Экономический переход

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение влияния развития рыночной инфраструктуры на экономический рост России, т. к. она является одним из факторов, способствующих выводу страны из кризиса и последующему экономическому росту.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. . 3
1. Понятие и роль рыночной инфраструктуры в экономическом развитии …………………………………………………………………………… ..5
2. Основные проблемы элементов инфраструктуры в России …....... 9
3. Основные элементы инфраструктуры рынка, влияющие на экономический рост России ……………………………………………………. 13
3.1. Финансовый рынок …………………………………………. 13
3.2. Транспортная система ………………………………............. 21
3.3. Информационные технологии ……………………………... 25
3.4. Оптовая и розничная торговля……………………………… 31
Заключение ………………………………………………………………… 35
Список литературы ………………………………………………………… 36
Приложения ………………………………………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

курсовая Аньки.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

По мере стабилизации ситуации на финансовых рынках Банк России начал постепенно смягчать денежно-кредитную политику. В частности, в апреле-декабре 2009 г. ЦБ РФ семь раз снижал процентные ставки. За этот период ставка рефинансирования была уменьшена с 13 до 8,5% , а ставки по операциям Банка России – на 3,5-4,5 п.п. Снижению процентных ставок способствовало также восстановление притока валюты в РФ из-за роста цен на основные товары российского экспорта и стабилизации экономической ситуации в мире.

В период кризиса процентные ставки ЦБ РФ впервые стали работающим инструментом денежно-кредитной политики, которая стала больше напоминать действия центральных банков развитых стран, управляющих ситуацией на денежном рынке с помощью процентных ставок.

Что касается непроцентной политики Банка России, то недостаток ликвидных ресурсов в банковской системе осенью 2008 года заставил ЦБ РФ принять ряд исключительных мер, направленных на недопущение разрастания нестабильности в банковском секторе России: 10 октября 2008 г. Государственная Дума РФ приняла закон, позволяющий Банку России выдавать российским коммерческим банкам кредиты без обеспечения, которые могут быть предоставлены кредитным организациям, имеющим кредитный рейтинг не ниже установленного уровня, на срок не более 6 месяцев. Также ЦБ РФ начал заключать соглашения с крупными российскими банками о компенсации части их возможных потерь при межбанковском кредитовании и др.

Но кризис обнажил множество проблем. Банки слишком сильно зависят от иностранных источников финансирования: соотношение суммы банковских кредитов и депозитов увеличилось со 126% в 2005г. до 149% в конце 2008г. К концу 2009г. объем кредитования – особенно малых и средних предприятий и физических лиц – резко сократился, поскольку экономический кризис отрицательно сказался на кредитоспособности многих заемщиков.

 

3.2 Транспортная система

«Без развития инфраструктуры нет и не будет развития экономики», –  заявил, выступая на транспортном форуме в Сочи, глава правительства Владимир Путин. При этом отметил он, создание и развитие современной транспортной инфраструктуры – прямая обязанность государства.

В рамках развития целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015гг.» планируется построить или реконструировать почти 20 тысяч километров автодорог, более 100 взлетно-посадочных полос, проложить более 3 тысяч километров новых железнодорожных линий, а объем перевалки грузов в морских портах должен увеличиться в 1,5 раза.

Состояние дорог напрямую отражается на экономике страны. Экономические потери из-за низкой пропускной способности дорог составляют 3% от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах ЕС. Это говорит о низкой конкурентоспособности наших транспортных коридоров. Большой проблемой остается региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры. Она ограничивает развитие единого экономического пространства страны и использование конкурентных преимуществ регионов. 40 тысяч населенных пунктов, где проживают более трех миллионов человек, еще не обеспечены постоянными автомобильными дорогами с твердым покрытием с транспортной сетью общего пользования. В пяти регионах нет железнодорожного сообщения, из-за чего не осваиваются 23 крупных разведанных месторождения полезных ископаемых. В 14 регионах, где авиация зачастую является основным и единственным круглогодичным видом транспорта, сократилась аэродромная сеть. С 1992 года мы потеряли почти тысячу аэродромов.

Для достижения более высокого уровня развития подпрограммы «Автомобильные дороги» Минтранс предлагает ввести плату за проезд по федеральным автомобильным дорогам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн.

