Экономические системы, их классификация и национальные модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться и постоянно возобновляться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы экономической системы
1.1. Понятие экономической системы
1.2. Типы и модели экономических систем
2. Три основных вида экономических систем
2.1. Административно-командная экономическая система
2.2. Рыночная экономическая система
2.3. Смешанная экономическая система
3. Экономическая система Украины
3.1. Понятие переходной экономической системы и её типы
3.2. Особенности, проблемы и перспективы Украинской экономической модели
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа содержит 1 файл

Экономические системы.docx

— 93.83 Кб (Скачать)

Основные отличия  рыночной экономики свободной конкуренции  от современного капитализма:   

Основные  черты Капитализм XVIII-XIX вв. Капитализм XX в.
Масштабы  обобществления 

производства

Обобществление  производства в рамках предприятия Обобществление  и огосударствление части производства в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.п.
Социальные  гарантии Социальная  незащищенность граждан в случаях  безработицы, болезни и старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения

Надо четко  представлять, что по своей сути экономика свободной конкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, а следовательно, и неосуществимый вариант развития. Они существуют лишь в форме моделей, которые помогают понять закономерности развития систем, которые являются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современного капитализма.

Главная черта  смешанной экономики:  и    государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на вопросы что? как? и для кого? В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: на микроэкономическом уровне как планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, на макроуровне - как конкретное государственное вмешательство. Планы - результат приспособления субъектов экономики к требованиям рынка. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.

Задача использования  ресурсов решается в рамках крупных  компаний также на основе анализа  перспективности отраслей. В то же время новейшие отрасли науки и техники являются, как правило, малопривлекательными для капиталовложений, так как не несут моментальных прибылей, поэтому их финансирование осуществляется также за счет бюджетных ассигнований и национальных и интернациональных программ (таких, как общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт").

Распределение созданного ВНП также ведется  при помощи государственного вмешательства, которое направлено на развитие медицины, переподготовку кадров, социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностью выделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитой рыночной экономикой.

Таким образом, государство в смешанной экономике  действует по многим направлениям, оказывая существенное влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов (например, "новый курс" Кейнса при президенте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм. Структура его сейчас довольно сложна и является предметом отдельного обсуждения. Мы же остановимся на тех функциях, которые выполняет рынок. Каковы же они в современной капиталистической системе?

Самая важная функция  рынка - регулирующая. Она связана  с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На макроуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перспективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач государства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения. Вкупе это и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита.

Рынок выполняет  информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

Посредническая  функция рынка дает возможность  оптимального выбора конкретным покупателем  конкретного продавца и наоборот.  Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкуренцией.

Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги - меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагирует на изменения условий.

Рынок также  выполняет санирующую функцию. Она  позволяет жестко отбрасывать в  сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение общей устойчивости национальной экономики в целом.

Современная рыночная экономика проявляется через  разные модели развития. Наиболее известными из них являются:

- американская.  Основана на всемерном поощрении предпринимательской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высоком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защитой (льготы, пособия и т.д.);

- японская. Характеризуется  отставанием уровня жизни от  роста производительности труда,  за счет чего достигается резкое  снижение себестоимости продукции  и повышение спроса на нее  на мировом рынке. Такая модель  основана также на высоком  самосознании народа, готовностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считают национальной японской чертой);

- шведская. Отличается  высоким уровнем социальной политики, направленной на сокращение имущественной пропасти путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-х гг. около 70% ВВП. Естественно, что это возможно только в условиях жесткой фискальной политики. Функция производства в такой модели ложится на предпринимателя, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

- немецкая. Государство  в такой модели активно влияет  на цены, пошлины, технические  нормы. Особой поддержкой пользуется  mittelschtand - мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляются возможности для устойчивого развития.

Теперь мы несколько  подробнее поговорим о модели современного капитализма, которая существует сейчас в России. В нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности. В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции.

Изменения, происходящие сейчас, по-видимому, затянутся на десятилетия, поэтому такую систему мы также вправе назвать переходной. Рыночные отношения не могут быть введены указом. Окончательный же выбор конкретной модели будет определен соотношением политических сил, характером и качеством проводимых реформ, историческими традициями.

Формирование  рынка в России осложняется несколькими  специфическими обстоятельствами:

1) отсутствие  единства по вопросам формирования  рыночного механизма, наличие мощного противодействия этому процессу;

2) противоборство  ветвей власти, слабость федеративной  структуры, нарастание центробежных, а не интеграционных тенденций;

3) долгое властвование  нерыночной системы, высокая степень  милитаризации и монополизации экономики, изношенность капитала действующих предприятий, отсутствие современной производственной инфраструктуры;

4) социальная  напряженность в российском обществе, апатия и безразличие людей к происходящему;

Формирование  рыночных отношений в России должно вестись по многим направлениям, но среди них можно выделить три  основных: создание новых экономических субъектов, разумная государственная (прежде всего антимонопольная) политика, разработка правовых основ рынка.

Создание новых  субъектов экономики в России пока идет слабо, на данный момент доля негосударственных предприятий  в ВВП составляет около 10% - очень  низкий показатель. Тормозится создание малого и среднего бизнеса, приватизация нередко сводится к передаче собственности бюрократическим структурам.

Политика государства  в отношении экономики сейчас проводится непостоянно. Главным направлением государственного регулирования должна стать антимонопольная политика, государство должно способствовать демонополизации, развитию конкуренции, проводить антимонопольные экспертизы и осуществлять контроль за состоянием рынков. В то же время для некоторых отраслей (авиационная, космическая) единственным средством для выживание сейчас является создание финансово-промышленных групп и олигополистически конкурентного рынка.

Разработка правовой базы очень важна именно сейчас, когда резкая смена внешних условий  вкупе с традиционно неуважительным отношением населения к нормам и  правилам (правовым нигилизмом) создает  серьезные препятствия для становления рынка.

Шоковый вариант  перехода к рынку в России не осуществился из-за резкого противодействия этому  процессу и тяжелого советского наследия. Инфляция в России имеет не монетарный, а структурный характер, поэтому дальнейшее развитие рынка должно идти по эволюционному варианту.

Подведем итоги.  Рыночная система экономики является самой гибкой и эффективной из всех существующих, сейчас в подавляющем большинстве развитых стран действует система современного капитализма. Сформулируем основные преимущества рынка:

1) рынок обеспечивает  саморегулирование структуры производства, ее приспособление к структуре  общественного потребления;

2) рынок обеспечивает  эффективное распределение ресурсов  между отраслями и регионами;

3) рынок устанавливает  общественно необходимые условия  производства;

4) рынок стимулирует  производителя к повышению производительности  труда и качества продукции,  внедрению в производство достижений  НТР;

5) рынок гибко  реагирует на спрос;

6) рынок эффективно  выполняет санирующую функцию;

7) рынок обеспечивает  свободу экономической деятельности;

8) рынок является  предпосылкой развития демократии  в стране, обеспечивает свободу  личности.

Несмотря на то, что по сравнению со всеми  остальными рыночная система оказалась  наиболее гибкой, она все же имеет  ряд недостатков, которые, в свою очередь, играют значительную негативную роль в экономической жизни общества. К основным проблемам меновой системы экономики относятся, прежде всего, проблемы, связанные с борьбой против монополизма и инфляции, а также проблемы занятости и перераспределения доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономику страны необходимо активное вмешательство государства. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Надо сказать, что особенно важна роль государственного регулирования экономики в России, так как стана пытается создать независимую экономику и осуществить переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству, основанному на частной собственности.

Информация о работе Экономические системы, их классификация и национальные модели