Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ применения теории и практики циклического развития экономики в условиях рыночной экономики и перехода к ней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
дать определение цикла в экономической науке;
указать фазы и причины циклического развития экономики;
дать общую характеристику основных теорий и принятую классификацию экономических циклов;
изложить взгляды представителей различных экономических школ накратко -, средне -, и долгосрочные циклы, раскрыть сущность основных теорий;
рассмотреть основные черты и противоречия экономики переходного периода;
исследовать роль государства в регулировании экономических циклов;
Введение 3
1. Сущность, фазы и причины циклического развития
экономики 5
Понятие цикла в экономической науке 5
Фазы экономического цикла 7
Причины циклического развития рыночной экономики ..8
2. Виды экономических циклов 12
Общая характеристика основных теорий и классификация
экономических циклов 12
Краткосрочные и среднесрочные циклы в экономике 14
Теории долгосрочных циклов 18
3. Современные особенности экономических циклов 24
Кризис в переходных экономиках государств Восточной Европы как составная часть их циклического развития………………………………..24
3.2 Антикризисные программы стабилизации национальной экономики в
переходный период развития 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
В сельском хозяйстве так называемый аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства продовольствия, но и через снижение плодородия почвы. Ухудшение технической оснащенности сельского хозяйства дополняется увеличением удельного веса неплатежеспособных колхозов и совхозов. Нарастает общая финансовая задолженности села государству, банкам, поставщикам энергоресурсов, производителям средств защиты и т. д. Аграрный кризис сопровождается обострением демографической ситуации на селе.
О кризисном состоянии национальной экономики свидетельствуют доминирование монополизма, наличие заметного разрыва между ценами внутреннего и внешнего рынка, рост внешней задолженности.
Среди основных причин, или обстоятельств, которые в переходный период порождают и усиливают кризисные тенденции, следует выделить:
1) прямое наследование кризисных явлений административного периода — начиная с состояния производственного потенциала и заканчивая экономическим сознанием.
Важно подчеркнуть, что именно в переходный период определенная часть скрытых противоречий административной экономики становится явными. К таким проблемам следует отнести, например, скрыто безработицу на производстве, продолжительное дотирование убыточных предприятий, подавленную инфляцию, внутренний и внешний долг, отсутствие валютных резервов, технологическое отставание, необоснованно низкие цены на так называемые социально важные товары, установленные центром и т. д. Благодаря достигнутой гласности граждане страны узнают об истинных размерах коррупции и милитаризации экономики, об уровне заболеваний, о реальных последствиях крупных аварий типа чернобыльской;
2) прямые потери, имеющие место в переходный период, т.е. так называемые трансформационные издержки. Очень часто из двух зол приходится выбирать то, которое сохраняет перспективы для дальнейшего экономического развития (закрытие вредного производства, убыточного завода, сворачивание военной программы, временный уход с внешнего рынка и т. д.);
3) отсутствие нормальных
социально-экономических и
политических
условий для проведения неотложных
преобразований по конкретному плану.
Сюда
можно отнести
состояние общественного
сознания, деформированного
многолетним административным экспериментом,
отсутствие внутренних резервов,
недостаточность внешних
источников финансирования и международные
санкции,
череду природных катаклизмов (неурожайные
годы и т. п.);
4) отсутствие должного теоретического обеспечения
трансформационного
процесса или отсутствие
всесторонне разработанной научной концепции социально-
экономического развития.
Связано это с длительным нигилистским
отношением к
экономической науке, с невыполнением
фундаментальной экономической теорией
прагматической и других
функций;
5) допущенные разного рода ошибки и просчеты властей
[6].
Опыт стран трансформационного
периода свидетельствует о том, что в
качестве фактора торможения может иногда выделяться негативное воздействие формирующегося и нестабильного политического рынка, из-за обострившейся борьбы за власть среди политических, региональных и прочих элит, слабой структуризации институтов гражданского общества, а также общей неразвитости политической сферы.
3.2. Антикризисные программы стабилизации национальной экономики
в переходный период развития
В переходной экономике кризисные явления образуют единый комплекс торможения. Их наличие не позволяет приступить к проведению широкомасштабных преобразований национального производства. Такой поворот событий придает особое значение разработке и осуществлению антикризисных мероприятий.
Накопленный опыт показывает, что при выработке программ стабилизации национальной экономики важно в полном объеме учесть специфику переходного периода от административной экономики экономической системе рыночного типа. Разрабатываемые антикризисные программы должны быть сориентированы не на механическое восстановление прежних показателей объема национального производства, а на преодоление унаследованного механизма социально-экономического застоя. Генеральным ориентиром при их разработке выступает создание необходимых стартовых условий для формирования новой экономической системы.
Таким образом, разработка антикризисных программ не является самоцелью, а продиктована необходимостью реализовать комплекс неотложных мер по нейтрализации ряда негативных социально-экономических явлений.
Среди таких программ выделяются комплексные и специальные, краткосрочные и среднесрочные программы.
Комплексные программы активно разрабатываются в самом начале переходного периода или тогда, когда вносятся существенные коррективы в стратегию развития национальной экономики. Такие документы охватывают все основные сферы национальной экономики, включая денежно-кредитную, финансы и налоги, внешнеэкономическую деятельность. Как правило, они предусматривают доведение конкретных заданий для органов государственного управления по выработке отраслевых концепций развития (например, аграрного сектора, промышленности) и т. д.
