Экономические системы, их классификация и национальные модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться и постоянно возобновляться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы экономической системы
1.1. Понятие экономической системы
1.2. Типы и модели экономических систем
2. Три основных вида экономических систем
2.1. Административно-командная экономическая система
2.2. Рыночная экономическая система
2.3. Смешанная экономическая система
3. Экономическая система Украины
3.1. Понятие переходной экономической системы и её типы
3.2. Особенности, проблемы и перспективы Украинской экономической модели
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа содержит 1 файл

Экономические системы.docx

— 93.83 Кб (Скачать)

Если сформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать о следующих вещах:

1) тенденция  к самопроизвольному установлению  равновесия в экономике, как  правило, прокладывает себе путь  через постоянные нарушения этого  равновесия, что порождает общественные  потери труда, безработицу и т.д.;

2) рынок - жестокая  система в социальном плане;

3) рынок не  обеспечивает решения экологических  проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.

Итак, можно сделать  вывод, что Россия вступает на достаточно трудный, но эффективный путь экономических  отношений, и нам еще придется столкнуться со всеми несовершенствами рыночной системы в полной мере. Но чтобы это столкновение прошло как можно мягче и носило безболезненный характер, необходимо всецело использовать опыт и традиции развитых стран в борьбе с пороками современного капитализма.

Монополизм. Как  уже отмечалось, монополизм порожден рынком. О его существовании можно  судить по разрушению рыночных механизмов, торможению НТП, удержанию высоких цен.

Добившись доминирующего  положения на рынке, монополия стремится  к его упрочению, применяя различные  методы конкуренции, например, отрезая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя ценовую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.д.

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике  ничего хорошего. Подавляя стимул к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со  своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.

Таким образом, государства ведут борьбу с монополизмом широким фронтом, причем наиболее последовательно  в секторах, генерирующих технологические  нововведения и оказывающих влияние  на состояние всей экономики. Вслед  за появлением новых рынков формируются  государственные структуры, одной из главных задач которых становится поддержание высокой конкурентности рынков.

Рынок и конкуренция  всегда были антиподами монополизма. В  течение долгих лет их исторического  противостояния именно рынок являлся  той единственной реальной силой, которая  препятствовала тотальной монополизации экономики.

В странах с  развитыми рыночными системами  неустойчивый баланс рынка и монополизма  сохранялся довольно долго, пока государство  не взяло на себя ответственность  за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав  на защиту рыночной конкуренции, государство  противопоставило монополизму весь свой экономический потенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур. Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функции государства.

В настоящее  время, в период перехода к рынку  отечественные монополистические структуры, не готовые к открытой и честной конкуренции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосударственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попытки государства ограничить их монополистическое поведение, формирующих свои механизмы давления на власть. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей сферой оптовой торговли, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка.

В зависимости  от степени нарушения свободной  конкуренции различают следующие виды несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Чистая монополия  выступает как антипод совершенной  конкуренции. Единственный производитель  в отсутствие конкурентов выпускает  уникальный продукт, не имеющий близких заменителей. Монополист осуществляет контроль рыночной цены и объема продаж.

Для олигополии характерно наличие нескольких производителей, зависимых друг от друга. Обычно лидирующая в отрасли компания назначает цену, на которую ориентируются все остальные. При установлении цены возможен негласный сговор. Наличие всего нескольких фирм свидетельствует о барьерах, препятствующих проникновению в отрасль других конкурентов.

Наиболее близка к совершенной монополистическая конкуренция среди нескольких десятков конкурентов, выпускающих дифференцированный продукт (зубную пасту, учебники, обслуживание в парикмахерских, магазинах розничной торговли). В этих условиях значительную роль играет торговая марка. Предпочитая продукт именно этой фирмы, потребитель согласен уплатить более высокую цену. Следовательно, фирма в некоторых пределах может контролировать рыночную цену. При данном типе конкуренции фирмы достаточно независимы друг от друга.

Как уже говорилось, демонополизация относится к  постоянным функциям государства в рыночной экономике, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации российской экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики. Необходимо осуществить:

1. Изучение рынков  и выявление среди них конкурентных  и монопольных.

2. Дифференцированный  подход к монополистическим рынкам. Конечная цель антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  в экономике осталась только зона естественной монополии.

3. Выделение  зоны естественной монополии,  не подлежащей демонополизации. В зависимости от ситуации необходимо применять либо административные методы, либо ограничиваться введением правовых норм, либо устанавливать административный контроль над ценами и ставками налогообложения.

4. Выявление  монополий, в отношении которых  государство проводит жесткую  антимонопольную политику.

5. Сочетание  антимонопольной политики, правовых  норм и организационного механизма.

6. Синхронное  проведение демонополизации и  либерализации цен (так как  одна либерализация приводит  к укреплению позиций монополиста).

7. Развитие и  укрепление рыночных структур, противостоящих  монополиям.

Другое направление  объединяет способы воздействия  на монополию. Их пускают в ход, когда  совокупность методов первого направления  оказалась безрезультатной и предотвратить появление монополий не удалось. При демонополизации экономики государственного социализма к этим направлениям надо добавить разгосударствление и меры по искоренению ведомственного монополизма.

В российской экономике  начала 90-х гг. разрушение командно-административной системы происходило быстрее, чем демонополизация экономики. В результате отечественные монополии, освободившись от административного диктата государства, вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ - поднимают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. В осуществляемой экономической реформе необходимо ускорить демонополизацию, каждый шаг которой будет увеличивать действие экономических регуляторов.

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в XX в. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и в нерыночных, где механизм рынка разрушен командно-административной системой. Инфляция - это процесс обесценения денег, снижение их покупательной способности. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.

Чем больше запущена инфляционная болезнь, тем труднее  государству осуществлять меры антиинфляционного  регулирования. Воздействовать приходится не только на денежный рынок, но и на государственные финансы, инвестиционный процесс, текущее потребление и другие области экономики. В период неконтролируемой гиперинфляции борьба с ней становится всепоглощающей заботой государства, а любые его действия приобретают антиинфляционную направленность. При этом экономические проблемы отодвигаются на второй план.

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе лежит  несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета, чрезмерным инвестированием, опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда, произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Так, в зависимости от темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции:

1. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно  невысокие темпы роста цен, примерно до 10-15% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

2. Галопирующая  инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темпы ее роста выражаются, как правило двузначными цифрами. Такие высокие темпы наблюдались в 80-х гг. во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.

3. Наибольшую  опасность представляет гиперинфляция.  Ее условный рубеж - ежемесячный  рост цен свыше 50%, а годовой  будет выражаться четырехзначными  цифрами. Особенность гиперинфляции  в том, что она бывает практически неуправляемой. Классический пример гиперинфляции - обстановка, сложившаяся в Германии после Первой мировой войны.

Также инфляцию можно разделить на открытую и подавленную.

Открытая инфляция выражается в росте цен.  Она деформирует, но не разрушает механизм рынка.  Одновременно с ростом цен на одних рынках наблюдается снижение цен на других. Таким образом, борьба с открытой инфляцией является сложным, но не безнадежным делом.

Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подавленная инфляция способствует развитию инфляционного предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса прибавляется постоянная нехватка предложения товаров. Для борьбы с подавленной инфляцией необходимо осуществить переход к открытой инфляции. Этот процесс должен осуществляться последовательно, без каких бы то ни было отступлений, которые могут привести к гиперинфляции.

Как уже отмечалось, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных и негативных влияний. Социальные последствия инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих доходов. Неминуемо социальное расслоение и усугубление имущественного неравенства населения.

Для производителей социальные последствия инфляции сказываются  в утрате работниками стимулов к  труду, в отраслевых и региональных диспропорциях, в отрицательном  влиянии на техническое состояние  производства, в общем замедлении экономического развития. Инфляция снижает эффективность экономических регуляторов, подталкивая государство к использованию административных методов.

Таким образом, управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо при это учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятия за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Необходимо помнить, что нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требует выверенных гибких решений.

Проблемы занятости. Безработица - это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. К безработным, согласно социальной статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущего месяца и зарегистрированные на бирже труда.

Информация о работе Экономические системы, их классификация и национальные модели