Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:30, реферат
Цель данного реферата – раскрыть экономическую мысль средневековья.
История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.
Введение ................................................................................................................. 3
Глава I История возникновения экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира. ………………………………………………………… 5
1.1. Экономическая мысль Древнего Востока ……………………………........ 5
1.2. Экономическая мысль Древней Греции …………………………………... 7
1. 3. Экономическая мысль Древнего Рима ………………………………….. 12
Глава II Экономическая мысль Средневековья. ………………………… 15
2.1. Экономические воззрения канонистов. ………………………………….. 16
2.2. Фома Аквинский. ………………………………………………………….. 20
Заключение ……………………………………………………………………. 24
Список используемой литературы …………………………………………. 25
2. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов.
3. Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам.
4. Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление.
5. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно.
6. В концепции Платона обосновывалось прирождённое неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой.
В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия:
Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства.
Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществлённое потребление (каждый занимается тем, к чему более приспособлен), что дало повод толковать это как некий "аристократический коммунизм".
7.
Платон проповедовал уничтожение частной
собственности, общность жен и детей, государственную
регулируемость браков, общественное
воспитание детей, которые не должны знать
своих родителей.
Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.), ученик Платона, известен как воспитатель знаменитого Александра Македонского. Основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д.
Его политические взгляды изложены в работе " Политика " и других произведениях. Он – противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии.
Основные социально-экономические взгляды
Аристотеля:
1. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. Граждан Греции он делил на пять групп:
Рабы составляли отдельную группу, не
включавшуюся в гражданскую общину. Рабство
Аристотель связывал с естественным разделением
труда, считая, что рабы по своей природе
являются таковыми и способны только к
физическому труду.
2. Основной заслугой Аристотеля в развитии
экономической мысли является его попытка
проникнуть в сущность экономических
явлений, вскрыть их закономерности, положив
начало экономическому анализу (это проявилось
в подходе к определению предмета экономической
науки, в изучении обмена, форм стоимости
и т.д.)
3. Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику.
В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства:
Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику.
4. Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;
5. Человек, по мнению Аристотеля, есть
существо, которое не может жить вне общества
и государства. Следовательно, государство
важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая
воспитание как средство укрепления государственного
строя, философ считал, что школы должны
быть только государственными и в них
все граждане, исключая рабов, должны получать
одинаковое воспитание, приучающее их
к государственному порядку.
1. 3. Экономическая мысль Древнего Рима
Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопросам выступали:
1) Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), 2) Варрон (116-27 гг. до н.э.),
3) Колумелла (I в. н.э.).
1) Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении "Землевладение" Катоном Старшим, являвшимся крупным землевладельцем.
Трактат Катона отразил период подъёма римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее, прежде всего свои потребности. Однако не исключалась торговля, призванная реализовывать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственными силами.
Большое
место в сочинении Катона занимали советы
по содержанию рабов, использованию их
труда, методам эксплуатации.
2) Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил римский учёный Варрон.
Его взгляды изложены в трактате "О сельском хозяйстве". Он отразил, с одной стороны, более развитые формы рабовладения, высшую степень эволюции крупных рабовладельческих экономик; с другой – новые моменты социально-экономической обстановки, связанные с углублявшимися противоречиями, всё более пронизывавшими экономику Римского рабовладельческого государства.
В
своём трактате Варрон высказывает серьёзную
тревогу о судьбах рабовладельческого
хозяйства. Он упрекает рабовладельцев
в том, что они отошли от дел, живут в городах,
перепоручив латифундии управляющим.
Его заботы связаны не только с сохранением
натурального характера рабовладельческих
латифундий, но и с повышением их доходности,
ростом эффективности производства. Варрон
уделяет большое внимание обращению с
рабами, методам их эксплуатации.
3) Кризис рабовладения отразил в своём сочинении "О сельском хозяйстве" Колумелла. В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифундий.
Колумелла писал о крайне низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. По словам Колумеллы, "латифундии погубили Италию".
В
поисках выхода из кризиса римский учёный
отдаёт предпочтение более производительному
труду свободных производителей, ставит
вопрос об отказе от рабского труда, использовании
колонов.
В
Древнем Риме большого размаха достигла
борьба рабов за своё освобождение. Их
требования в обобщённом виде выдвигались
во время восстаний. Главными из них являлись
уничтожение рабовладельческих латифундий,
освобождение от рабства. Наиболее яркие
страницы анти рабовладельческих выступлений
связаны в Древнем Риме с крупнейшим восстанием
рабов под руководством Спартака (74 –
71 гг. до н.э.).
Глава II. Экономическая мысль Средневековья.
Экономическая
мысль средневековья тесно
В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.
Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-X вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков "Салическая правда», составленная в начале VI в. н. э.
Приводя
перечень штрафов за всевозможные преступления,
она характеризует
"Салическая правда" отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений.
"Салическая
правда" отразила разложение родового
строя, начавшийся процесс феодализации
дифференциации франкского общества и
интересы служилой аристократии, группировавшейся
вокруг короля.
2.1. Экономические воззрения канонистов.
В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.
Канонисты − лица, занимавшиеся в древности собиранием истолкованием и кодификацией церковных канонов. Канонисты делились на ранних и поздних.
В период раннего Средневековья господствовала экономическая мысль ранних канонистов. Она осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Авторы канонов выступали также против свойственного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссудные операции, как явления грешные, вообще запрещались. Одним из ярких представителей раннего канонизма являлся Августин Блаженный (Святой Августин).
Экономические воззрения Августина были отражением экономического строя раннего средневековья и выражали интересы нарождающегося класса феодалов. Он исходил из необходимости развивать хозяйственную деятельность, направленную к удовлетворению потребностей людей. В противовес идеологам рабовладельческого общества, презрительно относившимся к труду Августин призывал всех трудиться, ссылаясь на то, что в момент сотворения мира бог дал человеку приказ трудиться, а также на «священное писание».
Хотя
Августин проповедовал необходимость
трудиться, его взгляды не только
не отражали интересы эксплуатируемых
народных масс, но служили защите интересов
нарождающегося класса феодалов. Он оправдывал
закрепощение крестьян. Задачу церкви
он видел не в том, чтобы освободить крепостных
крестьян, а в том, чтобы сделать их покорными
воле своих хозяев.
Информация о работе Экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский