Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………....………3

I. Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции в Европейском союзе…………………………………...……….…6

1.1. Этапы экономической интеграции…………..……….…………..…….9
1.2 Европейское Экономическое Сообщество…………………………….12

II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе………………………………………………………..……..16

2.1 Экономический и валютный союз……………………………..…...…..23

III. Влияние ЕС на экономику отдельных стран………………...…………..25

Заключение……………………………….………………………….................34

Список использованной литературы………..……………………………..39

Работа содержит 1 файл

Ekonom integraciya v ES.docx

— 76.10 Кб (Скачать)

      На  долю промышленных товаров приходится около 80% общего импорта стран ЕС из США. Производственное и транспортное оборудование — наиболее важная группа товаров, импортируемых из США, на нее  в 1993 г. пришлось около 1/2 совокупного импорта стран ЕС из США. Импорт сырья (СМТК 0-4) составляет 13,5% общего импорта стран ЕС из США.4

      Импорт  трех наиболее важных групп СМТК, импортируемых  из США, к которым относятся офисное  оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около 30% общего импорта  стран ЕС из США. Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего импорта стран ЕС этого  товара. К товарам, потребность в  импорте которых удовлетворяется  в большой степени за счет импорта  из США, относятся масленичные (49% всего  импорта этого товара в страны ЕС обеспечивается за счет импорта  из США), измерительные инструменты (48,4%), химические материалы и продукты, n.e.s. (ранее нигде не классифицированные) (44,4%), электрогенераторы (43,9%) и прочее транспортное оборудование (43%).5

      Экспорт промышленных товаров составляет около 86% от общего экспорта из стран ЕС в  США, а экспорт производственного  и транспортного оборудования —около 45%, сырья — около 10%.

      Основная  продукция, экспортируемая в США  из стран ЕС, — транспортные средства (около 10% от общего экспорта из стран  ЕС в США). Около 20% совокупного экспорта транспортных средств из стран ЕС приходится на США. Следующей важной группой товаров, экспортируемых в  США, являются электрогенераторы и  специальное оборудование. Эти три группы товаров составили 23% от общего экспорта из стран ЕС в США в 1993 г. Товарами, которые экспортируются главным образом в США, являются электрогенераторы, офисное оборудование, а также компьютеры и напитки.6

      Страны  ЕС из Японии импортируют 4 группы товаров (транспортные средства, офисное оборудование, электрооборудование), n.e.s. и аудио- и телеаппаратура, которые составляют более 60% всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет около 25% всего импорта стран ЕС из Японии и более 50% общего импорта транспортных средств.7

      Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и перечень экспортируемых товаров более широк. Так же как  и в импорте, наиболее крупной  группой товаров, экспортируемых в  Японию из стран ЕС, являются транспортные средства. На них приходится около 1/6 общего экспорта из стран ЕС в Японию и 1/12 общего экспорта транспортных средств  из стран ЕС. Кроме транспортных средств, наиболее крупными товарными  группами в экспорте являются медицинское  оборудование, фармацевтическая продукция  и прочие промышленные товары.

      ЕС  имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией, основанные на существующем свободно-торговом соглашении 1972. С 1994 ЕС и Швейцария организовали переговоры, охватывающие широкий диапазон определенных секторов. Семь новых соглашений в областях свободного движения людей, воздушного и земельного транспорта, научно-технологического сотрудничества, сельского хозяйства вступили в силу летом 2002. С июня 2001 - переговоры в различных областях статистики, окружающей среды, торговли сельскохозяйственной продукцией и сотрудничестве против мошенничества, в то время как переговоры относительно налогообложения только начинались. В апреле 2002 Еврокомиссия предложила начать переговоры со Швейцарией в четырех новых областях, включая основание FTA в области услуг.

      Торговые  отношения с Азией продолжают быть важным приоритетом. Экономические  отношения заседаний Азии-Европы (ASEM), установленные в 1996, связывает ЕС и 15 Государств - членов с Японией, Китаем, Кореей, Таиландом, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом, и Брунеем в процессе диалога, нацеленном на облегчении торговли и улучшения инвестиций между всеми партнерами. Самый недавний Торговый План Действия Помощи определяет множество целей, намеревается уменьшить и устранять барьеры, чтобы организовать торговлю в областях стандартов, таможни, IPR, СВЕРХЗВУКОВОЙ, и электронной торговли. В торговых условиях, азиатские партнеры ASEM обеспечивают приблизительно 26 % мирового экспорта в 2000 с ЕС, являющимся их наибольшим партнером, и ЕС имеет второго по значимости регоина-импортёра.

      Долгосрочность  и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разновариантные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону ЕС.

      Ясны  и основные сферы приложения усилий как каждой из сторон, так и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского  газа (треть общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты  космического сотрудничества; система  взаимных мер в области ядерной  безопасности; иные научно-технические  проекты, которые охватываются рамочным Соглашением о научно-техническом  сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным в 2000 году.

      Конечно, экономические связи между ЕС и Россией, как и подобные же отношения  между другими государствами  и интеграционными образованиями, далеки от идиллии. Конкретные хозяйственные (да и политические) интересы постоянно сталкиваются и порождают коллизии. Страны ЕС предъявляют к России претензии, в том числе и вполне справедливые, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен "холодной войны" в отношении стран с, как это тогда называлось, централизованной экономикой.