Специальные программы, которые также имеют ярко выраженную антикризисную направленность, охватывают лишь отдельные сектора национальной экономики (денежно-кредитная сфера, экспорт-импорт, промышленность и т. д.)
В целом комплексные и специальные программы имеют чаще всего краткосрочный характер действия (6-18 месяцев). Их реализация преследует основную цель - снять в обществе и национальной экономике критическое напряжение, продемонстрировать работоспособность правительства и органов государственного управления, апробировать направления, которые рассматриваются как перспективные для последующего реформирования.
Здесь определяются необходимые мероприятия, устанавливаются количественные или качественные показатели развития, указываются формы и способы внедрения, предусматривается создание соответствующего правового обеспечения, фиксируются сроки выполнения и ответственные органы государственного управления.
Первые признаки стабилизации появляются тогда, когда удается не допустить дальнейшего углубления экономического кризиса и удержать в определенных границах основные макроэкономические показатели. Важно организовать Мониторинг экономических процессов с целью получения достоверной информации.
Преодоление спада производства, резкое торможение инфляции, стабилизация обменного курса национальной валюты, ограничение роста безработицы, получение внешней финансовой поддержки от мирового сообщества, выравнивание торгового и платежного баланса - это еще несколько важных шагов вперед, по пути стабилизации. Такие изменения в дальнейшем позволяют, при оценке экономической ситуации, меньше использовать так называемые отрицательные категории и больше внимания уделять точкам экономического роста.
Обобщение опыта трансформаций, накопленного соответствующими странами переходного периода, позволяет выявить два крайних подхода, которые за последние десятилетие проявились при разработке антикризисных программ стабилизации.
С позиций сторонников монетаризма стабилизация в переходный период наступает вслед за прекращением роста цен и снижения объемов ВВП. Это дополняется стабилизацией обменного курса и минимизацией дефицита госбюджета. Последний, вслед за рационализацией государственных расходов, предстает как бюджет развития. Действительно, за счет таких изменений создаются стимулы для роста сбережений, облегчается обслуживание внешнего долга, определяется перечень неблагополучных предприятий. Вслед за снижением инфляции предприятия постепенно переориентируются на необходимость рационализации производства. Более или менее устойчивое выполнение деньгами функции сбережений позволяет создать предпосылки для запуска инвестиционного механизма и уже на долговременной основе сокращать издержки производства.
Однако сама по себе только денежно-кредитная политика (мягкая или жесткая) способна лишь временно смягчить накопившиеся противоречия, но не в состоянии сама по себе снять причины, который обусловили системный экономический кризис.
Мягкая денежно-кредитная политика позволяет некоторое время использовать кредитную эмиссию для покрытия дефицита государственного бюджета, поддерживать на плаву убыточные государственные предприятия, аграрный сектор, малорентабельные «градообразующие» предприятия. Низкие процентные ставки и «дешевые» деньги позволяют минимизировать убытки нереформи-рованных предприятий. Жесткая денежно-кредитная политика ограничивает инфляцию спроса, следовательно, и рост цен.
В целом для мягкого и для жесткого вариантов денежно-кредитной политики в методологическом плане присущ все тот же меновой подход, что и предопределяет их общую ограниченность. Они не затрагивают фундаментальные основы функционирования реального сектора экономики, не реформируют экономический базис. За счет денежно-кредитных инструментов в переходный период нет возможности преодолеть системный кризис, унаследованный от административной экономики.
С позиций сторонников мультипликационных эффектов при разработке программ стабилизации необходимо в качестве «локомотивов» национальной экономики определить несколько ключевых отраслей. Далее, не дожидаясь подавления инфляции и стабилизации обменного курса национальной валюты, необходимо средства бюджета и других внебюджетных фондов, а также кредитную эмиссию центрального банка страны переориентировать на финансирование данных приоритетных направлений (например, аграрный сектор, жилищное строительство, строительство автомагистралей, экспортные предприятия).
Получив финансовую поддержку и заказы, данные отрасли уже через свой спрос на ресурсы, через свои заказы в свою очередь якобы дадут работу другим отраслям национальной экономики, что в итоге приведет к росту ВВП.
Такие построения напоминают мультипликационный эффект Дж.М. Кейнса. Здесь все хорошо, кроме одного: известный теоретик имел дело с рыночной экономикой, культурную среду которой образуют эффективные частные собственники. А в нашем случае дело приходится иметь с экономической системой - технически и организационно отсталой, т. е. с неэффективной экономикой, которую еще предстоит реформировать, изменяя, в том числе, и отношения собственности. Отсутствие у директорского корпуса и «новых белорусов» только одной культурной привычки оставлять капитал в стране, где каждый из них родился и вырос, а не вывозить в оффшорные зоны в состоянии нейтрализовать мультипликационный эффект.
Денежное предложение, воздвигнутое за счет инфляционного налога и усиленное за счет мультипликационного эффекта, в состоянии оживить экономическую жизнь, но лишь на короткий промежуток времени. Прохождение трансформационного периода предполагает утверждение нового типа экономических отношений в рамках новой экономической системы.
Заключение
Таким образом, обобщая изложенное в курсовой работе, можно выделить следующие, основные положения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
kcj
Информация о работе Экономический цикл: современные особенности