Российские авиакомпании уже начали продавать электронные билеты. Люди оценили их преимущества: не надо стоять в очереди в кассу и можно, не выходя из дома или офиса, приобрести билет через Интернет. Да и российские авиаперевозчики благодаря использованию безбумажной технологии стали более конкурентоспособны на рынке, особенно по отношению к иностранным компаниям. Понятие «электронный билет» до недавнего времени существовало только в программе Международной ассоциации воздушного транспорта (ИКАО). А в России он оставался «вне закона». Теперь этот пробел устранен благодаря поправкам в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации. Другое важное изменение касается страховых выплат (статья 133 кодекса). Денежная компенсация, которая выплачивается родственникам погибших в авиакатастрофе, увеличена со 100 тысяч до 2 миллионов рублей. Значительнее стали суммы страховки в случае причинения вреда багажу пассажира и вещам, находящимся при нем.

Объем средств, выделяемых из бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры, растет год от года. Настал черед и частных инвесторов. Аналитики утверждают, что от их активности, а также за счет внедрения самых современных форм партнерства частника и государства транспортная сеть страны сможет измениться самым коренным образом. В Минтрансе не скрывают, что негосударственные инвестиции по большей части будут привлекаться для строительства платных участков автомагистралей. О своем желании участвовать в строительстве автомобильных дорог в России уже заявили испанцы, итальянцы, португальцы и французы. А вот аэропорты, несмотря на огромный потенциал гражданской авиации в России, пока остаются малопривлекательными объектами с точки зрения инвестиций для иностранных компаний. Емкость рынка частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры России оценивается сегодня в $20 миллиардов в год. Дефицит частных инвестиций в транспортный сектор страны составляет около $10 миллиардов в год. Эксперты констатируют: в настоящий момент проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, в России недостаточно. В дорожном хозяйстве все расходы по содержанию и развитию дорожной сети сегодня ложатся исключительно на бюджет. Основные проблемы: высокая капиталоемкость, длительные сроки окупаемости инфраструктурных проектов, неразвитость внутренних финансовых и фондовых рынков, отсутствие конституционного законодательства, а также практика предоставления налоговых льгот и преференций для инвесторов.

В числе нерешенных проблем транспортной сферы сегодняшнего дня  эксперты также называют недостаточное использование имеющегося транзитного потенциала страны, ее выгодного географического положения. Экономисты указывают на большие показатели упущенной выгоды. Скорость доставки грузов никак не соответствует уровню, существующему в развитых странах мира. Эффективность системы грузоперевозок пока не отвечает рыночным условиям. Причины этих проблем идут в первую очередь от объективных факторов – большие расстояния и сложные природные условия России. Эти факторы приводят к достаточно высокой доле транспортных затрат в себестоимости продукции – 15–20 процентов (против 7–8 процентов в странах развитой рыночной экономики).

Продолжают оставаться низкими качественные показатели перевозок, также невысок и уровень сервисного обслуживания клиентуры. Во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов. Нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта составляет от 55 до 70% . Это тормозит развитие как пассажирских, так и грузовых перевозок. Большая проблема – состояние мостов. Почти 148 мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах находились на начало 2008 года в предаварийном состоянии.

Существуют значительные региональные несоответствия в развитии транспортной сети. Помимо этого недостаточен технический и технологический уровень самих транспортных систем, высок уровень нагрузки транспорта на окружающую среду.

В России множество проблем, связанных с недостаточным развитием транспортной инфраструктуры. Но особенно остро они проявляются в удаленных от центра страны районах. На европейском Севере плотность дорог с твердым покрытием в 8 раз ниже, чем в целом по России, а в районах Сибири и Дальнего Востока – в 15 раз. Республика Саха, Чукотский автономный округ, Магаданская область, Камчатка, северные районы Красноярского и Хабаровского краев, ряда других регионов оторваны от единой автодорожной системы страны. Огромные территории не могут дождаться освоения. Слаборазвитая железнодорожная сеть сдерживает мобильность населения.

Без развития инфраструктуры северных территорий не будет ни поступательного экономического роста, ни перехода от простого освоения ресурсов к их глубокой переработке.

В целом отсутствие современной технологичной транспортной инфраструктуры будет ограничивать развитие не только отдельных отраслей, но и качества жизни населения.

Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта определяется разной инвестиционной активностью и нерациональным соотношением в транспортном балансе страны. В ближайшей перспективе главной проблемой транспортной отрасли станет несоответствие между низким уровнем ее развития и возрастающим спросом экономики на транспортные услуги.