      Конечно, в отношениях России с ЕС существуют и «болевые» точки, не всегда совпадают точки зрения сторон.

      Основные  озабоченности российской стороны:

  • антидемпинговые процедуры;
  • квотирование поставок российских стальных изделий;
  • запрет на ввоз в ЕС шкур рыси и волка;
  • ограничения доступа на рынок ЕС российских товаров ядерного цикла;
  • условия предоставления России услуг по космическим запускам;
  • предоставление Евросоюзом России «социальных» преференций;
  • планируемое расширение ЕС и возможные негативные последствия для России от этого расширения.

      Основной  проблемой, связанной с проведением  ЕС антидемпинговых расследований  против России, остается непризнание  в полной мере за российской экономикой рыночного статуса.

      Критерии  «рыночности», предложенные ЕС, чрезмерно  строги, при этом двусмысленны, да к  тому же неадекватны ранее предпринятым шагам ЕС навстречу странам ЦВЕ  и Балтии. Предполагалось, что поправки КЕС в области антидемпинга в  отношении России позволят российским предприятиям получить более справедливые условия проведения антидемпинговых  расследований, однако на практике эти поправки не принесли ожидаемых результатов.

      Положение с безоговорочным признанием рыночного  статуса российской экономики значительно  обостряется после принятия Советом  ЕС Регламента, в котором содержится положение, предусматривающее сохранение статуса страны с нерыночной экономикой в отношении России и других стран  СНГ и после присоединения  к ВТО. Российская сторона настаивает на пересмотре этой формулировки.

      Основные  озабоченности европейской стороны:

  • принимаемые Россией меры по регулированию рынка алкогольной продукции;
  • недостаточно широкое присутствие в России финансовых учреждений стран ЕС;
  • регулирование российского рынка страховых услуг;
  • вопросы защиты прав интеллектуальной собственности;
  • вопросы стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия товаров и услуг;
  • ввод Россией ряда экспортных пошлин, в частности на отходы и лом черных и цветных металлов;
  • неопределенность и отсутствие транспарентности в практике регулирования торговли на региональном уровне;
  • запрет Россией на импорт из ЕС столового яйца;
  • взимание Россией сборов за пролеты самолетов по транссибирским магистралям.

      Однако  существующая развернутая правовая база и особенно повседневная практика взаимодействия помогают нивелировать разногласия и устранять трудности. Свидетельство тому — рост в 3-3,5 раза объема внешней торговли между  Россией и ЕС за последнее десятилетие  и увеличение (правда, в гораздо  более скромных размерах) европейских  капиталовложений в России.

      Внешнеэкономические связи России со странами ЕС и США.8

Показатель Страны ЕС США Другие страны Всего
Внешнеторговый  оборот 67,8 9,0 78,6 155,4
Экспорт 47,2 6,3 52,6 101,6
Импорт 25,1 2,7 26,0 53,8
 

      В 2001 г. торговый оборот России со странами Европейского союза составил 67,8 млрд. долл., с США - 9,0 млрд. долл., что в сумме составляет почти половину объема российской внешней торговли. Экспорт из России в страны ЕС составил 42,7 млрд. долл. (42% российского экспорта). Около 40% российского импорта поступает из стран Евросоюза (в 2000 г. - 33%, в 2001 г. - 37% по данным ГКС, 47% по данным ЕС).9

     Таким образом, Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком  импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем  торгового оборота 15 млрд. долл.) и  Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две  страны приходится около 40% российского  экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины  и Италии, однако торговый оборот с  США в 7.5 раз меньше, чем с Европейским  Союзом.10

      Роль  России как торгового партнера для  Евросоюза гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.

      В структуре российского экспорта в ЕС преобладают топливо и  сырье (до 90%), а импортируются, главным  образом, потребительские товары и  оборудование (по оценке, 66-67%).

      Энергоносители  составляют 67% российского экспорта в ЕС. Лидерами по объемам импортируемого из России топливно-энергетического  сырья являются Германия и Италия: в эти две страны поставляется свыше половины (54%) всех экспортируемых в Евросоюз энергоносителей. На рынки  ЕС поставляется существенная часть  российского экспорта металлов (35%), древесины и целлюлозы (30%), продуктов  химии (24%) (приложения 1 и 2).

      В списке товаров с наибольшей долей  в объеме торговле в первую тройку попадают ядерные реакторы. Предположительно, так отражается ввоз радиоактивных  отходов для переработки в  России или импорт сырья для производства ядерного топлива. Рейтинг остальных  ключевых товаров отражает особенности  структуры внешней торговли, описанные  выше.

 

Заключение

      В финальной части своей работы я постараюсь подвести итог и сделать  некоторые выводы.

      В начале работы была рассмотрена сущность интеграции как процесса, этапы  и причины интеграции, условия  при которых возможна интеграция. Приведём три основных условия:

  • нужен достаточно высокий уровень развития промышленности;
  • экономика должна быть не командно-распределительной, а рыночной и децентрализованной;
  • наличие в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения.

Информация о работе Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе