характером деятельности многих организаций оптовой торговли, так и тесным переплетением имущественных, организационных и управленческих отношений отрасли с другими отраслями экономики, главным образом, промышленностью и розничной торговлей. Можно назвать две взаимосвязанные причины, определяющие высокий уровень оптового товарооборота и величину валовой добавленной стоимости, создаваемой в отрасли. Первая причина заключается в том, что на предприятия оптовой торговли зачастую переложены функции предприятий отраслей экономики, связанные с закупкой ресурсов и реализацией продукции. Фактически функционируя как структурные подразделения крупных предприятий, формально они являются организациями (юридическими лицами) оптовой торговли. Вторая причина заключается в высоких торговых наценках отрасли, которые обеспечиваются монопольным распоряжением произведенными ресурсами и заинтересованностью менеджеров в высоких доходах посреднических фирм. Этот факт нашел свое отражение в научных исследованиях. Наиболее авторитетное из них принадлежит Всемирному банку. Высокий уровень торговопосреднической наценки специалисты банка объяснили использованием механизмов трансфертного ценообразования. Эти механизмы, получившие распространение в сырьевых и металлургических отраслях, увеличивают уровень торговых и посреднических наценок и, таким образом, завышают долю отрасли в производстве ВВП.

Пропасть, отделяющая российскую торговлю от развитой зарубежной, многообразна. Прежде всего это низкая доля современных торговых форматов, они же сети. У нас доля сетей среди занятых в торговле около 10%, в США — около 90%. Если бы эта доля поднялась до американского уровня, то производительность в торговле поднялась бы с 31 до 75%. Оставшиеся 25% теряются за счёт отставания в производительности российских супермаркетов от американских. Отстаёт и общий размах торговли. В России магазинов немного даже по восточноевропейским меркам. На 1000 жителей в России приходится около 62,5 кв. м площадей торговых центров, что примерно в 2 раза меньше, чем в Словакии, и в 4 раза, чем в Эстонии. Малоразвита и сопутствующая логистическая инфраструктура. Оптовой продажей товара занимаются следующие предприятия оптовой торговли: специализированные оптовые торговые предприятия, торговцы‑оптовики, брокеры и агенты, а также сбытовые и закупочные конторы и отделения предприятий‑производителей. Объемы оптовой и розничной торговли представлены в приложении Г и Д соответственно.

Выделим несколько факторов, способствующих  росту рынка: большая площадь страны и низкая плотность населения,  развитие технологий,  рост благосостояния населения и некоторые другие.

 Вместе с тем, ключевыми проблемами отрасли в 2010 году явились:

 недостаточный уровень развития инфраструктуры, в том числе неразвитая логистическая система, низкий уровень обеспеченности населения торговыми площадями;

 неравномерное развитие торговли в разрезе субъектов Российской Федерации, наличие дефицита торговых объектов в отдаленных населенных пунктах;

 наличие административных барьеров в отрасли, в том числе со стороны региональных органов власти, препятствующих входу на рынок и ведению предпринимательской деятельности (в том числе для малого бизнеса), развитию межрегиональной торговли;

 значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров в торговой отрасли.

В 2010 году отмечается замедление притока иностранных инвестиций как в целом в экономику страны, так и непосредственно в торговлю. Такая динамика обусловлена более жесткими, чем до кризиса, кредитными условиями и в целом недостаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. В  настоящее время потребительский рынок Российской Федерации переживает стадию быстрого роста — идет активное развитие сетевой торговли и современных форматов торговли. Вместе с тем по ряду ключевых показателей Россия отстает от зарубежных стран: например, обеспеченность современными торговыми площадями, доля современных форматов в обороте торговли в среднем по России в несколько раз ниже, чем в развитых странах.

Развитию торговой отрасли мешает ряд проблем, в том числе: недостаточно эффективное государственное регулирование данной отрасли, недостаточно развитая инфраструктура, дефицит кадров, проблемы развития малого бизнеса.

Если рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составляет тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на срок не более чем девяносто календарных дней.


Заключение

После проведенного исследования можно сделать вывод, что инфраструктура рынка является важной составляющей экономического развития страны, но пока она находится в таком состоянии, что ее нужно развивать, вкладывать средства.

Финансовый кризис – кризис, системно охватывающий финансовые рынки и институты финансового сектора, денежное обращение и кредит, международные финансы, государственные, муниципальные и корпоративные финансы. В банковской системе существует множество проблем, освещенных в данной работе. Для успешного развития нужно их решение. Участники парламентских слушаний в Совете Федерации разнесли в пух и прах подготовленный минфином и ЦБ проект "Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года", назвав его лишь хорошим поводом для того, чтобы поговорить. И предложили провести глубокую доработку или вообще переработку этого документа. Что является минусом правительственной разработки.

Из-за региональной неравномерности развития России и разных климатических условий транспортная система страны развита крайне неравномерно. Данная неравномерность развития ухудшает систему грузоперевозок, доставку товаров в отдаленные уголки страны, особенно северных регионов, Сибири, Дальнего Востока, поэтому нужно создать единую транспортную систему, построить множество автомобильных, железнодорожных дорог, новых аэропортов, что планируется нашим государством в рамках осуществления «Стратегии развития транспортной системы России на 2010-2015 годы». Также необходимо обновлять автопарк, т. к. очень велик износ основных фондов.

После рассмотрения современного состояния информационных технологий можно сказать то, что необходимо создавать условия, привлекательные для российских ученых в целях сокращения и впоследствии прекращения их миграции в другие страны. Для этого нужно создавать современные, технически оснащенные лаборатории, финансировать внедрение различных проектов. Образовательный процесс станет намного интереснее и привлекательнее, если использовать современное оборудование, например, повсеместное распространение интерактивных досок, компьютерных классов с мультимедийным обеспечением.

Информация о работе Экономический переход