 

 

 

3.3 Информационные  технологии

Рынок информационных технологий (ИТ) составляет всего 1,4% от ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов, что составляет более 5% от ВВП. При этом на российском рынке сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30% от общего объема, а рынок программных продуктов – 14%.

Всего 14% объёма рынка ИТ идет на экспорт. Общий нестабильный бизнес-климат в России приводит к нежеланию крупных предприятий вкладывать в долгосрочные проекты в области ИТ (например, системы автоматизации предприятия). Завышенные сроки амортизации компьютерного оборудования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и со списанием программного обеспечения также снижают экономические стимулы внедрения ИТ на предприятиях.

Низкий спрос на ИТ-услуги и продукты со стороны населения вызван преимущественно низкой платежеспособностью (особенно в регионах) и несформированной потребностью в приобщении к новым технологиям.

Развитие спроса со стороны всех групп потребителей тормозится высокими импортными пошлинами на компьютеры и комплектующие, увеличивающими стоимость средств ИТ на внутреннем рынке. Наличие таких пошлин идет вразрез с мировой практикой. Дорогая и часто недостаточная инфраструктура тормозит развитие целых направлений бизнеса, например, передачу внутренних функций организаций сторонним специализированным компаниям, и мешает привлечению иностранных инвестиций в отрасль.

Недостаток кадров для отрасли ИТ вызван как отставанием системы образования от требований отрасли ИТ, так и сложностью привлечения квалифицированных специалистов из стран ближнего зарубежья. Система образования отстает от требований информатизации, как в части подготовки специалистов в области ИТ, готовых к работе в отрасли непосредственно после окончания учебного заведения, так и в подготовке пользователей.

На современном этапе научно-технической революции происходит качественный скачок в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим перевооружением на базе высоких, в первую очередь информационных технологий.

Развитие информационного общества – это системная и долгосрочная задача. В ее решении сходится целый ряд проблем: от развития конкурентоспособности нашей экономики до укрепления обороноспособности страны.

Выделим следующие элементы информатизации: развитие почтовой связи, цифровое телевидение, научные сети, телемедицина и др.

Информационное пространство оказывает огромное влияние на людей – на их здоровье и продолжительность жизни, на мотивацию к образованию и семейные ценности. Модернизация сетей наземного эфирного вещания, перевод их на цифровые технологии – это мировая тенденция, и Россия не исключение. Переход на цифровое вещание не только позволит обеспечить население многопрограммным вещанием высокого качества, но и послужит стимулом для развития рынков СМИ, связи и производства отечественного теле- и радиооборудования, для создания инфраструктуры производственно-внедренческих, сбытовых и сервисных организаций.

Почта России продолжает реконструкцию отделений почтовой связи. В число ожидаемых от реконструкции результатов отделений почтовой связи входят: повышение качества предоставления услуг, формирование понятия бренда Почты России, создание положительного имиджа ФГУП «Почты России» у населения, рост спроса на традиционные и новые услуги Почты России, увеличение оборотов по реализации услуг населению на 15–20 процентов.

Реконструкция отделений связи происходит не по стандарту, а в зависимости от того, где расположено отделение связи – в городе или в селе или в центральной части города или на его окраине. Это может быть реконструкция «экономкласса», «стандартная» или «премиум». Например, отделка «премиум» проводится в отделениях связи, расположенных в центральных почтамтах областных, краевых и республиканских центров, аэропортах, вокзалах, музеях, административных зданиях, объектах, отнесенных к памятникам архитектуры или расположенных в исторических местах.

Формирование нового восприятия почтовой отрасли стоит в центре внимания проводимых сегодня преобразований. Почта России – федеральное государственное унитарное предприятие, имеющее 84 филиала, свыше 40 тысяч почтовых отделений, 420 тысяч сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд. писем, 48 млн. посылок и более 190 млн. денежных переводов. В почтовых отделениях предлагается свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг.

Сегодня в России работает большое число разрозненных сетей научно-образовательного направления, среди них:

                       RBnet (межведомственная опорная сеть, построенная в рамках государственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»);

                       RUNnet (федеральная университетская сеть, построенная в рамках ряда Федеральных целевых программ);

                       RASnet (корпоративная сеть Российской академии наук);

Информация о работе Экономический переход